11.2. Наука о налогах как составляющая финансовой науки

Налоги всегда были важной категорией финансовой науки. Сейчас уже трудно установить, когда указанное положение стало господствующим в финансовой науке, но научное толкование налогов, исследования их сути, экономического содержания и роли имеет более двухсотлетнюю историю. Можно достоверно утверждать, что финансовая наука берет свое начало с исследования податкив.
Сначала исследования налогов осуществлялось в контексте науки о государственном хозяйстве. С развитием науки о государстве возникла потребность в более глубоком всеведении по налогам. Прежде, величины налогов, которые государство мобилизует в свое распоряжение, объекта налогообложения, влияния налогов на экономические и социальные процессы в государстве тощо.
Назначение постоянного источника доходов государства налоги получили в середине XVII века. Налоги в этот период уплачивались регулярно. Правящие структуры большинства стран вели постоянную борьбу со своими подданными, требуя своевременной и полной уплаты налогов. Известный политический деятель Северной Америки Б. Фронклин утверждал, что "платить налоги и умереть должен каждый".
Уплата налогов всегда приводила к уменьшению доходов плательщика, поэтому от финансовой науки требовали теоретического обоснования необходимости налогов и основных принципов налогообложения. В то время известный французский ученый Монтескье дал точное определение налогов как "части, которую каждый гражданин отдает из своего имущества для того, чтобы обеспечить охрану той части, которая остается у него, чтобы использовать ее с большим удовольствием" 6. Эта трактовка налогов было признано большинством исследователей и политических деятелей своего времени. Оно стало отправной точкой для появления многих направлений в теории податкив.
Однако выдающиеся представители классической школы в лице А. Смита и Д. Рикардо глубоко обосновали вопросы экономической природы налогов, их связи с услугами, которые предоставляет государство. А. Смит, в частности, признает, что налог - это плата за услуги государства. Он сравнивает расходы правительства по управлению государством с расходами по управлению имуществом. Однако ограничивает эти расходы расходами на оборону и поддержание порядка. Все остальные расходы, согласно теории А. Смита, должны покрываться за счет специального мита.
Весомым вкладом А. Смита в науку о налогах является то, что он четко сформулировал основные принципы налогообложения - их глубинность, обоснованность и четкость сих пор никто не оспаривает, хотя делались отдельные попытки дополнить их или уточнить. Принципы налогообложения, по Смиту, состоит в том, что:
граждане каждого государства должны участвовать в поддержке своего государства по возможностям и к доходам, которые они получают под охраной государства, налог, уплачиваемый гражданами, должен быть точно определен. Время его уплаты и размер должен быть известен плательщику и всем, кто захочет знать;
любой налог должен взиматься в удобное время и способ для плательщика, любой налог должен быть построен так, чтобы затраты на его изъятия были минимальними.
Эти четыре постулаты стали классическими, однако уже во второй половине XVIII века француз Д. Миробо (1761 p.), Немец Ф. Юсти (1766 p.), Итальянец П. Верри (1778 г.) активно дополняли перечисленные принципы требованиями, налоги не должны чрезмерно уменьшать доходы плательщиков, не должны сдерживать развитие промышленности, торговли, рост населения тощо.
Последователи А. Смита, прежде швейцарский экономист Ж. Сисмонди, развили точку зрения А. Смита о непроизводительный характер расходов государства. Сисмонди, в частности, отрицал налогообложения капитала, поскольку, по его мнению, это приведет к сокращению доходов государства в будущем. IX. Озеров писал по этому поводу, что "облагать капитал, означает его уничтожать, убивать кур, несущих золотые яйца" 7.
А. Смит был убежден, что производительным является труд только в сфере материального производства. Поэтому объектом налогообложения должны быть земельная рента, прибыль и заработная плата. Эту точку зрения пропагандировал и всячески популяризировал российский экономист МИ. Тургенева. Вместе М.Тургеньев, развивая принципы налогообложения А. Смита, особое внимание обращал на необходимость умеренного налогообложения, уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщика. По его мнению, "правительство обязано пытаться отклонить тяжесть налога от простого народа". М. Тургенева обосновал положение, что объектом налогообложения должен быть чистый доход, а не капитал. Значительно позже это положение развил Янжул - российский экономист украинского происхождения, который утверждал, что налоги должны оставить капитал вне налогообложения и приходиться только на дохид.
Значительный вклад в теорию налогов, особенно в обоснование принципов налогообложения, внес немецкий ученый А. Вагнер. Он обосновал десять основных принципов налогообложения, куда обычно вошли и принципы А. Смита. Однако большинство постулатов, из предложенных А. Вагнером, заслуживает внимания. Он вводит, в частности, такие понятия, как достаточность налогообложения, эластичность налогообложения, выбор объекта налогообложения, соотношение отдельных видов налогов, справедливость налогообложения, равномерность тощо.
Надо отметить, что А. Вагнер в своих теоретических исследованиях обосновывал необходимость налогообложения капитала. Эта точка зрения была принята наукой и фискальной практикой. В начале 30-х годов XX века налоги на собственность, т.е. на капитал, заняли ведущее место в доходах бюджетов многих экономически развитых стран Европы
Нельзя не отметить вклад в теорию налогов итальянца Ф. Нитта, который, развивая принципы налогообложения, особое внимание обращал на уровень налогообложения. Он утверждал, что налоги не должны мешать развитию производства. По косвенных налогов, то Нитта достаточно обоснованно доказывал, что налоги должны быть отменены, если они предопределяют сокращение потребления. При сокращении потребления сокращается виробництво.
Учитывая это в финансовой литературе достаточно активно исследовалась проблема оптимальной ставки налогов. На нее попытался дать ответ американский экономист А. Лаффер. Он установил математическую зависимость доходов бюджета от ставок налогов - увеличение налогов за счет повышения ставок на определенном этапе не компенсирует сокращение доходов, которое происходит за счет уменьшения налогооблагаемой базы. По заключению А. Лаффера высокие налоги уменьшают предпринимательскую активность, что приводит к сокращению базы оподаткування.
Наука о налогах на сегодня имеет достаточно значительное теоретическое и методологическое основание, ее принципы получили глубокую и всестороннюю аргументацию, выдержали проверку временем, прочно вписались в общих положений финансовой науки. Фундаментальные из них утверждают: справедливость налогообложения означает, что размер налога определяется величиной дохода, а ставка налога одинакова для юридических и физических лиц с одинаковыми доходами; эффективность налоговых систем в государстве определяется наличием в ней инструментов, стимулирующих экономический рост и предпринимательскую активность; простота налоговой системы находит свое отражение в доступности понимания техники расчета налогов и ведения форм звитности.
Объектом налогообложения является размер полученного дохода или величина имущества. Источником налога является полученную или другие формы выгоды или дохода. Субъект налога - это юридическое или физическое лицо, которое платит налог. Налогоплательщик может не быть субъектом, если имеющееся перекладывание податку.
Определение экономической природы и сущности налогов прошло в науке достаточно сложный путь. На эту особенность обращал внимание Е. Селигман. Так, сначала налоги рассматривались как подарок правительству, затем были формой исполнения просьбе правительства, оказания помощи, пожертвованием, потом уже как выполнение долга, в конце - принудительным платежом и напоследок - обязательным взносом, определенным правительством или установленным парламентом с помощью соответствующего закона .
Одновременно можно утверждать, что на сегодня доминирующим стало положение о том, что налоги - это плата за предоставленные государством неделимые общественные услуги. Дискуссия вокруг этого определения началась в конце XIX - начале XX веков. ее развивали Ж.-Б. Сей, Д. Милль, К. Виксель, П. Самуэльсон, Ф. Нитта и другие представители экономической науки. Так, Д. Милль писал, что налог является платой со стороны производства при благоприятных условиях хозяйствования. Ф. Нитта утверждал, что в государстве неделимые общественные услуги, как, например, внутреннее спокойствие, внешняя безопасность, правосудие, здравоохранение, охрана территории. Плата за эти услуги осуществляется населением в форме налогов. Надо отметить, что большинство ученых-теоретиков в области налогов утверждает, что это принудительная плата и непосредственной связи между уплаченными налогами и полученными услугами нет. С такими окончательными выводами трудно не согласиться.
11.1. Предпосылки возникновения и развития налогов 11.3. Экономическая сущность налогов и их назначение