7.4. Финансовые балансы в экономической системе государства

Эффективность функционирования экономики всегда зависела от уровня ее сбалансированности. Во времена коренной перестройки старой и формирования новой экономической системы связь между действующим хозяйственным механизмом и состоянием сбалансированности народнохозяйственных пропорций значительно усиливается. Действительно, на любом направлении реформирования экономики роль сбалансированности всех видов ресурсов с потребностью в них зростае.
Сбалансированность экономики - это соответствие между различными ее частями и подразделениями и определенные их соотношения (пропорции). Поскольку экономика постоянно развивается, говоря о ее сбалансированность, надо иметь в виду постоянное поддержание соответствия ее частей и подразделений и определенные пропорции в уровнях и темпах их розвитку.
Финансовая сбалансированность экономики выступает в двух аспектах. Первый из них заключается в том, что величина финансовых ресурсов должна быть сбалансированной по их расходов по отдельным направлениям. Другой аспект - сбалансированность финансовых ресурсов и материальных благ. Эти виды финансовой сбалансированности связаны между собой. Действенное функционирование экономики возможно только за достижения обоих аспектов финансовой збалансованости.
Финансовая сбалансированность достигается благодаря составлению и исполнению системы финансовых балансов. В целом баланс - это система показателей, характеризующих какое-либо нибудь явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторин.
Финансовый баланс - это совокупность показателей, отражающих создание и использование финансовых ресурсов в пределах государства, на отраслевом или территориальном уровнях, на отдельном предприятии, в организации, установи.
Определенная совокупность финансовых балансов составляет их систему. Система финансовых балансов - важный инструмент влияния на формирование показателей прогноза экономического и социального развития государства, отдельных территорий, отраслей хозяйства, а также предприятий, инструмент контроля экономической и социальной эффективности предполагаемых расходов. В процессе составления финансовых балансов обосновывается целесообразность применения тех или иных форм мобилизации ресурсов и направлений их использования. Осуществляемая в процессе составления финансовых балансов координация финансовых ресурсов всех балансов сопровождается определением их основных показателей и влияет на их структуру. Одновременно финансовые балансы сигнализируют о возникновении диспропорций как в экономике в целом, так и на уровне отдельных регионов, отраслей или пидприемств.
В экономической литературе есть разные точки зрения относительно состава системы финансовых балансов. По нашему мнению, в систему финансовых балансов следует включить:
балансы доходов и расходов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности
балансы доходов и расходов объединений, концернов, ассоциаций, министерств, ведомств, государственных комитетов;
балансы доходов и расходов бюджетных учреждений;
балансы финансовых ресурсов областей, районов, городов;
государственный бюджет и местные бюджеты;
баланс финансовых ресурсов и расходов государства;
финансовые балансы отдельных финансовых институтов;
баланс денежных доходов и расходов населения;
платежный баланс.
Каждый финансовый баланс имеет целью организацию финансов в определенной сфере финансовых отношений для решения определенных задач. В каждом финансовом балансе фиксируется движение определенной части финансовых ресурсов в соответствующем разрезе. Поэтому вся совокупность финансовых балансов может быть разделена на две группы - индивидуальные и зведени.
В индивидуальных финансовых балансов относятся:
балансы доходов и расходов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности
балансы доходов и расходов бюджетных учреждений;
финансовые балансы отдельных финансовых институтов. Сводные финансовые балансы включают:
баланс финансовых ресурсов и расходов государства;
балансы финансовых ресурсов областей, районов, городов;
государственный бюджет, бюджеты областей, районов, городов;
балансы доходов и расходов объединений, концернов, ассоциаций, министерств, ведомств, государственных комитетов;
баланс денежных доходов и расходов населения;
платежный баланс.
В свою очередь сводные балансы делятся на общегосударственные, территориальные и отраслевые. К общегосударственным относятся: баланс финансовых ресурсов и расходов государства, государственный бюджет; баланс денежных доходов и расходов населения; платежный баланс. Эти финансовые балансы отражают финансовые отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением, с другой. В состав территориальных финансовых балансов входят:
балансы финансовых ресурсов и затрат областей, районов, городов;
бюджеты областей, районов, городов;
балансы денежных доходов и расходов соответствующей територии.
Указанные финансовые балансы отражают финансовые отношения между государством, предприятиями, организациями, учреждениями и населением на соответствующей територии.
Отраслевые финансовые балансы включают балансы доходов и расходов объединений, концернов, ассоциаций, министерств, ведомств, государственных комитетов, финансовые планы общественных организаций и финансовых институтов. Они отражают финансовые отношения между государством и определенными отраслями, а также внутри галузей.
Кроме того, финансовые балансы следует разделять и за периодом их функционирования - на текущие и перспективни.
Одним из важных направлений решения задачи усиления финансовой сбалансированности в экономике государства является разработка, кроме вышеуказанных, еще ряда финансовых балансов. К их числу относятся финансовые балансы отраслей народного хозяйства, а также балансы по группам однородных отраслей (например, агропромышленного и топливно-энергетического комплекса). Составление таких балансов способствовало бы рациональному и эффективному использованию отраслевых ресурсов и однородных групп отраслей, установлению оптимальных предложений их розвитку.
Важное значение имело бы включение в систему финансовых балансов, балансов по группам мероприятий. К ним относятся балансы создания и использования прибыли, баланс амортизационных отчислений, а также балансы финансирования целевых комплексных программ. Эти балансы должны предусматривать, с одной стороны, объем финансирования за счет всех источников, а с другой - целевое использование ресурсов по видам мероприятий и статьями витрат.
Все финансовые балансы, создающие их систему, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведущее место в системе финансовых балансов занимает баланс финансовых ресурсов и расходов государства. Баланс финансовых ресурсов и расходов государства - это система финансовых показателей, отражающий создания и использования финансовых ресурсов во всех секторах экономики государства. В нем в общей форме отражается финансовое обоснование прогноза экономического и социального развития государства. Он является финансовым программе прогноза экономического и социального развития. Баланс финансовых ресурсов государства, показывая объем этих ресурсов, мобилизуемых на определенном промежутке времени, и их использование, отражает своими результатами общее сбалансирования финансовых ресурсов и их витрат.
В доходной части баланса финансовые ресурсы отражают ту часть стоимости валового внутреннего продукта, в процессе распределения и перераспределения доходов и накоплений может быть использована на развитие экономики государства, социальной защите населения, социально-культурные мероприятия, нужды обороны, управления и других заходи.Module . Расходная часть баланса отражает потребность государства в финансовых ресурсах, основывается на прогнозных показателях экономического и социального развития, а следовательно - в материальных ресурсах, поскольку финансовые ресурсы - производная от движения материальных ресурсов - не могут быть определены без учета материальной составляющей общественного производства. Такое определение финансовых ресурсов без учета материального производства означает, что стоимостное выражение валового внутреннего продукта будет вне стоимости. Разрыв между потребностью в финансовых ресурсах и мобилизацией свидетельствует об отсутствии взаимосвязей в материальных расчетах прогноза экономического и социального развития государства, а также необходимость их уточнения. Поэтому баланс финансовых ресурсов и затрат государства является инструментом проверки пропорций развития экономики, согласованности взаимодействия всех звеньев финансовой системи.
Анализ баланса, выявление и изучение факторов, вызывающих несоответствие между величиной финансовых ресурсов и потребностью в них, изучение причин этого несоответствия позволяют выработать рекомендации по вишуковування дополнительных доходов, соблюдение режима экономии. Исходя из необходимости роста доходов государства и сокращение расходов, могут изменяться прогнозы темпов и предложений развития экономики государства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства в частности, направления расходования финансовых ресурсов и другие показники.
Баланс финансовых ресурсов и расходов государства является балансовым расчетом и исходным документом, на основе которого в дальнейшем определяются обобщенные рамки, пропорции других финансовых балансов, обеспечивается согласованность и взаимосвязь всех финансовых балансив.
Важную роль играет разработка не только прогнозного баланса финансовых ресурсов, но и составления отчетного. В отчетном балансе отражаются конечные результаты создания и использования финансовых ресурсов во всех секторах экономики, размеры денежных доходов и накоплений, уровень перераспределения и целевое использование средств. Такой баланс содержит достаточный материал для анализа тенденций и закономерностей создания и использования финансовых ресурсов в государстве. Он является информационной базой для прогнозных расчетов как на короткий период, так и на более отдаленный время, используется для экономико-математического моделирования движения финансовых ресурсов в экономике в целом, в определенных ее секторах в отраслях хозяйства и между ними, а также для проверки количественной зависимости и взаимосвязи между объемом финансовых ресурсов, валовым внутренним продуктом, денежными доходами населення.
Баланс финансовых ресурсов создает основу для последующей работы по составлению проекта государственного бюджета, устанавливает взаимосвязь государственного бюджета с общей величиной финансовых ресурсов государства, валовым внутренним продуктом. Если говорить, что баланс финансовых ресурсов государства - это финансовая программа прогноза экономического и социального развития государства, то государственный бюджет конкретизирует эту программу в адресном, территориальном, отраслевом разрезах. Сбалансированность финансового баланса государства означает, что продукт государственного бюджета также будет збалансованим.
Время между балансом финансовых ресурсов и расходов государства и государственным бюджетом имеются определенные различия в их назначении, объему и составе доходов и расходов тощо.
Назначение баланса финансовых ресурсов и расходов государства, как отмечалось выше, состоит в выявлении обобщенных финансовых связей в экономике, определении общего объема финансовых ресурсов государства и их использования, установлении возможностей финансового обеспечения показателей прогноза экономического и социального развития держави.
Баланс финансовых ресурсов, в отличие от бюджета, не адресного характера, а является основой для определения адресных задач при составлении государственного бюджету.
Назначение же государственного бюджета заключается в формировании и использовании централизованного фонда финансовых ресурсов государства на цели расширенного воспроизводства и на социальные нужды в соответствии с имеющейся финансовой политики. Отражая объективную необходимость распределительных и пере-распределительных процессов в экономике и концентрации в распоряжении государства определенной части финансовых ресурсов, он тем самым является конкретно-адресным документом. С его помощью достигается конечная взаимосогласованность всей системы финансовых балансив.
По своему содержанию баланс финансовых ресурсов и расходов государства шире, чем государственный бюджет, поскольку баланс охватывает как финансовые ресурсы бюджета, так и собственные ресурсы предприятий, организаций, учреждений, прирост долгосрочных вкладов населения, ресурсы централизованных фондов целевого назначения (кроме тех, которые вошли в состав бюджета).
Государственный бюджет, вследствие его задач и механизма разработки, состоит лишь в год с поквартальной разбивкой. Баланс финансовых ресурсов государства состоит в год (без разбивки по кварталам), а также на перспективу. Баланс финансовых ресурсов начинает разрабатываться заранее, еще до составления государственного бюджета. Для его расчета необходимы данные в отраслевом и ведомственном розризах.
Баланс финансовых ресурсов и расходов государства тесно связан с балансом денежных доходов и расходов населения. Баланс денежных доходов и расходов населения - это система взаимосвязанных показателей, отражающих создание денежных доходов населения и их использование. С его помощью устанавливаются как финансовые отношения населения с государством, предприятиями, организациями, учреждениями, так и движение средств населения в наличной и безналичной формах. Основное назначение этого баланса - прогнозирование денежных доходов населения по их видам: заработная плата рабочих и служащих, денежные доходы от колхозов, поступления из финансовой системы; обоснование прогнозов товарооборота в розничной торговле и сфере платных услуг, прогнозирования обязательных платежей и добровольных взносов в форме налогов и сборов, поступающих в бюджет, взносов по всем видам страхования, привлечение средств населения во вклады и ценные бумаги, обеспечение сбалансированности между доходами и расходами населення.
Благодаря тому, что конечные результаты данного баланса показывают соответствие между денежными доходами и расходами населения, этот баланс, как и баланс финансовых ресурсов и расходов государства, позволяет контролировать общие предложения прогноза экономического и социального развития государства. Для сбалансированного развития экономики равновесие денежных доходов и расходов населения является такой же важной, как и полное обеспечение финансовыми ресурсами всех потребностей государства. Поэтому показатели баланса финансовых ресурсов и расходов государства и баланса денежных доходов и расходов населения дополняют друг друга. Связи этих балансов основываются и на наличии в них одинаковых статей доходов и витрат.
В доходах баланса денежных доходов и расходов населения, в частности, показывается размер выплачиваемых пенсий, стипендий, различных видов денежной помощи. Эти же показатели отражаются в расходах баланса финансовых ресурсов государства. Объем расходов на социально-культурные мероприятия в расходной части баланса финансовых ресурсов должен быть согласован с показателем доходов по заработной плате работников учреждений, содержащихся за счет бюджета. Величина заработной платы (общий фонд оплаты труда), что отражается в денежных доходах населения, является базой для расчета таких статей баланса финансовых ресурсов, как налоги и платежи населения, отчисления в пенсионный фонд, фонд занятости. Налоги и платежи населения государству показываются в доходах баланса финансовых ресурсов государства и в расходах баланса населения. Показатель прироста сбережений во вкладах и ценных бумагах в расходах баланса доходов и расходов населения отражается в доходах баланса финансовых ресурсов держави.
Менее тесная взаимосвязь имеет баланс финансовых ресурсов и расходов государства с платежным балансом. Платежный баланс - это система показателей, характеризующих соотношение денежных поступлений страны из-за границы и платежей за границу за определенный промежуток времени. Он является количественным и качественным выражением масштабов, структуры и характера участия страны в международном разделении труда, системе мирохозяйственных связей.
Платежный баланс включает счет текущих операций и счет движения капиталов и финансов. Счет текущих операций отражает платежи и поступления за товары и услуги, доходы и платежи по инвестициям и текущими трансфертами. Счет капиталов и финансов включает движение иностранных инвестиций и кредитов. Соотношение между платежами и поступлениями по этим счетам и в целом по балансу определяется дебетовым или кредитовым сальдо. Платежный баланс является активным, если страна получила из-за границы платежей на большую сумму, чем осуществила платежив.
Взаимосвязь баланса финансовых ресурсов и расходов государства с платежным балансом осуществляется в среднем через показатель обслуживание внешнего долга в расходной части баланса финансовых ресурсов при пассивном сальдо платежного балансу.
Активное сальдо платежного баланса означает прирост финансовых ресурсов государства и отражается в доходной части баланса финансовых ресурсов держави.

7.3. Сводное финансовое планирование 7.5. Баланс финансовых ресурсов и расходов регионов