8.2. Назначение и роль государственных финансов

Главное назначение государственных финансов - с помощью различных финансовых институтов способствовать успешному экономическому и социальному развитию государства, обеспечению прав и свобод человека. Это достигается благодаря методам и формам мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства и использования их для развития экономики, обеспечения социальных гарантий населения, содержание армии, органов всех звеньев влади.
Совокупность форм и методов получила название финансового механизма системы управления в государстве. От того, насколько он совершенен, зависят темпы экономического и социального развития, благосостояние граждан. Важное значение имеет и то, какой объем финансовых ресурсов от их общего количества, создаваемых в государстве, она привлекает в свое распоряжение и на какие цели использует. Однако эти общие показатели еще не обеспечивают полной характеристики эффективности функционирования государственных финансив.
Необходимость государственных финансов обусловлена тем, что за любого типа экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм, т.е. через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином учитывая соответствующие объект объективные причины. К ним относится в частности, структурная перестройка экономики, борьба с монополизмом, защита окружающей среды, оборона, правопорядок, защиту тех граждан, которые на рынке входят в число потребителей - инвалиды, дети, престарелые, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и т.д.. Исходя из этого, государство строит свою финансовую политику, главной задачей которой является поиск оптимальной модели перераспределения финансовых ресурсов с целью ускорения роста материального производства и благосостояния населения. Для построения такой модели необходимо определить уровень вмешательства государства в хозяйственную деятельность производственных структур и уровень обязательств государства в вопросах социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая доля валового внутреннего продукта должно сосредоточиваться в финансовых учреждениях, создаваемых державою.
Следует учитывать, что необоснованно высокая доля централизации финансовых ресурсов приводит к негативным последствиям, поскольку централизованно трудно вести рациональное распределение и обеспечить его эффективное выполнение. Однако снижение централизации при высоком уровне государственной собственности предопределяет бесхозяйственность и различные перекосы в распределении и использовании финансовых ресурсов, и в конце - финансовый разлад в держави.
Нужна также оптимизация перераспределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении населения. Если государство чрезмерно вмешивается в перераспределение доли населения в валовом внутреннем продукте, это устраняет стимулы к труду, снижает темпы экономического роста. Одновременно невмешательства государства в этот процесс или значительное их сокращение также имеет негативные последствия - сдерживает развитие образования, науки, приводит к обнищанию некоторых слоев населения тощо.
Перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью государственных финансов, - это явление макроуровня, однако роль государственных финансов оказывается не меньшей степени в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов. Важное значение имеет то, как мобилизуются ресурсы, какими каналами и в какой форме происходит их движение, на каких принципах они выделяются и використовуються.
В условиях рынка главной формой мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства являются налоги, сборы и отчисления. Определение объекта налогообложения или исчисления платежей, предусмотренных льгот, ставок налогов и платежей, сроков уплаты, ответственности за несвоевременную уплату является механизмом влияния на экономические и социальные процессы, как и очерчивает роль финансов на микроривни.
При использовании ресурсов государство определяет метод финансирования расходов - прямое бюджетное финансирование, бюджетное кредитование или самофинансирования. Рыночная экономика предусматривает привлечение средств через выпуск акций, облигаций, различных кредитных обязательств. Это форма реализации роли финансов в хозяйственном механизме держави.
На бюджетные данные разных стран, можно сказать, что ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, значительно больше в странах с переходной экономикой, чем в странах с рыночного типа. Например, в конце 80-х.ро-ков доля расходов всех уровней государственного управления в ВВП европейских стран с переходной экономикой в среднем составляла примерно 55%. Однако эти частицы не достаточно значительные, если их сопоставить с аналогичными показателями ряда промышленно развитых стран с совершенными системами социального обеспечения. Например, в 1998 г. доля расходов всех правительственных уровней в ВВП Нидерландов, Норвегии и Швеции составляла примерно 60%, а по Австрии, Бельгии, Ирландии и Люксембурга она превышала 50%.
Состав и направления использования государственных расходов определяются характером весьма разнообразных функций государства В состав расходов, связанных с политическими функциями государства, относятся: содержание армии; государственного аппарата управления и власти; посольств; консульств, оплата взносов в международные организаций. Они составляют от 3 до 10% от внутреннего валового продукта и от 10 до 25% от общей суммы государственных расходов развитых стран. В состав расходов, связанных с экономическими функциями государства, входят государственные инвестиции в отрасли экономической инфраструктуры, субсидии частному капиталу и государственным корпорациям, расходы на внешнеэкономическую деятельность тощо.
Государство превратилось в крупного предпринимателя, потребителя и инвестора, банкира, заемщика и экспортера капиталу.
С помощью расходов на капиталовложения, которые составляют от 5 до 30% от общего объема государственных расходов, государство достаточно активно влияет на норму накопления, ее уровень и динамику, чем в значительной мере способствует использованию темпов обновления капитала и экономического зростання.
Много новых видов продукции и даже целых отраслей промышленности возникли благодаря непосредственной финансовой поддержке государства. Сфера государственной поддержки инвестиционной деятельности значительная, она охватывает в ведущих промышленно развитых странах мира от 5 до 20% от валовых капиталовложений. Общепризнанно, что государственные инвестиции и субсидии частным лицам и промышленности способствуют улучшению возможностей производства и росту национального добробуту.
Следует отметить и достаточно большом влиянии расходов на экономику для регулирования рыночных отношений. Механизм функционирования государственных расходов способствует развитию внутреннего и расширению внешних рынков сбыта. Возросло вмешательство государства и в сферу международных валютных, финансовых, кредитных отношений и товарного обмена. Увеличился экспорт государственного капитала, еще весомее стало его место в общем объеме экспортируемой продукции. Возросла роль государства как гаранта вывоза частного заемного капитала. Через многочисленные государственные компании и организации, на которые возложены функции страхования экспортных кредитов, она в определенной степени контролирует его формирование и движение. Значительная часть экспорта кредитуется государством на льготных условиях, экспортеры товаров и услуг пользуются достаточно широким кругом вывозных премий. Таким образом, государственные расходы стали одним из главных инструментов концентрации и централизации капитала, увеличение накоплений в национальной экономике. Всего в странах с развитой рыночной экономикой расходы, обусловленные экономическими функциями государства, составляют от 10 до 15% от валового продукта и от 20 до 35% от общей суммы государственных расходов. Для сравнения: в Украине такие расходы составляли в 1999 г. соответственно 16,76 и 20,3%. Эти финансовые ресурсы принимают непосредственное участие в процессе расширенного воспроизводства, постоянно превращаются в самовозрастающую стоимость - капитал. Социальные функции государства воплощаются путем обеспечения минимального прожиточного уровня наиболее уязвимым категориям населения, содействие развитию образования, культуры, здравоохранения и окружающей среды. Всего расходы на социальные нужды составляют от 20% до 35% от общего объема государственных расходов в большинстве стран свиту.
По социально-экономическому содержанию эта группа расходов является частью стоимости рабочей силы и непосредственно обусловлена необходимостью ее воспроизведения. Развитие научно-технической революции влияет не только на средства производства, но и на рабочую силу, объективно обусловливает повышение требований к его профессиональной подготовки. Растут производительная сила труда и стоимость товара - "рабочая сила". Учитывая это вопрос о роли образования в повышении темпов развития экономики все больше привлекает внимание зарубежных ученых, появляется новый термин - "инвестиции в человека". Расходы на образование, формирование нового типа работника, который имеет достаточный уровень общей и специальной профессиональной подготовки, рассматриваются в настоящее время как одна из форм капиталовложений, приносящей доход, и финансируются в значительной степени за счет государства. По данным американского экономиста Т. Шульца, почти треть национального дохода США получается благодаря повышению уровня освити.
По расходам на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки, то современная государство превратилось в главного организатора и инвестора научных исследований. За государственный счет в странах Запада финансируется от 15 до 65% расходов на эти цели. Широкое финансирования научных исследований и их внедрение в производство - качественно новый элемент государственного хозяйствования, что способствует интенсификации производства и повышению его эффективности. Существует прямая зависимость между темпами экономического роста и расходами государства на науку В ведущих странах мира на научные исследования и разработки направляется от 2,5 до почти 4% от валового внутреннего продукта.
8.1. Система государственных финансов 8.3. Правовые и организационные основы государственных финансов