14.4. Становление и развитие системы социальных гарантий в Украине
В условиях независимого государства создания национальной системы социальных гарантий имеет первостепенное значение. Основные принципы такой системы заложены в Конституции Украины, где записано, что граждане Украины имеют право:на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье;
на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом;
на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них причинам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законодательством. Пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного, установленного законодательством;
на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование. Государство создает условия для эффективного и доступного всем гражданам медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; имеющаяся сеть таких учреждений не может быть уменьшена. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности;
на образование. Полное общее среднее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам. Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основи.
Осуществление перечисленных мероприятий требует четкого определения источников их финансирования. Очевидно, что бюджет не может быть единственным источником средств на цели социального забезпечення.
Рост в последние годы выплат на социальные нужды в валовом внутреннем продукте Украины стало одной из причин несбалансированности государственного бюджета, усиление инфляционных процесив.
Принципиально новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, предопределяет необходимость формирования адекватной системы социального обеспечения населения. Она должна основываться на таких принципах, исключающих уравниловку и иждивенческие настроения при распределении и потреблении жизненных благ, не ослабляли действенность мотивов и стимулов к труду, создавали условия для полного выявления их.
В условиях рыночной экономики источником повышения благосостояния граждан должны стать эффективная работа, трудовая активность и предпринимательская инициатива. В связи с этим для трудоспособной части населения приоритетное значение имеет защита их основных прав в сфере труда в условиях разных форм собственности и социальное страхование на случай потери работы, при достижении пенсионного возраста, временной или постоянной потере працездатности.
Главной целью социальной политики в Украине на нынешнем этапе является приостановление спада жизненного уровня населения и уменьшения бремени кризиса на наименее защищенные его слои. Она должна иметь не всеобъемлющий, а выборочный адресный характер. Государство должно гарантировать минимум социальных и материальных благ через следующие механизмы:
установление финансового обеспечения на государственном уровне минимальных социальных гарантий (минимальной заработной платы, пенсий по возрасту, стипендий и т.п.)
осуществление в связи с ценовой либерализацией превентивных социальных мер, адресного выборочного предоставления социальной помощи и компенсационных выплат;
защита покупательной способности малообеспеченных граждан через ежемесячный пересмотр среднедушевого совокупного дохода, дающего право на пособие, и целевой денежной помощи в соответствии с изменениями индекса цин.
Под непосредственным опекой государства находятся уязвимые с финансовой точки зрения слои населения - дети, пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи, безработные. Согласно этому должны функционировать конкретные формы социальных гарантий.
Одним из важных направлений является помощь семьям с детьми. Правовую основу здесь определяет Закон Украины "О государственной помощи семьям с детьми", в котором государство гарантирует уровень материальной поддержки семьям с детьми путем предоставления помощи с учетом состава семьи, ее доходов, возраста, состояния здоровья детей и т.д. . Право на государственную помощь имеют семьи граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в Украине. Помощь может предоставляться также по межгосударственным угодами.
В Украине назначаются такие виды государственной помощи:
по беременности и родам;
единовременное пособие при рождении ребенка;
по уходу за ребенком;
денежные выплаты матерям (отцам), занятым уходом трех и более детей до 16 лет
по уходу за ребенком-инвалидом;
по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком;
на детей до 16 лет (учащихся - до 18 лет);
на детей одиноким матерям;
на детей военнослужащих срочной службы;
на детей, находящихся под опекой, попечительством;
временная помощь на несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, или когда взыскание алиментов неможливе.
Сегодня помощь получают свыше 6 млн. симей.
Одной из форм социальных гарантий населению со стороны государства является выплата пенсий. Сейчас пенсии в Украине получают 14,5 млн. граждан, из них 2 млн. инвалидов, 110 тыс. детей-инвалидов и 650 тыс. граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, 400 тыс. одиноких престарелых граждан и 51 тыс. подопечных в домах -интернатах.
Общие расходы государства на пенсионное - обеспечение в 2000 году составят более 12 млрд. гривен или почти 10 процентов от ВВП. Основной проблемой в пенсионном обеспечении является ликвидация уравниловки и приближения размера пенсии к средней заработной плати.
Для граждан с минимальными доходами устанавливается целевая денежная помощь. ее получают в форме ежемесячных денежных выплат нетрудоспособные граждане, где среднемесячный совокупный доход на одного члена семьи на протяжении трех предыдущих месяцев не достигал денежного размера, который устанавливает правительство. Помощь предоставляется в виде целевых выплат отдельно на жизнь, оплату жилья, коммунальных услуг, электроэнергии, приобретение и доставку палива.
Законодательством Украины предусмотрена индексация денежных доходов граждан, имеющих потери от роста цен на товары и послуги.
Как форма социальных гарантий в Украине используется дотация на некоторые виды товаров и услуги с целью поддержания их цены на соответствующем уровне. Следует отметить, что поддержка фиксированных цен - это найнедосконалиша форма социальных гарантий, которая предопределяет неравенство в споживанни.
Дотации назначаются в том случае, если себестоимость изготовления товара или оказания услуги выше, чем фиксированная цена продажи. Она должна покрывать убытки и обеспечивать определенный уровень рентабельности производителям. По некоторым товарами и услугами дотация покрывает лишь збитки.
На сегодня дотации из государственного бюджета выделяются для поддержания фиксированных и регуляционных цен на газ, твердое топливо, медикаменты, строительные материалы для индивидуального жилищного строительства, жилищно-строительных кооперативов и молодежных жилищных комплексив.
Из бюджета выделяются дотации жилищно-коммунальному хозяйству, в том числе на воду, водоотвод, топливоснабжения. Дотации предоставляются на услуги городского автомобильного транспорта, метрополитенов, железных дорог, авиалиний, городского водного транспорта. Кроме того, из бюджета осуществляется финансирование капитального ремонта жилья, благоустройство городов и поселков городского типа, ремонт и содержание дорог, реставрация памятников архитектуры, мероприятия, связанные с возвращением крымскотатарского, немецкого и других депортированных народов, финансирование строительства жилья для военнослужащих и т.д. .
Размер дотаций рассчитывают на единицу продукции или как разницу между ценой и себестоимостью продукции и услуг Финансирование дотаций производится с общегосударственного и местных бюджетив.
В Украине предусмотрены социальные гарантии гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Размер выплат и помощи предусмотрены Законами Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" и "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы", а именно: на финансирование капитальных вложений, расходов на выплату компенсаций и предоставления льгот, расходов на социальное страхование, расходов, связанных с предоставлением льгот по пенсионному обеспечению и помощи, других расходов на проведение работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофи.
Для защиты граждан от безработицы на государственном и местном уровнях создается Фонд содействия занятости населения за счет страховых взносов предприятий, граждан и поступлений из государственного и местных бюджетов, а также добровольных поступлений от предприятий и громадян.
Средства фонда используются для финансирования организации профессиональной ориентации населения, профессионального обучения высвобождаемых работников и безработных, содействие их трудоустройству, на выплату пособий по безработице, организацию дополнительных рабочих мест и других расходов, связанных с социальной защитой прав граждан на труд.
В Украине значительное внимание уделяется социальной защите определенных слоев населения. Так, на протяжении последних лет приняты Законы Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты", "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине", где предусмотрено предоставление большого количества льгот и привилегий, а также дополнительного материального обеспечения. Для создания надлежащих условий для жизни и работы граждан, которые имеют большие заслуги перед государством, правительством предусмотрен ряд льгот и прав на дополнительное материальное обеспечение для Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.
14.3. Источники финансового обеспечения социальных гарантий | Глава 15. СТРАХОВЫЕ И резервного фонда ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ |