9.5. Бюджетная система Украины и направления совершенствования бюджетного процесса

Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Совокупность всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системы Украины, является сводным бюджетом Украины. Он используется для анализа и определения основ государственного регулирования экономического и социального развития Украини.
Бюджет Автономной Республики Крым объединяет республиканский бюджет и бюджеты районов и городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым. К местным бюджетам относятся областные, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Бюджет области объединяет областной бюджет, бюджеты районов и городов областного пидпорядкування.
Бюджет района содержит районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты. Районные и городские советы определяют доходы соответствующих поселковых и сельских бюджетов. Бюджет города, имеющего районное деление, объединяет городской бюджет и бюджеты районов, входящих в его состав. Бюджетная система Украины насчитывает 14,1 тыс. самостоятельных бюджетив.
Государственный бюджет Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым, областные, городские, районные, районные в городах, поселковые, сельские бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правом определения направлений их использования в соответствии с законодавства.
Ведущее место в бюджетной системе Украины принадлежит государственному бюджету. Из него финансируются расходы на осуществление государственных мероприятий в области хозяйственного и культурного строительства, на оборону, содержание центральных органов государственной власти и государственного управления. Через государственный бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между Автономной Республикой Крым, областями и городами республиканского подчинения. Республиканский (Автономной Республики Крым), областные, районные, городские, сельские бюджеты обеспечивают финансирование хозяйственного и культурного строительства, осуществляется органами местного самоуправления. Структуру бюджетной системы Украины характеризуют данные таблицы 7.
В 1999 г. из общего объема расходов 61,1% осуществлялось через государственный бюджет Украины, а 38,9% были отнесены на местные бюджеты. При этом следует учитывать, что включение в бюджет в 1995 г. Пенсионный фонд изменило соотношение между звеньями бюджетной системы, однако нельзя не заметить тенденции к снижению доли местных бюджетов в бюджетной системе Украини.
Чрезмерная централизация в расходовании бюджетных средств, как и сужение финансовых возможностей органов местного самоуправления, имеют одинаковые негативные последствия. Здесь нужна научно обоснованная концепция разграничения доходов и расходов различных звеньев бюджетной системы. Определяющими при ее обосновании должны стать факторы эффективного расходования средств, усиление контроля со стороны государства за хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства, установление зависимости между размером бюджетных расходов и результатами экономической деятельности в регионах.
На нынешнем этапе развития экономики государства все большую остроту приобретает необходимость коренного реформирования бюджетных взаимосвязей как по доходам, так и по расходам, а также межбюджетных отношений. Это обусловлено прежде всего тем, что в рыночных условиях бюджет является основным источником финансового обеспечения социально-экономической политики в держави.
Отсутствие надлежащего законодательного регулирования бюджетных правоотношений порождает ряд негативных социально-экономических последствий:
постоянное недовнесения течение последних лет надлежащих государственному бюджету платежей и в связи с этим недофинансирование или задержка с финансированием отдельных видов расходов;
отсутствие механизма правового регулирования бюджетных отношений, ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
ослабление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов, что приводит к многочисленным нарушениям, а от этого потерям государственных средств;
неполное отражение в бюджете доходов, которые получают бюджетные учреждения, органы исполнительной власти от использования собственности и осуществления внебюджетной деятельности, то создает систему неконтролируемости относительно использования средств и имущества;
отсутствие надлежащей методологии выполнения государственного бюджета через систему органов Государственного казначейства Украины, четкого разграничения полномочий всех уровней законодательной и исполнительной влади.
Все это требует поиска направлений совершенствования бюджетного процесса, который бы отражал конкретную направленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач и включал широкий круг действенных рычагов, с помощью которых государство осуществлять распределительные и перераспределительные функции.
Возникла насущная необходимость в приведении положений Закона Украины "О бюджетной системе Украины" требованиям нынешнего времени, устранении многих противоречий, которые существуют сейчас в законодательстве по вопросам формирования и использования бюджетов всех ривнив.
Основными направлениями совершенствования бюджетного процесса является законодательное решение бюджетных процедур, согласно которым надо ".
четко разграничить полномочия и ответственность исполнительной и законодательной ветвей власти в процессе подготовки, утверждения и исполнения бюджета;
уточнить ныне действующие процедуры подготовки и принятия бюджета;
установить процесс образования обязательств по платежам в бюджет и их погашения так, чтобы не допускать образования задолженности в бюджетной сфере;
контролировать максимальный уровень государственного долга и гарантийных обязательств правительства;
четко определить ответственность распорядителей бюджетных средств на всех уровнях;
обеспечить необходимые полномочия Министерства финансов для организации разработки и выполнения государственного бюджету.
Особо следует подчеркнуть необходимость установления жестких мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Относительно распорядителей бюджетных средств, которые нарушают бюджетное законодательство, целесообразно применять такие санкции;
приостановление полномочий по ассигнованиями или управления доходами и расходами;
введения ограничения относительно использования бюджетных счетов;
отмены или приостановления бюджетных ассигнований для возмещения незаконно потраченных средств или требования их видшкодування.
Урегулирование проблемы ответственности участников бюджетного процесса за полное и своевременное финансування.
целевое использование бюджетных средств, своевременный возврат бюджетных ссуд будет способствовать повышению эффективности бюджетного процесса, стабилизации и оздоровлению государственных финансов.
9.4. бюджетный дефицит Глава 10. МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ