9.1. Бюджет в экономической системе государства

Бюджет - это фонд финансовых ресурсов, который находится в распоряжении органов исполнительной власти определенного уровня и используется для выполнения возложенных на них функций, предусмотренных Конституцией. Экономическая природа бюджета состоит в том, что возникает объективная необходимость в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта между отраслями экономики, слоями населения и территориями с целью повышения эффективности экономики и благосостояния громадян.
Рыночная модель экономики, а также все без исключения другие модели не могут существовать и развиваться без вмешательства государства в процессы распределения и перераспределения вновь созданной стоимости в обществе. Для этого используются финансы, а бюджет с конкретной формой реализации функций государства. С развитием цивилизации бюджет становится уникальным инструментом осуществления экономической политики, не только в рыночных условиях, но и в тоталитарных, монархических и других системах. В нем сконцентрированы интересы государства, предпринимателей и населения. Между ними ведется постоянная борьба за удовлетворение собственных потребностей. Объектом этих интересов всегда является валовой внутренний продукт, собственно направления и методы его распределения и перерозподилу.
Бюджет, в основном, отражает вторичное перераспределение, т.е. после первичного распределения валового внутреннего продукта на основные его составляющие осуществляется вторичное перераспределение с помощью налогов и предоставления за счет бюджета гражданам общественных благ и послуг.
Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции, финансирование которых осуществляется за счет государственного и местных бюджетов. Экономическая природа бюджета раз проявляется в том, что с его помощью государство предоставляет обществу уникальные блага и услуги, которые существенно влияют на уровень благосостояния и качество жизни. К таким благам относятся оборона страны, национальная безопасность и правопорядок, благоустройство, защита окружающей среды, образование, здравоохранение, наука, культура тощо.
Однако осознание экономической сущности бюджета со своим становлением прошло долгий путь. Первые научные определения бюджета появились только в начале XX в. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что бюджет, с точки зрения государства, является общим финансовым законом, на котором строится роспись доходов и расходов государства. Интересным в этом источнике есть толкование относительно значения бюджета. Оно заключается в том, что бюджет "дает постоянные нормы для классификации государственных доходов и расходов. Нормативные статьи, входящие в его состав, являются постоянными величинами, которые повторяются из года в год, к изменению их законодательным путем, составляют его твердую, так сказать, консолидирующую часть. Другая часть бюджета ежегодно меняется на основные вероятности, по среднему расчету прошлых лет, а также вследствие новых государственных нужд, которые вызывают новые сборы, чрезвычайные расходы, дополнительные кредиты и т.д., именно она составляет главное содержание бюджетного закона. Соотношение между этими двумя частями бюджета определяется каждым государством по-своему, в соответствии с условиями ее финансового хозяйства ".
В этом определении бюджета еще преобладают только функциональные аспекты над экономическими, однако уже в этот период некоторые ученые довольно основательно формулируют его экономическую сущность. В частности, итальянский финансист Л. Косса в своем фундаментальном труде "Основы финансовой науки" так формулирует требования к бюджету:
расходы бюджета должны проводиться с согласия тех, кто дает средства для их осуществления;
власть, которой поручено тратить суммы, должна подвергаться серьезному контролю.
Правда, еще длительное время в финансовой литературе понятия бюджета отождествлялось с государственными финансами, а государственные финансы - с государственным хозяйством. Так, известный французский ученый-финансист П. Годме пишет, что "государственные финансы - это общественное богатство в форме денег и кредита, которое находится в распоряжении органов государства".
Именно здесь зарождается идея, с помощью бюджета государство наряду с решением классических административных, политических и оборонных задач выполняет социальную функцию общественного благосостояния. Пользуясь бюджетом, государство обеспечивает населению материальный достаток, комфортное и безопасное существование. Эта теория стала господствующей во второй половине XX в. У ее истоков стояли выдающиеся представители финансовой науки.
Идея общественного блага приобрела решающее значение в теории бюджета и финансов в целом. Представители этой теории называют бюджет публичным или фискальной экономикой, производительность которой измеряется объемом и качеством общественных благ.
В научных трудах западных теоретиков государственных финансов бюджет и бюджетный процесс описываются с позиции рыночных отношений. С помощью бюджета осуществляются меновые акты купли-продажи по схеме "налоги-блага". То есть через бюджет осуществляется меновая соглашение между государством и частными лицами, где налоги являются формой привлечения средств и участия населения в финансировании нужных ему затрат.
Реакцией населения на неэквивалентность между уплаченными налогами и полученными общественными благами является отказ от поддержки на выборах тех политических сил, которые не обеспечивают равновесия между полезностью благ и их суммарной вартистю.
В научных трудах европейских авторов государственные финансы и прежде бюджет возникают сложной сферой, которая находится на перекрестке экономики и политики и является неотъемлемой составляющей общественно-экономической системы. С этим трудно не погодитися.
На наш взгляд, бюджет, будучи очень сложным и многогранным явлением, должен рассматриваться с нескольких сторон: как звено государственных финансов, как централизованный фонд финансовых ресурсов, как финансовый план государства. Экономическая категория - бюджет выражает взаимосвязь, возникающая между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта путем создания централизованного и децентрализованных фондов финансовых ресурсов и их использования на цели расширенного воспроизводства и повышения уровня жизни суспильства.
Главное назначение бюджета - регулировать распределение и перераспределение валового внутреннего продукта по подразделениям производства, отраслями экономики, административно-территориальными образованиями, слоями населения, основываясь на потребностях рыночного хозяйства в соответствии с определенной финансовой политики.
ГЛАВА 9. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 9.2. бюджетная система