11.5. Становление и развитие налоговой системы Украины

Теперь можно утверждать, что в Украине создана налоговая система, позволяющая мобилизовать средства в распоряжение государства, осуществлять их распределение и перераспределение на цели экономического и социального развития. Так, в 1995 г. поступления всех видов налогов и отчислений обеспечили 63,3% доходов бюджета, а в 1999 г. - 61,4%.
На сегодня в Украине порядок исчисления и уплаты различных видов налогов и отчислений регулируется 28 Закона. Всего по действующему законодательству предусмотрено 20 общегосударственных налогов, сборов и отчислений и 14 местных налогов и зборив.
Конституцией Украины закреплено положение о том, что система налогообложения устанавливается законами Украины. Это требует приведения всего налогового законодательства в соответствие с Конституцией Украины и одновременно создает основу для усовершенствования системы оподаткування.
Действующая налоговая система подвергается уничтожающей критике как со стороны научных кругов, так и со стороны предпринимателей, политических деятелей, депутатов. Однако все очевиднее становится, что эта критика основывается на эмоциональных и поверхностных оценках экономической действительности, она лишена глубокого анализа финансовых связей в экономике, осознания действительных потребностей государства в финансовых ресурсах для выполнения возложенных на нее функций по регулированию темпов и пропорций развития экономики, поддержания на должном уровне общественного благосостояния, обороноспособности, систем государственного управлиння.
На сегодня есть основания утверждать, что налоговая система оказалась неадекватной об условиях переходной экономики, создала значительные налоговые нагрузки на субъектов хозяйствования, привела к неоправданному изъятия оборотных средств предприятий, возникновения дополнительной потребности в кредитных ресурсах. Значительными с деформации и нестабильность в прудах, определении базы и периодов налогообложения. Очень негативно повлияли на результаты хозяйственной деятельности субъектов начисления на фонд оплаты труда. Избыточное количество налоговых льгот обусловила необоснованный перераспределение валового внутреннего продукта, создала неодинаковые условия для хозяйствования. Все это привело к возникновению значительного неофициального сектора экономики, уклонения от налогообложения, задержки налоговых надходжень.
Анализ экономической ситуации в государстве и итоги исполнения сводного и государственного бюджетов Украины за 1999 год подтверждают, что без внесения изменений в систему налогообложения, без принятия радикальных мер по возрождению отечественного производства и упорядочения государственных расходов изменить ситуацию к лучшему не можна.
При реформировании налоговой системы Украины необходимо заметить, что при этом речь идет не только о снижении уровня налогообложения. Нынешний уровень налогообложения в Украине имеет свои объективные пределы, обусловленные системой расходов бюджету.
Суть вопроса в том, что в нынешних условиях бюджет является почти единственным источником финансирования расходов на нужды социальной защиты населения и содержание социально-культурной сферы. Эти расходы проводятся сейчас по минимальным нормативам по уровню социальных благ и услуг, поэтому сокращение доходов бюджета может привести к ряду нежелательных социальных наслидкив.
На любом этапе развития государства с определенный предел снижения расходов бюджета и уровня его дефицита, превышать которую экономически нецелесообразно. Снижение уровня налогообложения, как подтвердил опыт налоговых реформ в развитых странах, сопровождается быстрым ростом налоговых поступлений в бюджет из-за замедленную реакцию экономических субъектов на снижение налогов. Оно не влияет и на темпы экономического роста. По оценкам различных экономико-математических моделей, рассчитанных для стран с развитой рыночной экономикой, продолжительность внешнего лага - от момента изменения налоговой политики к росту доходов бюджета составляет 2,5 - 3 года. Изменения же в темпах экономического роста наступают еще пизнише.
Следовательно, значительное снижение налогового бремени в первые годы сопровождается, как правило, уменьшением налоговых поступлений в бюджет. И если не удается существенно сократить объем расходов, то растут показатели бюджетного дефицита. Как правило, сокращение расходов бюджета пытаются компенсировать за счет сокращения социальных программ. Но даже в США во время проведения налоговой реформы 1981 - 1986 pp. этого сделать не удалось, следствием чего стали беспрецедентные дефициты федерального бюджета. В Украине, где социальные расходы затрагивают интересы почти каждого гражданина, более или менее значительное их сокращение вероятно только за создание условий для нормальной работы, ее приличной оплаты и обеспечения таким образом независимости большинства граждан от государственной допомоги.
Ситуация усугубляется еще и в связи с тем, что в нынешних условиях нет возможности перевести долю социальных расходов на предпринимательские структуры и доходы граждан. Это обусловлено низким уровнем заработной платы и убыточностью значительной части предприятий. Поэтому, на наш взгляд, невозможности сокращения расходов бюджетов в Украине устраняет вероятность резких изменений в системе налогообложения в сторону значительного снижения уровня оподаткування.
По нашим подсчетам, для удовлетворения предусмотренных действующим законодательством социальных потребностей посредством налоговой системы надо перераспределять менее 39 - 40% от валового внутреннего продукта, включая средства Пенсионного фонда. Дальнейшее уменьшение удельного веса объема перераспределения ВВП через налоги нереально и может иметь весьма негативные и непредсказуемые последствия. Кроме этого, следует отметить, что низкий уровень мобилизации доходов в распоряжение государства присущ, в основном, странам с невысоким уровнем развития экономики. Известно, что с ростом экономики величина ВВП, которая перераспределяется государством, тоже зростае.
В сложившейся ситуации становится все более очевидной необходимость научно обоснованной концепции доходов держави.
По нашему мнению, эта концепция должна учитывать условия экономики переходного периода, особенности и последствия системы государственного регулирования экономических и социальных процессов, которые были в прошлом, и прогрессивный зарубежный досвид.
Основным положением, масс определять структуру налоговой системы, является существующая система расходов государства на экономические и социальные нужды, определена законодательством. Без коренного изменения состава и структуры расходов государства нельзя реформировать налоговую систему. Это положение требует четкого осознания каждым, кто берется за решение вопросов совершенствования оподаткування.
Изменение бюджетных расходов государства в направлении их сокращения невозможна без значительного увеличения фонда оплаты труда, так как часть благ и услуг за счет бюджета, должны удовлетворяться за счет собственных средств населения. То есть условием уменьшения налоговой нагрузки па производителя является рост заработной платы работников. Подразумевается, что средства, которые будут высвобождаться на предприятиях в результате сокращения налогов, должны в значительной мере направляться на обеспечение роста оплаты труда. Рост оплаты труда повышать общественное благосостояние и Общественный спрос, а спрос, в свою очередь, пожвавлюватиме виробництво.
Вероятно ошибочным является утверждение, что высвобождение финансовых ресурсов в результате сокращения налогов необходимо для инвестиций. Высвободившиеся средства нужны прежде всего для увеличения фонда оплаты труда, благодаря повышению спроса стимулировать виробництво.
Следует учитывать и то, что увеличение фонда оплаты труда, с одной стороны, вызывает рост поступлений в бюджет в виде налога на доходы, а с другой - ругает позволит сократить бюджетные расходы на некоторые социальные нужды, которые граждане могут оплачивать за счет собственных средств. Вышеупомянутое является основным принципом налоговой реформы, в результате которой налоговая система может быть построена на общеизвестных, подтвержденных мировой практикой принципах.
Совершенствование системы налогообложения масс происходить путем постепенного снижения налогового бремени в процессе долгосрочной поэтапной налоговой реформы. Основными отправными элементами этой реформы должны быть:
научно обоснованная государственная политика доходов, законодательное закрепление которой должно быть отражено в налоговом кодексе;
система налогообложения должна быть составной частью государственного механизма регулирования развития определенных отраслей экономики. Нужно усилить налоговые методы регулирования темпов и пропорций развития экономики. Государство должно иметь возможность влиять на все три составляющие процесса производства - оплату труда, производственные основные и оборотные фонды, уровень доходности;
система налогообложения должна иметь инвестиционную и социальную направленность;
изменения в системе налогообложения должны осуществляться одновременно с реформированием системы оплаты труда, пенсионного обеспечения, совершенствованием социальной сферы;
расширения неналоговых форм и методов мобилизации доходов бюджета за счет аренды государственного имущества, дивидендов от доли государственной собственности в акционированных предприятиях, продажи государственного имущества;
основу налоговой системы должны составлять прямые налоги, то есть налоги, где объектом налогообложения с доход физического лица, прибыль юридического лица, земля, имущество и капитал, косвенные налоги должны использоваться только в форме акцизов для ограничения потребления некоторых видов товаров, возможностей производителя-монополиста в получении необоснованно высоких доходов, а также для налогообложения предметов роскоши, защиты собственного производителя, применение при налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в зависимости от вида деятельности и размера получаемой прибыли или дохода;
ликвидация налоговых льгот, которые способствуют перераспределению доходов, деформируют стоимостные показатели в экономике и снижают конкурентоспособность товаропроизводителей. Льготы могут предоставляться на определенный срок и при условии использования средств на определенные государством потребности;
условия налогообложения должны быть просты и понятны налогоплательщику, налог должен взиматься в удобное для плательщика время и приемлемым методом.
четкое разграничение налогов, зачисляемых в местные и государственный бюджеты, расширение прав в сфере налогообложения органов местного самоуправления, дальнейшее внедрение и усиления роли местных налогов и сборов в формировании доходов местных бюджетов;
дальнейшее использование таможенных тарифов как механизма совершенствования налогообложения во внешнеэкономической дияльности.
Организационная основа налоговой системы любого государства, т.е. правильное исчисление налогов, своевременная их уплата, невозможность уклонения от налогообложения обеспечиваются хорошо продуманной системой учета и отчетности. Отсюда - настоятельная необходимость в совершенствовании учета и отчетности в Украини.
Важным направлением совершенствования налоговой системы является уменьшение начислений на фонд оплаты труда, является одним из крупнейших в мире, а также фактором роста цен, деформации их структуры, снижению конкурентоспособности украинских товаров. Но существенное уменьшение этих начислений должно быть связано с реформированием системы социального и пенсионного обеспечения с внедрением системы персональных пенсионных рахункив.
Если говорить о совершенствовании действующей системы налогообложения, то, на наш взгляд, эта работа должна осуществляться в двух направлениях. Во-первых, с помощью усовершенствования исчисления и взимания вышеназванных налогов, во-вторых - за счет отмены некоторых видов налогов и видрахувань.
Учитывая это радикальные изменения в системе налогообложения является совершенствование налога на добавленную стоимость. На сегодня этот налог не важнейший деструктивный элемент налоговой системы Украины. Дело в том, что здесь объектом налогообложения является не доход, а расходы. Население платит этот налог при покупке товаров или оплате услуг. Он входит в цену товара или услуги, при высоких ценах сокращает потребление, а сокращение потребления ведет к сокращению виробництва.
Принятие нового Закона "О налоге на добавленную стоимость" мало что дало для уменьшения налогового давления на производителя, а в некоторых случаях, в частности относительно даты возникновения налоговых обязательств, положение даже ухудшилось. Это касается и компенсации налоговых кредитив.
Совершенствование НДС должно осуществляться с помощью дифференциации его ставок в разрезе отдельных товарных групп. Следует отменить налогообложение по нулевой ставке. С целью выравнивания условий хозяйствования и усиление контроля со стороны государства за хозяйственной деятельностью предпринимательских структур вместо нулевой ставки целесообразно применять минимальную ставку в размере 5%. Необходима также система временных скидок и надбавок к действующим ставкам для усиления регуляционной функции налоговой системи.
Отдельно следует сказать о налоге на прибыль предприятий. Согласно принятого Закона "О налогообложении прибыли предприятий" изменен порядок определения прибыли как базы налогообложения, а также введено целый ряд изменений. Однако уже сейчас можно сказать, что этот закон имеет больше негативных, чем позитивных ознак.
Если говорить о его позитивные признаки, то он прежде, и это его главное преимущество, обеспечивает пополнение оборотных средств предприятий за счет уменьшения прибыли, которая облагается налогом. Конечно, пополнение оборотных средств предприятий - очень важное условие их успешного хозяйствования. На сегодня в народном хозяйстве государства сложилась тяжелая ситуация с оборотными средствами, чувствуется их постоянная нехватка. Сначала это было обусловлено системой нормирования и пополнение оборотных средств, существовавшей в условиях социалистической экономики, когда нехватка оборотных средств большинства отраслей экономики покрывалась за счет банковских кредитов. А когда этот источник перестало существовать, то отрасли экономики оказались в весьма затруднительном финансовом положении, что и привело сокрушительную критику действующей налоговой системы, хотя первопричина была не в ний.
Как выход из положения была предложена новая редакция Закона "О налогообложении прибыли предприятий", где налогооблагаемая прибыль определяется как разница между валовым доходом и валовыми расходами. Это позволило направить более 11 млрд. грн. прибыли в развитие экономики и снизить платежей в бюджет на сумму свыше 3,8 млрд. грн. Уменьшение доходов бюджета почти обусловило рост его дефициту.
Кроме того, принятый в Законе "О налогообложении прибыли предприятий" порядок определения налогооблагаемой прибыли позволяет удерживать на складах предприятий большие объемы продукции, не пользуется спросом, а это прежде всего сказываться на доходах бюджета и в меньшей степени - на финансовом положении пидприемств.
Прежде всего изменение системы учета и отчетности, что тоже негативно отразится на общем финансовом положении в держави.
Частично выходом из положения, может быть принятие законов о налоге на имущество юридических лиц и налог на недвижимое имущество физических лиц. Но это, на наш взгляд, существенно ситуации не улучшит. Поэтому было бы целесообразно сначала разработать и утвердить научно обоснованную концепцию доходов, Налоговый кодекс и в дальнейшем в течение двух лет постепенно изменять действующее налоговое законодательство.
11.4. Современные налоговые системы зарубежных стран Глава 12. Финансов предпринимательских структур