11.4. Современные налоговые системы зарубежных стран

В условиях развитых рыночных отношений налоговая система является важным элементом регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Эффективность ее функционирования определяется самыми разнообразными факторами и прежде всего экономическим положением, раскладом политических сил, уровнем налоговой культуры, достижениями экономической науки тощо.
Однако есть обобщающие показатели, по которым можно определить эффективность налоговых систем. Это - достижение баланса между стимулированием экономической активности и социальной справедливостью налогов и уровнем перераспределения валового внутреннего продукта посредством налогов. Доля налогов в валовом внутреннем продукте свидетельствует о роли и месте налоговой системы в государственном регулировании экономикой. Вместе с тем надо учитывать, что этот показатель должен способность изменяться под влиянием экономических, политических и социальных факторов, имеющихся в каждом государстве. Следовательно, любой опыт надо тщательно анализировать, а не заимствовать без достаточных оснований. Кроме того, доля налогов в валовом внутреннем продукте любого государства постоянно меняется. Это дает основания для вывода, что, во-первых, слишком большая доля налогов в валовом внутреннем продукте не менее вредна, чем имела. Во-вторых, она не должна превышать разумного оптимуму.
Динамизм доли налогов в валовом внутреннем продукте некоторых зарубежных стран характеризуют данные, приведенные в таблице 8.
Приведенные данные свидетельствуют, что доля валового внутреннего продукта, государство мобилизует в свое распоряжение посредством налогов, имеет тенденцию к увеличению. Так, в течение тридцати восьми лет она выросла в Швеции на 25.0 пункта, в Японии - на 15,0, во Франции - на 10,1, в Канаде - на 10,9. Конечно, во многих странах этот процесс происходит под влиянием различных факторов. Однако общим правилом является то, что рыночная экономика требует вмешательства государства в процессы перераспределения созданного валового внутреннего продукта для ускорения темпов экономического развития и социальной защиты различных слоев населения. Сложность заключается в том, чтобы в каждом определенном периоде найти рациональную величину перераспределения и в соответствии с ней построить налоговый механизм регулирования, который бы включал систему льгот, ставок, сроков уплаты, объектов налогообложения тощо.
Не менее важное значение приобретает структура налогов. Она постоянно меняется под воздействием экономических, социальных и политических факторов. В общем, налоговые системы нынешних зарубежных стран основываются на трех крупнейших налогам - личном подоходном и социальном страховании и на НДС. Другие налоги, в том числе налог на прибыль корпораций, имущественный, на наследство и дарение, имеют второстепенное значення.
Структуру налоговых поступлений в некоторых зарубежных странах в 1998 г. характеризуют данные, приведенные в таблице 9.
В большинстве стран мира достаточно значительной доля личного подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений - более 30 процентов, что почти в 6 раз больше, чем в Украине. Налоги на потребление, т.е. косвенные налоги, которые бывают преимущественно в форме налога на добавленную стоимость и различных видов акцизных сборов, составляют, в среднем, четверть всех поступлений. Сравнению с Украины их доля ниже более чем вдвое. Для экономически развитых стран характерна также небольшая доля налогов на прибыль корпораций.
Характеризуя эволюцию налоговых систем развитых стран мира, следует отметить, что в последние 38 лет налицо тенденция роста доли личного подоходного налога. Одной из причин такого положения является рост доходов граждан, благодаря чему они приобщаются к высших групп шкалы налогообложения. Увеличивается также количество налогоплательщиков, повышаются налоговые ставки.
В 70-х - начале 80-х годов почти все развитые страны стали на путь широкомасштабных и многосторонних налоговых реформ, характерной чертой которых было снижение общего уровня налогов и изменение их структуры. Реформы осуществлялись с целью создания налоговых систем, которые бы стимулировали экономический рост и создавали условия, адекватные новому этапу НТР, перехода экономики от экстенсивного к интенсивному развитию. Предусматривались универсализация и упрощение налоговых систем, ощутимое уменьшение количества налоговых пильг.
Налоговые реформы характеризовались уменьшением налогов на потребление, то есть косвенных налогов. Быстрыми темпами уменьшалось количество акцизов. Похожего вывод можно сделать и по налогу на прибыль корпораций. По этому налогу уменьшаются налоговые ставки, отменяются льготы, пересматриваются условия налогообложения и т.п.. Однако ставки налога на прибыль корпораций остаются достаточно высокими. Так, в Германии она составляет 50%, Италии - 46, Канаде - 44, США - ЗО. Франции - 39, Великобритании - 35%.
В общем, развитию налоговых систем присущи такие черты расширения налогообложения личных доходов, модернизация налогов на потребление;
уменьшения влияния налогов на прибыль корпораций;
постоянный рост отчислений на социальное страхування.
Налоговая система в каждой стране имеет свои особенности, а поэтому все изменения, которые в ней происходят, требуют глубокого анализа и могут служить лишь дополнительным информативным материалом для практических действий в каждом конкретном випадку.
В западной научной доктрине относительно построения налоговых систем царит истина, что для осуществления налоговых реформ необходимым условием с соответствующее функционирование политических институтов их подоплеку составляют определенные демократические принципы, такие как свобода политического выбора, наличие выбора возможной свободной экономической поведения, основанного на частной собственности. При таких условиях все политические и экономические силы с привлечением парламентского механизма законотворчества добиваются удовлетворения собственных интересов путем поиска оптимальных вариантов V европейских странах налоговая политика формируется как результат сложного процесса взаимодействия интересов и страстей экономического, социального и культурного xapaicrepv-На сегодня можно утверждать, что налоговая политика в европейских странах является составной частью общей социальной политики общественного добробуту.
Научная мнение европейских стран чаще сосредоточивает свое внимание на проблеме достижения справедливого налогообложения в обществе. Решением этой проблемы с помощью налогов занимались Р. Хар (Англия), Дж Смарт (Австралия) - последователи основных идей учения И. Бентама и Д Млля, которые следовали справедливости в разрезе удовлетворения потребностей наибольшего круга людей. Оценивая точку зрения западных авторов на справедливость в налогообложении, нельзя не заметить их либерального, даже гуманистического, общечеловеческого характера. Западные ученые отстраняются от социальной конфронтации и классового подхода к распределительных процессов, проповедуют свободу хозяйственной и интеллектуальной деятельности, политического выбора как абсолютной общественной цинности.
В конце XX века распространилась теория оптимальной налоговой системы. Наиболее яркими представителями этой доктрины является Ф. Рамсей и П. Самуэльсон. Несколько позже ее поддержал А. Пигу. Основными характеристиками оптимального налогообложения является учет, кроме фискального, побочных экономических и социальных факторов. Конечную цель оптимального налогообложения можно истолковать так, что при заданных бюджетных доходах надо минимизировать негативный эффект от налогов, а положительный - максимизировать. Надо отметить, что идеалы оптимального налогообложения воплощаются в реформировании налоговых систем большинства европейских держав.
В общем, развитие теоретических основ оптимального налогообложения на сегодня и в ближайшее время будет тенденции к быстрой интеграции мировой экономики и приближение налоговых систем европейских стран друг к другу; радикальных изменений технологии налогообложения, компьютеризации налогового процесса; социально-экономических изменений состава плательщиков в связи с ростом количества пенсионеров; многоканальных источников поступлений доходов. В общем, происходит непрерывное создание налоговых систем в направлении прагматичного компромисса между поощрением частной хозяйственной инициативы и достаточным финансовым обеспечением государственной дияльности.
Прежде всего следует отметить, что несмотря на все разногласия, которые просматриваются при анализе соотношений, которые характеризуют налоговую политику разных стран, четко очерчены тенденция непосредственной зависимости удельного веса отдельных налогов от уровня общего экономического развития той или иной краини.
Неравномерность экономического развития стран сказывается на динамике удельного веса налогов в ВВП. Эта доля имеет тенденцию к росту. Четко прослеживается тенденция к постепенному, по мере повышения уровня экономического развития, рост доли налоговых вилучень.
Согласно с вышесказанным можно сделать вывод, что в большинстве стран власти реально оценивает свои возможности в области налогообложения, осознавая, что чрезмерные налоги подрывают производство, не способствуют частной инициативе и в конечном итоге уменьшают доходную часть бюджета. Полное сдерживание свободы маневра частного бизнеса в налоговых вопросах приводит к оттоку капиталов за пределы страны, не только ограничивает возможности потенциальных налоговых поступлений, но и препятствует увеличению количества рабочих мест со всеми негативными последствиями. Для общества в целом чрезвычайно важно обеспечить устойчивое развитие национального производства, чем подчинить его текущим бюджетным интересам. Именно поэтому в западных странах не ограничиваются периодическими масштабными понижениями налоговых ставок, а используют много рычагов, способствующих экономическому развитию. Среди них соответствующее соотношение прямых и косвенных налогов, поскольку каждая из этих групп, кроме решения общих фискальных задач, выполняет свои, присущие только ей регуляционные функции. Приоритет производства перед интересами бюджета - это тот принцип, что отражает различие и объясняет неэффективность национального налогообложения по сравнению с налогообложением развитых зарубежных краин.
Наличие общих подходов к формированию налогообложения подтверждает, что разные страны сталкиваются с общими налоговыми проблемами. В частности:
современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. В свою очередь это приводит к появлению все новых способов уклонения от уплаты налогов;
личное прибыльное обложения характеризуется несправедливостью распределения налогового бремени, которое заключается в том, что нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем налогообложения;
большая разница в ставках личного подоходного обложения и обложения компаний стимулирует последних к принятию решений об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов приводит к тому, что новые инвестиции лучше финансировать за счет заемных средств;
налогообложения компаний стимулирует их инвестиции и перестройку не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсив.
Всего зарубежные специалисты считают основными недостатками налоговых систем их сложности, неустроенность и избыточность налоговых ставок.
Несмотря на то, что эффективность налогообложения значительной степени зависит от уровня контроля за уплатой налогов, следует сразу отметить, что в отдельных странах налоговая служба существенно отличается как по организационной структуре, так и по уровню административной ответственности. В подавляющем большинстве стран, как правило, налоговая администрация (ведомство) является составной министерств финансов, что не исключает определенной автономности в осуществлении им своих функций. Общим является и то, что налоговые инспекции в развитых странах построены по территориальному ознакою.
Время привлекает внимание усилению контроля за деятельностью непосредственно налоговых органов. Так, в США в 1988 г. был принят специальный "Билль о правах налогоплательщика", который направлен прежде всего на защиту интересов тех налогоплательщиков, которые в связи с непомерными требованиями со стороны налоговых органов оказываются перед необходимостью продажи своего жилья или семейного бизнеса . Правила, предусмотренные этим документом, не освобождают налогоплательщика от необходимости доказывать в случае необходимости свою невиновность, однако они позволяют продлить время, в течение которого плательщик может обжаловать действия налоговых органов или погасить задолженность по платежам. Новые правила предусматривают также во время ревизии возможность замены налогоплательщика в случае его отсутствия доверенным лицом или бухгалтером, и проведения видео-или звукозаписи всей процедуры ревизии.
Во Франции принята Хартия прав и обязанностей налогоплательщика, предоставляется каждому из них, где также существенно расширен перечень гарантий, которые обеспечиваются законодательными и нормативными актами при проверке плательщиков. Интересно отметить, что если в большинстве стран есть только одна - через суд - возможность обжаловать предъявленную к оплате налоговую сумму, то во Франции предусмотрена еще и дополнительная - предварительная рекламация налоговым органам в случае необоснованного, по мнению плательщика, определения размера платежа, которую он может подать вышестоящей инстанции до начала срока уплаты платежа. Есть два преимущества такого порядка. С одной стороны, в случае доказанной необоснованности действий налоговых органов есть возможность оперативно решить вопрос, не обращаясь в суд, с другой - в случае объективных действий налоговиков повышается возможность ускоренного и квалифицированного рассмотрения дела в суде. Именно этим порядком объясняется незначительное количество кассационных жалоб в судебных органах Франции. Интересны и другие меры по существенному сокращению формальностей в регулировании споров и ускорении их решения. Это касается отмены ограничений ранга лица, имеющего право подписи иска, упрощения порядка возврата неправильно взысканной суммы платежа по прямым налогам, а также подачи рекламации.
Важной функцией налоговых органов разъяснение гражданам сути законодательства в сфере налогообложения и порядка действий налоговой системы. Во многих странах широко используются различные формы разъяснительной работы, растет число приемных и консультационных пунктов в налоговых центрах и других служб налоговых органов, действует разветвленная сеть телефонных справочных служб, образуются консультационные и информационные пункты в мэриях, общественных организациях, большими тиражами выходят брошюры, справочники, обзоры налогового законодавства.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, какое большое значение имеют в зарубежных странах проблемы урегулированности взаимоотношений налогоплательщика с налоговыми органами, наконец, является главным фактором эффективности всей системы оподаткування.
Таким образом, подводя итоги анализа формирования налоговых систем в разных странах и определяя их значение для Украины, можно сделать основной вывод, что проблема совершенствования налоговых систем возникла не только перед странами с переходной экономикой, но и перед развитыми государствами. Она объективна и определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и изменения тенденций экономического розвитку.
То, что налоговые системы разных стран складывались под влиянием различных экономических, политических и социальных условий, объясняет их несовершенство. Это, в свою очередь, приводит то обстоятельство, что в разных странах ведется постоянный поиск оптимальных вариантов в области налогообложения. По мнению многих экономистов Западной Европы, налоговая система оптимальна, если следует следующие принципы: а) расходы государства на содержание налоговой системы и расходы плательщика, связанные с процедурой уплаты, должны быть максимально низкими б) налоговое бремя нельзя доводить до такого уровня , когда он начинает уменьшать экономическую активность плательщика в) налогообложения не должно быть препятствием ни для внутренней рациональной организации производства, ни для его внешней рациональной ориентации на структуру спроса потребителей г) процесс получения налогов нужно организовать таким образом, чтобы он в большей степени благодаря накоплению финансовых ресурсов способствовал реализации политики конъюнктуры и занятости д) этот процесс должен влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости; е) при определении налоговой платежеспособности частных лиц следует требовать предоставления только минимума данных, которые касаются личной жизни громадян.
Приведенный перечень убеждает, что эти общие требования значительной мере повторяют фундаментальные принципы, которые должны быть основой для построения налоговой системы любого цивилизованного государства.
11.3. Экономическая сущность налогов и их назначение 11.5. Становление и развитие налоговой системы Украины