9.2. бюджетная система
В государственных образованиях любого типа обязательным элементом является бюджетная система. По форме бюджетные системы мало чем отличаются друг от друга. Как правило, бюджетные системы есть двух типов. В унитарных государствах - двухуровневая система, которая включает государственный и местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством бюджетные системы включают три и даже четыре уровня - федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты, а также бюджеты земель.Экономическая природа и суть бюджетной системы проявляется не в ее структуре, то есть не в том, сколько в ней звеньев, а в том, какие финансовые возможности законодательно закреплены за каждым звеном, какой уровень финансовой независимости имеют эти звенья при осуществлении возложенных на них конституцией государства и законодательством функций.
В тоталитарных государствах существует чрезмерная централизация в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. Местные органы власти распоряжаются финансовыми ресурсами, которые, в основном, выделяет центральная власть, их финансовые возможности ограничены, соответственно и функции - допомижни.
Время уровень финансовой независимости местных органов власти - это характерный показатель уровня развития демократических принципов в государстве. Без финансово независимых местных органов самоуправления развитие демократии невозможен. Поэтому очень важно при построении бюджетной системы Украины выработать правильные принципы ее демократического становления и розвитку.
Сейчас бюджетная система государства - это объединение всех звеньев государственного бюджета на единых принципах. Правовую основу бюджетной системы составляют Конституция и принятые на ее основе законы и другие законодательные акты. Экономическую основу бюджетной системы государства составляет экономический и научно-технический потенциал.
Составляющими бюджетной системы является ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством. Он основывается на административно-государственном устрои.
В государствах с федеративным устройством бюджетная система имеет три и более уровней, то есть федеральный бюджет, бюджеты административных единиц, входящих в состав федерации, и местные бюджеты. В унитарных государствах бюджетные системы, как правило, включают государственный и местные бюджети.
Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, л структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Он определяется государственным устройством и административно-территориальным делением держави.
Бюджетное устройство основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Принцип единства бюджета означает существование единого расчета доходов и расходов каждого звена бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации от одного уровня бюджета иншому.
Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов. Принцип достоверности - это формирование бюджета на основе реальных показателей, научно обоснованных нормативов и отображения в отчете о выполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банкив.
Принцип гласности обеспечивает освещение средствами массовой информации показателей бюджетов и отчетов об их выполнении. Принцип наглядности - это отображение показателей бюджетов во взаимосвязи с общеэкономическими показателями путем использования средств максимальной информативности результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций экономического розвитку.
Экономическое содержание бюджета и его звеньев раскрывается в распределительных процессах, которые по своей сути очень разнообразны и охватывают все уровни государственного управлиння.
Движение валового внутреннего продукта на всех стадиях - от создания до потребления осуществляется за счет денежных фондов. Поэтому в зависимости от того, как происходит процесс мобилизации и использования бюджетных средств, как это влияет на формирование в конечном итоге фондов потребления и накопления определяется роль бюджета в управлении економикою.
В связи с этим важное значение имеет постоянное совершенствование системы мобилизации доходов бюджета, лучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Система платежей в бюджет должна основываться на следующих принципах: каждое звено бюджетной системы должна иметь закрепленный в законодательном порядке перечень платежей, полностью поступающие в этот бюджет и являются достаточными для покрытия предусмотренных расходов. Если в отдельные периоды доходы не покрывают расходов, то бюджета предоставляются субсидии из общегосударственного бюджету.
Другим важным направлением влияния бюджета на экономические и социальные процессы в государстве расходы. Они участвуют в формировании конечной величины фондов потребления и накопления. Значительные суммы бюджетных ресурсов предназначены для формирования фонда потребления. В последние годы на эти цели направляется более 50% всех расходов бюджета. Существует также тенденция их зростання.
Важной проблемой усиления роли бюджета в распределительных процессах является достижение оптимальных соотношений между различными звеньями бюджетной системы. Из общегосударственных бюджетов финансируется сейчас значительная доля всех расходов. Существует тенденция к увеличению доли местных бюджетов в финансировании бюджетных расходов, а это может положительно повлиять на развитие системы местного самоуправления и в конечном итоге на использование бюджетных средств в целом.
9.1. Бюджет в экономической системе государства | 9.3. Бюджет в регулировании экономических и социальных процессов в государстве |