14.3. Источники финансового обеспечения социальных гарантий

Вопросы финансового обеспечения социальных гарантий всегда были актуальными. их актуальность усиливается в странах с переходной экономикой, где отсутствует совершенная система как самих социальных гарантий, так и источников их финансирования. Мировая финансовая наука и практика своим достоянием имеют такие источники финансирования социальных гарантий: бюджетные ассигнования, финансовые ресурсы предпринимательских структур, средства спонсоров, средства благотворительных организаций; страхування.
Прежде всего надо четко разграничить, что является социальной гарантией в отношении граждан своего государства и является социальной услугой со стороны государства. Конечно, социальная гарантия должна иметь законодательное закрепление и предусмотренных законом источники финансирования. Государство за счет бюджета должна обеспечивать минимально гарантированный уровень предоставления услуг в области образования, медицинского, культурного, бытового и социального обслуживания населения и прежде граждан, которые по тем или иным причинам имеют низкий уровень материального забезпечення.
Время граждане государства должны иметь право за счет собственных средств и кредита повышать уровень своего социального обслуживания или получать социальные услуги качественного содержания. Поэтому при рассмотрении финансового обеспечения социальной сферы должен быть выделен финансовый норматив обеспечения социальных гарантий на соответствующую расчетную единицу - одного жителя, одного ученика, студента, пенсионера и т.д.. Этот норматив является гарантированным государством средством предоставления бесплатных благ и услуг, что собственно является социальной гарантией. Средства в пределах норматива могут быть ассигнованы как из государственного, так и из местных бюджетов или за счет различных внебюджетных фондив.
Все, что предоставляется сверх указанного норматив, может быть платным. Важным условием осуществления такого подхода является научное обоснование финансовых нормативов социальных гарантий, их дифференциация в зависимости от экономического развития территорий, структуры населения, природных и других умов.
Финансовый норматив расходов государства на социальные гарантии должен стать основой действие расчета фактических расходов на социальные нужды из всех источников для достижения государством высокого уровня индекса человеческого развития. Этот интегральный показатель принят ООН в 1990 году. Он содержит данные о долголетии граждан в каждом государстве, уровень образования, социального обслуживания и благосостояния населения. То есть он служит ориентиром для достижения определенного уровня роста материальных, духовных, культурных потребностей населения, научного потенциала держави.
Очень важной проблемой является создание надежного механизма финансирования социальных нужд за счет внебюджетных средств. Здесь прежде всего заслуживает внимания использования предпринимательских структур. Предприятие за счет своих доходов формирует социальную инфраструктуру, что позволяет максимально удовлетворить материальные и духовные потребности его работников. Работают ведомственные санатории, дома отдыха, профилактории, детские сады, учреждения культуры, заключаются договоры на обслуживание коллектива предприятий поликлиниками, подготовку кадров. Есть основания утверждать, что в дальнейшем объемы финансовых ресурсов предприятий, направляемых на социальные нужды, расти и тем самым частично снимется нагрузка на местные и государственный бюджети.
Расход средств предприятий на социальные нужды имеет свои недостатки. К ним. относятся в частности неравенство в предоставлении социальных услуг гражданам, проживающим на определенной территории, разбросанность средств, неэффективное использование учреждений социальной инфраструктуры и т.д.. Чтобы этого избежать, органы местного самоуправления должны полнее использовать свои возможности путем организации совместного финансирования объектов социальной инфраструктуры за счет средств предприятий и местных бюджетов. Такая форма финансирования была бы целесообразной и в том случае, когда предпринимательские структуры не в состоянии самостоятельно обеспечить финансирование собственной социальной инфраструктури.
Как подтверждает опыт стран с развитой рыночной экономикой, сейчас появляется новый источник финансирования социального развития - спонсорство и меценатство. Их можно трактовать как некоммерческую деятельность организаций и отдельных лиц, направленную на удовлетворение потребностей общества в социальных гарантиях. Теоретически меценатство и спонсорство можно определить как форму инвестирования в социальную сферу. Большинством стран эта сфера деятельности регулируется законодательством. В Украине в 1997 году вступил в силу Закон "О благотворительности и благотворительной деятельности". Государство всячески поощряет эту деятельность путем предоставления льгот по налогообложению тощо.
В Украине на сегодня зарегистрировано 216 благотворительных организаций, их средства используются на различные социальные нужды - программы государственного значения, предоставление стипендий одаренным детям для получения ими образования, различные спортивные соревнования (Олимпийские игры). Ресурсы благотворительных организаций направлены, в основном, на финансирование объектов инфраструктуры для малообеспеченных слоев населення.
Другим источником финансового обеспечения социальной инфраструктуры является страхование - пенсионное, медицинское, а также в случае безработицы и от несчастного случая на производстве. Страхование рассчитано на все занятое население государства, поскольку именно оно участвует в создании страховых фондив.
Социальное страхование независимо от сферы его применения должно основываться на следующих общих принципах:
обязательность социального страхования всех работающих по найму;
обеспечения лицам, занятым предпринимательской и творческой деятельностью, фермерам, членам кооперативов права выбора относительно участия в обязательном и добровольном или только в добровольном страховании
добровольность страхования для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию с целью получения дополнительного или повышенного уровня материального обеспечения;
обязательность финансового участия застрахованных лиц в формировании страховых фондов, что является главным условием получения права на социальные выплаты, их дифференциацию по отдельным видам социального страхования;
равноправие всех застрахованных лиц относительно обязательств по финансированию расходов и получаемых в результате этого прав и гарантий;
особый порядок финансирования страховых фондов, обеспечивает автоматическое воспроизведение средств на выплаты по социальному страхованию. С этой целью граждане и предприятия уплачивают страховые взносы, размеры которых устанавливаются в процентах к заработной плате;
государственные гарантии по выплатам по социальному страхованию;
управления деятельностью фондов социального страхования через систему социального партнерства с административным и финансовым контролем держави.
Система обязательного медицинского страхования основывается на принципе солидарности, по которому осуществляется перераспределение средств от трудоспособных нетрудоспособным, от здоровых больным, от работающих безработным и т.д.. При этом работники отчисляют часть своего заработка на пенсии, медицинское обслуживание и на содержание безработных под обязательство государства, которая гарантирует им, что с наступлением нетрудоспособного возраста и в случае инвалидности следующие поколения граждан осуществлять отчисления на содержание их или их симей.
Отчисления средств, используемых на помощь семьям с детьми, также обусловлены интересами граждан, поскольку направляются на поддержку тех, кто в будущем должен осуществить их забезпечення.
Медицинское страхование обеспечивает право работающих граждан и членов их семей на квалифицированное медицинское обслуживание, материальное обеспечение в случае заболевания и в других випадках.
Фонд медицинского страхования создается за счет страховых взносов предприятий и граждан, а также благотворительных взносов граждан и предприятий, кредитов банков, других кредиторов и других источников, формирование которых не запрещено законодательством Украини.
За счет средств фонда финансируются: медицинская помощь, лечение в медицинских учреждениях, помощь по временной нетрудоспособности в связи с болезнью, помощь по уходу за больным ребенком, помощь по беременности и при родах, помощь при рождении ребенка, помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; санаторно-курортное лечение и отдых, медицинская помощь и лечение незастрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодавством.
Фонд страхования от несчастных случаев на производстве создается за счет страховых взносов предприятий, размер которых дифференцируется в зависимости от степени риска для здоровья. Средства фонда направляются на следующие цели:
выплату пенсии по инвалидности в связи с несчастным случаем, профессиональных заболеваний на производстве;
выплату пособия в случае временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональных заболеваний, возмещения убытков, причиненных работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, а также на выплаты лицам, имеют право на возмещение ущерба в случае потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве;
поощрения предприятий за систематическое снижение уровня или отсутствие производственного травматизма, профессиональных захворювань.
Пенсионное страхование должно осуществляться через создание негосударственных пенсионных фондив.
Заслуживает особого внимания предоставления платных услуг в социальной сфере. В условиях рынка платные услуги набирают все большие масштабы. С позиций финансовой теории это явление объективное и обусловлено как необходимостью справедливого перераспределения благ и услуг в зависимости от трудовых усилий каждого гражданина, так и создание конкурентной среды по предоставлению услуг и достижение на этой основе роста их качества. Кроме того, разнообразие источников финансового обеспечения социальных благ и услуг усиливает уровень стабильности, полноты и реальности социальной системы в цилому.
На сегодня очевидно, что предоставление платных услуг государственными организациями и учреждениями социальной сферы, создание негосударственного сектора в этой сфере должно иметь законодательное закрепление и контролироваться государственными органами. Дело в том, что социальная сфера - явление достаточно многогранное, платное предоставление благ и услуг должно внедряться с учетом особенностей функционирования каждого направления социальной сфери.
Так, например, образование включает по своему социальному назначению очень разнообразные формы услуг. Это дошкольное воспитание, проведение мероприятий внешкольной работы с детьми, содержание ных заведений, предоставления общего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Каждый из этих направлений требует собственного подхода к решению вопросов финансового забезпечення.
Государственные учреждения внешкольной работы с детьми, к которым относятся дворцы детского творчества, станции юных техников, натуралистов, туристов, должны получать дотации из местных бюджетов, а не находиться на полном их финансировании. Аналогичное финансирование должно быть предусмотрено и для дошкольных учреждений освити.
Финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных школ должно осуществляться за счет бюджетных средств. Предоставление дополнительных услуг должно быть платным. Что касается профессионально-технического образования, то ее финансирование следует осуществлять на основе долевого участия государства и предпринимательских структур, для которых ведется подготовка кадрив.
Достаточно сложная ситуация по финансированию высшего образования. На сегодня государство финансирует из бюджета не подготовку кадров высшей квалификации, а государственные высшие учебные заведения, которые имеют право предоставлять отдельные платные услуги и до 20 процентов специалистов готовить за их счет. Такой подход не имеет достаточного обоснования и ведет к нерациональному использованию бюджетных коштив.
Основным условием улучшения финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений и повышения эффективности использования бюджетных средств является научно обоснованное определение потребности в специалистах высшей квалификации для государственного сектора экономики. Государство должно ежегодно формировать заказ на подготовку специалистов в высших учебных заведениях и размещать этот заказ на конкурсной основи.
Потребность в специалистах с высшим образованием для экономики государства в целом определяет рынок. Государство из бюджета по финансовым нормативам финансирует только государственный заказ. Подготовка специалистов сверх государственного заказа должна быть платной. Такой подход уменьшит нагрузку на бюджетную систему, позволит избежать структурных перекосов в подготовке специалистов высшей квалификации. Одновременно на всех уровнях образовательной системы должны функционировать частные школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты и другие образовательные учреждения как гарантия конкурентной среды и повышения качества освити.
Требует усовершенствования финансовое обеспечение системы здравоохранения. На сегодня в Украине это сложный комплекс лечебных, лечебно-профилактических и санаторно-профилактических учреждений, к которым относятся больницы и территориальные медицинские объединения, поликлиники и амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой и неотложной помощи, станции переливания крови, санатории для больных туберкулезом и для детей и подростков, дома ребенка, санитарно-эпидемиологические, дезинфекционные станции, центры здоровья и учреждения санитарного просвещения. То есть это расширена сеть государственных учреждений, находящихся на бюджетном финансировании. Предыдущий опыт финансирования здравоохранения дает конце концов основание сделать два вывода. Во-первых, государство не в состоянии выделять средства в таких размерах, обеспечивающих предоставление медицинских услуг за постоянно растущими качественными и количественными показателями. Во-вторых, наличие лишь одного источника финансового обеспечения здравоохранения сполна устраняет конкурентные мотивы относительно деятельности этих установ.
Мировой опыт подтверждает, что успешное оказание медицинских услуг населению возможно при наличии нескольких источников финансування.
Наиболее распространенными являются на сегодня три источника - бюджет, средства граждан и медицинское страхование. О недостатках бюджетного финансирования здравоохранения говорилось выше, однако платная медицина тоже их нет. Она недоступна для граждан с низкими доходами.
Именно поэтому ни одна страна в мире не использует как платную, так и бесплатную медицинскую помощь в чистом виде. Платные медицинские услуги являются скорее элементом, характеризующий полноту рынке лечебных услуг Платная медицина создает конкуренцию, так необходимую в рыночной среде. Итак, имея достаточно высокий уровень эффективности благодаря прямой форме оплаты услуг, она положительно влияет на эффективность работы всей системы здравоохранения. С этих позиций создание и развитие в Украине частных больниц и клиник следует рассматривать как положительное и необходимое явление. Вместе платные заведения, как и бюджетные, не могут дать полноты обеспечения медицинскими послугами.
Поэтому получил распространение метод финансирования медицинских услуг за счет страховых фондов, т.е. путем внедрения медицинского страхования. Эта форма удачно дополняет все другие источники финансирования и имеет перспективу в условиях Украины. Согласно Конституции Украины каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхування.
За счет бюджетных средств каждый гражданин масс право на бесплатную медицинскую помощь, время государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм власности.
Предоставление услуг в сфере культуры, то есть финансирование расходов по содержанию библиотек, музеев, дворцов и домов культуры, клубов, народных театров и художественных коллективов должно осуществляться на основе долевого участия хозяйственных структур, местных бюджетов и собственных доходив.
Источником финансирования социальных услуг для населения могут быть различные формы кредита. Это прежде всего потребительский кредит для приобретения товаров долгосрочного пользования, на получение образования, приобретение жилья. Заслуживают внимания также жилые сбережения. Условия ярости жилищных ссуд должны быть проработаны так, чтобы выгода была двусторонней. Кроме того, нужно упорядочить систему инвестирования жилищного строительства, выпуска срочных или бессрочных жилищных сертификатов, акций. Покупая те или иные ценные бумаги, инвесторы вкладывают средства в строительство жилья и при этом получают доход в зависимости от роста стоимости житла.
Развитие системы финансового обеспечения социальных гарантий, как и социального обслуживания населения, в целом масс осуществляться, и это подтверждает мировой опыт путем комплексного использования всех источников и оптимизации их структуры. Финансовое обеспечение должно включать следующие источники: бюджетное финансирование, финансовые ресурсы предприятий, спонсорство, меценатство, благотворительность, страхование; кредитования: плату за послуги.

14.2. Виды и формы социальных гарантий 14.4. Становление и развитие системы социальных гарантий в Украине