14.2. Виды и формы социальных гарантий
Развитие социального обеспечения, виды и формы социальных гарантий в государстве определяются двумя основными факторами - уровнем экономического развития и состоянием развития демократических принципов. Между тем мировой опыт подтверждает, что социальные гарантии должны осуществляться по следующим напрямками.Первый заключается в том, что государство должно гарантировать каждому гражданину, который осуществляет трудовую деятельность, приемлемый уровень благосостояния посредством минимального уровня заработной платы, ее индексации, умеренных налогов и невмешательства в предпринимательскую дияльнисть.
Второе направление - это удовольствие так называемых приоритетных потребностей общества, попечительства которым государство не может доверить каждому гражданину самостоятельно. К ним относятся потребности в получении общего образования, воспитании детей и подростков, проведении культурно-просветительной работы, подготовке кадров, организации здравоохранения и развития физической культуры членов общества. Государство законодательно гарантирует удовлетворение указанных потребностей за счет бюджета минимально достаточными объемами в форме бесплатных послуг.
Третье направление целью сближение уровней жизни различных групп населения, недостаточная обеспеченность которых связана преимущественно с причинами, не зависящими от их трудовых усилий. Такими причинами могут быть повышенная нагрузка иждивенцев на трудоспособных, состояние здоровья, возраст, потеря работы; кризисные явления в экономике. В этом случае формами удовлетворения соответствующих потребностей могут быть пенсии, пособия, стипендии, денежные выплаты, их индексация, материальная помощь, льготы по налогам, платежей и услуг. Приведены формы социальных гарантий способствуют тому, что становится возможным поддержание жизненного уровня, а также развитие способностей человека независимо от его материального положения, уровня заработной платы и влияния экономических и других внешних факторов в громадян.
Социально-экономические гарантии является методом обеспечения со стороны государства удовлетворения потребностей граждан на уровне социально признанных норм. Социально-экономические гарантии гражданам - это объективная необходимость для любого правового государства, содержание и целесообразность ее существования. Объем и уровне таких гарантий является мерилом ее цивилизованости.
Переход к рыночной экономике всегда нуждался изменения подходов к социальным проблемам, которые сложились в государстве, регионе, трудовом коллективе. Правду говоря, появилась совершенно новая отрасль экономических отношений между населением и государством, населением и местными органами власти или субъектами господарювання.
При многообразие форм собственности, расширение видов индивидуальной трудовой деятельности, изменения организационных структур управления экономикой, демократизации самого процесса управления, сокращения и изменения способов и методов государственного вмешательства в хозяйственную деятельность определенных звеньев экономики необходимые меры по обеспечению социальных гарантий населению со стороны государства. Они гарантируют каждому определенный уровень благ и услуг как за счет взносов самого гражданина, так и через перераспределение ресурсов между населением на нужды его материального забезпечення.
Гарантии государства заключаются в том, что она, во-первых, создает условия действие самообеспечения жизненно необходимыми благами для удовлетворения собственных потребностей, во-вторых, изымая у граждан часть созданного ими дохода, возвращает им (вне связи с удаленной частью) блага и услуги в форме образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, культурного обслуживания, социального страхования и обеспечения, в-третьих, за счет изъятия у некоторых граждан части их дохода оказывает определенное количество благ и услуг тем гражданам, которые по состоянию физического здоровья не могут самостоятельно обеспечить себя всем необходимым (пенсии инвалидам с детства, содержание домов для инвалидов и престарелых, оказание различных видов помощи).
Общая сумма благ и услуг, потребляемых населением за соответствующий промежуток времени, составляет фонд потребления. Его объем всегда ограничен размерами созданного валового внутреннего продукта, а также другими обязательными вычетами, которые призвана осуществлять государство. Подразумевается оборона, научные исследования, убытки от стихийного бедствия тощо.
Размер средств, направляемых на социальные гарантии населению, должен иметь научно обоснованную величину в общем объеме фонда потребления, а любое новое увеличение ресурсов, направляемых на эти цели, следует сравнивать с реальными возможностями каждого конкретного времени. В противном случае необоснованное увеличение ресурсов, направляемых на социальную защиту населения, потребует дополнительного изъятия налогов с фонда оплаты труда, что в конечном итоге лишь расширит масштабы перераспределения и не увеличит объема фонда споживання.
В нынешних условиях подъема материального благосостояния народа может происходить только за счет оплаты труда. Дальнейшее увеличение фондов социальной защиты в общем объеме фонда потребления может нарушить пропорции в его структуре, привести к негативным последствиям в функционировании финансового механизма.
14.1. Экономическая природа и назначение социальных гарантий | 14.3. Источники финансового обеспечения социальных гарантий |