11.1. Предпосылки возникновения и развития налогов

Налоги - очень сложная и чрезвычайно влиятельная на все экономические явления и процессы финансовая категория. Можно без преувеличения сказать, что, с одной стороны, налоги - это финансовая основа существования государства, мерило ее возможностей в мировом экономическом пространстве относительно развития науки, образования, культуры, обеспечения экономической безопасности, роста общественного благосостояния народу.
С другой стороны, налоги - это орудие перераспределения доходов юридических и физических лиц в государстве. их мобилизация и использование задевает интересы не только каждого предпринимателя или гражданина, но и целых слоев населения и социальных групп, между которыми идет жестокая борьба за формы и методы распределения и перераспределения, которые в истории цивилизации влекли социальные потрясения и войны. На сегодня налоги - это эффективный инструмент воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие науки и техники, масштабы социальных гарантий населенню.
Налоги - это обязательный элемент экономической системы государства независимо от того, какую модель экономического развития она выбирает, какие политические силы находятся у власти. Отсутствие налогов парализует финансовую систему государства в целом, делает ее недееспособной и в конечном итоге - лишенной всякого сенсу.
Объективной реальностью является то, что при существующих экономических условиях предпринимательские структуры и граждане должны отдавать часть своих доходов на общегосударственные общественные потребности, а взамен получать от государства бесплатные блага и послуги.
Совершенство форм и методов передачи этих средств свидетельствует об уровне развития государства, его экономических и правовых институтов. Создание налоговой системы - это не только практическая, но и большая научная проблема. Она требует глубокого анализа хозяйственной жизни в государстве, доходов населения и предпринимательских структур, бюджет семьи. Только за такими материалами можно сделать вывод о целесообразности введения того или иного налога, спрогнозировать его влияние на экономические и социальные процеси.
История цивилизации свидетельствует, что в разные периоды развития общества вводились разнообразные налоги - на землю, имущество, прибыль, ценные бумаги, наследство и дарение, добавленную стоимость, заработную плату, акцизы, сборы и отчисления, на автомобиле, лошадей, собак, продуктивный скот и птицу, пчел, подушные налоги и налоги на холостяков, налоги на бороду, окна, двери тощо.
Расцвета налоги достигают в условиях развитой рыночной экономики. Они становятся объективным элементом финансовых отношений между государством и юридическими и физическими лицами. Формируется завершена модель налоговой системы каждого государства. Она включает методы и объекты налогообложения, ставки налогов, сроки их уплаты, контроль за витрачанням.
Меняются не только виды и формы взыскания в бюджеты определенных сумм средств, но и само отношение к налогам. Они становятся эффективным орудием воплощения государственной политики по вопросам экономики и социального развития. С помощью налогов осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта в территориальном и отраслевом аспектах, а также между различными социальными группами. Это перераспределение сглаживает недостатки рыночного саморегулирования, создает дополнительные стимулы для деловой и инвестиционной активности, мотивации к труду, поддержание уровня зайнятости.
Однако не следует забывать, что налоги являются еще и очень опасным инструментом в распоряжении государства. Ведь без научной концепции налоговой политики они могут тормозить экономическое развитие государства. Концепция налоговой политики государства должна содержать обоснованные выводы относительно влияния налогообложения на результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций, объем, направления и характер инвестиций, размер и структуру фонда потребления, отраслевую и территориальную структуру економики.
Налоговые системы экономически развитых стран опираются на детально разработанную теорию налогов. ее творцами являются выдающиеся представители экономической науки: Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Кейнс, Поль Самуэльсон, Кнут Виксель, Йозеф Шумпетер, Джеймс Бюкенен и многие другие. Поиск путей совершенствования налоговых систем тривае.
На первый взгляд, можно решить очень просто. Нужно постоянно следить за тем, чтобы соблюдалась равновесие между величиной уплаченного налога и величиной полученных от правительства благ и услуг, а также создавались соответствующие правовые отношения между государством и налогоплательщиком. Однако история свидетельствует, что государство никогда не соглашается на такие отношения не только в каждом конкретном случае, но и в целом, независимо от того, какие политические силы находятся у власти. Осознание признаки справедливости по налогам изменяется в зависимости от изменения понятия о сущности задача государства, а также о системах формирования и распределения доходов. Большинство демократических сил, которая приходит сейчас к власти в цивилизованных государствах мира, становится на реальную почву и направляет политику налоговых систем на благо своего народа. Практика подтверждает, что в большинстве европейских стран налоги успешно выполняют роль экономического орудия социальной справедливости и активизации хозяйственного життя.
Если проанализировать практику построения налоговых систем во многих странах Западной Европы и ознакомиться с научными разработками ученых-экономистов от Пэтти и Смита к настоящему, то главные принципы налоговой системы можно сформулировать так:
сумма уплаченного налога всегда должна равняться стоимости получаемых от государства благ и услуг; налоги должны быть точно определены по ставке налога, срока уплаты; налогоплательщики должны быть проинформированы правительством, куда использованы каждую копейку уплаченных ими налогов, новые налоги должны вводиться только для покрытия соответствующих расходов, а не для ликвидации дефицита;
объектом налогообложения может быть лишь доход, а не его источник и размер расходов; налог должен быть пропорционален доходу; прогрессия налогообложения, в зависимости от роста дохода, не должна превышать разумного оптимума, равный трети дохода;
условия налогообложения должны быть простыми и понятными плательщику; налог следует взимать в удобное для плательщика время и приемлемым для него методом, при этом следует учитывать дешевизну взимания податкив.
За соблюдение этих принципов между правительствами и налогоплательщиками ведется жестокая борьба. Однако в западных демократических системах присутствуют сильные группы представителей социального направления, которые всегда внедряют разумные основы налогообложения и добиваются усовершенствования системы в целом. Вот почему очень важное значение приобретает принятие налоговых кодексов, в которых законодательно закрепляется равномерность налогообложения, защита плательщика от произвола налоговых служб, соблюдения налоговой тайны. Все большее признание и подтверждение приобретает мнение о том, что высокая доля налогов в валовом внутреннем продукте - это опасность для экономического роста.
Глава 11. НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ 11.2. Наука о налогах как составляющая финансовой науки