7.3. Сводное финансовое планирование

Система финансового планирования имеет свою внутреннюю структуру, которая основывается на взаимосвязи ее составных элементов. Как отмечалось ранее, система финансового планирования включает две сферы. Первая - сфера сводного планирования, к которой принадлежит сведено планирования в масштабах государства, сведено территориальное планирование, возведенное планирование на уровне хозяйственных объединений. Вторая - сфера планирования на уровне хозяйствующего субъекта.
Обе сферы финансового планирования выражают внутреннее единство экономики, что проявляется в устойчивом характере согласованных многосторонних связей в экономике, в сбалансированности стадий расширенного воспроизводства, в установлении таких темпов и предложений, которые полностью отвечали бы интересам общественного потребления. В выполнении поставленных целей ведущая роль принадлежит сводном финансовому планированию, которое отражает сложную систему экономических отношений с учетом осуществления основных принципов финансового планування.
Сводное финансовое планирование - объективная форма организации и регулирования воспроизводственного процесса при использовании финансов, направленного на достижение определенной цели. Оно включает координацию согласованного обмена форм деятельности в сфере финансов с ее результатами.
Масштабность и разнообразие сводного финансового планирования предусматривают выделение пропорций в его структуре. Финансовое планирование следует разделить на отдельные уровни, где оказывается та или иная специфика.
Промежуточным звеном в системе сводного финансового планирования является финансовое обеспечение комплексных целевых программ. С их помощью решаются приоритетные проблемы развития экономики государства и отдельных территорий. Они предусматривают концентрацию финансовых ресурсов на главных направлениях развития, повышения роли интенсивных факторов производства, его ефективности.
Совершенствование сводного финансового планирования предполагает прежде тесную связь и взаимную согласованность всех звеньев. Достижение такой согласованности - это, с одной стороны, сложная задача, требующая методологических решений, постоянного совершенствования и развития в свете новых задач и требований, а с другой - выявление оптимальности планування.
Согласованность сводного общегосударственного и территориального планирования способствует решению конкретных экономических и социальных проблем, рациональному использованию финансовых ресурсов, финансовому обеспечению развития инфраструктуры, социальной сферы, охраны окружающей среды, повышению благосостояния населения. Поэтому без детального учета территориальных факторов, их согласования с общегосударственными интересами хозяйственных субъектов не может быть оптимальных плановых ришень.
Как экономико-организационный процесс сведено планирование должно решать следующие задачи:
установить возможности финансового обеспечения стратегических целей и основных задач развития общества на конкретный период с учетом уровня развития общества;
определить источники финансовых ресурсов, с помощью которых при данных условиях можно обеспечить решение поставленных задач;
обосновать рациональные и эффективные пути использования финансовых ресурсов для достижения поставленных цилей.
В сфере сводного финансового планирования сведено территориальное финансовое планирование имеет специфические черты. По своей сути оно является связующим звеном между сводным общегосударственным финансовым планированием и планированием на уровне хозяйственных объединений, качественно улучшает элементы всего процесса планирования. Оно масс целью комплексное развитие хозяйства территории, тем самым реализуя всеобъемлющий принцип комплексности в планировании, а также выявления дополнительных возможностей и методов сбалансирования планив.
Всего согласованность и взаимосогласованность различных форм сводного финансового планирования при постоянном совершенствовании сводного территориального финансового планирования на нынешнем этапе развития общества означает прежде всего обеспечение согласованности и взаимосвязи между объемом финансовых ресурсов, созданных и использованных в едином государственном комплексе, и его составных частей. Речь идет об определении необходимого уровня и масштабов перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему для достижения сбалансированного развития хозяйствующих субъектов и их объединений в рамках государства в интересах полного и рационального использования всех видов ресурсив.
Это создает условия для влияния финансовых рычагов и стимулов на достижение необходимой пропорциональности и сбалансированности развития экономики, установления научно обоснованных пропорций между развитием производства и объектов социальной инфраструктуры. Решающее значение среди этих факторов имеет достижение правильного соотношения между интересами государства и територий.
Активное использование финансов как инструмента влияния на комплексное развитие экономики требует совершенных форм сводного финансового планирования и прежде территориального. Его совершенствования должно осуществляться по мере того, как повышается степень взаимной согласованности различных территориальных образований в пределах держави.
Экономико-организационной основой такого влияния является сводный баланс финансовых ресурсов и расходов государства. Разработка и использование такого баланса в управлении экономикой прошли долгий и сложный путь розвитку.
Значение и роль сводного баланса финансовых ресурсов и затрат государства определяется тем, что при решении сложных экономических и социальных задач экономического развития объективно возникает необходимость в наличии единого комплексного документа, который отражал бы реальный объем финансовых ресурсов государства за счет всех источников независимо от формы собственности и подчинения. Его отсутствие снижает значение сводного территориального финансового планирования, так как в этом случае невозможно определить движение всех финансовых ресурсов в государстве, в свою очередь искажает стоимостные пропорции между ростом валового внутреннего продукта и денежными накоплениями, а также показатели уровня жизни граждан. Это может негативно сказаться на выравнивании показателей уровня развития отдельных территорий и планировании соответствующих показателей на майбутне.
Исчерпывающую информацию о финансовых связях и взаимоотношениях, а также об объеме финансовых ресурсов, должно государство, может предоставить только сводный баланс финансовых ресурсов и расходов государства. Его наличие позволит определить оптимальный путь развития финансовых отношений в государстве, выявить внутренние резервы роста накоплений, шире использовать финансовые стимулы для влияния на производство, обеспечить тесную взаимосвязь показателей прогноза экономического и социального развития с финансовыми показателями.
7.2. Система финансовых планов 7.4. Финансовые балансы в экономической системе государства