16.1. Экономическая сущность и роль государственного кредита
Государство для финансирования своих нужд может мобилизировать финансовые ресурсы в форме государственного кредита. В этом случае она является заемщиком, а население и предпринимательские структуры, то есть физические и юридические лица, - кредитодателя. Государственный кредит имеет срок возврата и цену в форме процента. Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как кредитора, так и позичальника.Государственный кредит отличается от банковского. Он, как правило, используется для покрытия дефицита государственного бюджета, и источником его возврата и уплаты процентов являются доходы бюджета, а не прибыли от выгодных объемов кредиту.
По своей экономической сущности государственный кредит - это форма вторичного перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником с свободные средства населения, предприятий и организаций. Использования государственного кредита вполне оправданной формой мобилизации средств в распоряжение государства, их целесообразность при покрытии дефицита бюджета обусловлена тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового положения государства, чем покрытие дефицита за счет денежной емисии.
Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Сумма его состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства как внутренних, так и внешних, включая гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным пидприемствам.
Государственный долг имеет экономически обоснованные границы. Величина долга характеризует положение экономики и финансов государства, эффективность функционирования ее правительственных структур. Поскольку источником покрытия государственного долга являются доходы бюджета, то есть налоги, то можно утверждать, что величина долга - это взятые авансом у населения налоги. Однако такой вывод не совсем переконливий.
Сама система долгов государства зародилась еще в средние века и сейчас значительно распространилась. Соответственно сама проблема государственной задолженности привлекала внимание как ученых, так и представителей правительственных структур.
Получая кредиты, государство имеет возможность использовать дополнительные возможности для своего экономического и социального развития, но в большинстве научных работ XVIII и XIX веков государственный долг рассматривался как явление негативное. Так, А. Смит подчеркивал в своих трудах, что рост государственного долга может повлечь банкротство государства как заемщика. Его выводы основывались на том, что государственное потребление не является продуктивным и не создает новых ценностей, а потому привлеченные государством средства являются расходами для економики
Довольно категорично о государственных заимствований высказывался другой известный ученый Мальтус. Он отмечал, что большой государственный долг - это раковая опухоль, которая раздирает жизни народа и его благосостояние. Этого же мнения придерживался ученый Ж. Сей, который сравнивал государственный долг с новым оружием, страшнее порох, оружие, которым государство должно пользоваться только в крайнем рази.
Эти высказывания ученых оказали значительное влияние на деятельность правительств многих европейских стран в вопросах определения объемов государственных заимствований и их использования. Вместе с тем опыт развития мировой экономики подтвердил, что размеры государственных заимствований не всегда приводят к банкротству государства или к ее обнищанию. Однако были отдельные случаи, когда государственные заимствования способствовали экономическому развитию государств. Это заставило пересмотреть теоретические постулаты относительно государственного кредита. Появились научные исследования, в которых государственный кредит определялся как важный институт новой эпохи человеческого розвитку.
Конечно, крайние позиции относительно государственного кредита, т.е. полное его неприятие или необоснованное одобрение, не могут быть приемлемыми. В этом очень необходимыми глубокий анализ и детальные исследования. Родиной государственного кредита считается Англия. Расцвет экономики Англии, несмотря на рост государственного долга, стал примером, которого последовали все государства свиту.
Прежде всего наличие государственного долга не дает представления относительно реального финансового положения государства. Государственный долг - это сложное явление, обусловленное рядом факторов, которое в условиях каждого государства может иметь свою специфику. Если недостаток средств в бюджете государство покрывает за счет полученных займов, то это нельзя считать нормальным явлением. Это свидетельство нездорового финансового положения, при котором возникнет потребность заключать договоры на займы, а в конечном итоге - рассчитываться по долгам за счет увеличения податкив.
Нынешние западные ученые убеждены, что покрытие дефицита за счет государственных заимствований является неоправданным. Время большинство придерживается мнения, что размер государственного долга нельзя ограничивать, потому что в отличие от частных хозяйств и корпораций, которые могут обанкротиться, правительство не может стать банкротом. Единодушной мнение, что в каждом государстве размер государственного долга необходимо связывать с объемами ВВП, созданного економикою.
На сегодня почти каждое государство имеет определенный размер задолженности. Разница лишь в том, что наряду с увеличением долга не каждое государство находит пути для его своевременного повернення.
Развивающиеся страны, отличаются стремительными темпами роста задолженности. Так, их задолженность с 1970 г. до середины 1990-х годов выросла почти в 20 раз. По данным экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, происходит рост внешней задолженности в мире. На начало 1996 г. наибольший размер внешнего долга имела Мексика (125 млрд. дол.) И Китай (111 млрд. дол.). Значительные размеры внешнего государственного долга должны также Бразилия, Россия, Индонезия, Иран, Угорщина.
Одной из главных характеристик положения долговой зависимости страны является соотношение суммы внешнего государственного долга к ВВП. Международный банк реконструкции и развития критическим уровнем этого показателя считает 80 - 100%. По данным МВФ, в 1995 году суммарный долг по ВВП составлял в США - 69%, в Германии - 56%, во Франции - 51,9%, в Великобритании - 46,6%, в Японии - 87%, в Италии - 126 , 7%.
Все вышесказанное дает основания сделать вывод, что проблема заключается прежде всего не в размерах государственных заимствований, а в их использовании. По нашему мнению, заслуживают внимания научные выводы о том, что размер годовых государственных заимствований всегда должен равняться объему капитальных вложений в экономику. Привлечение дополнительных средств с мирового рынка ссудных капиталов должно стимулировать экономический рост государства. Часто средства, выделяемые международными кредитными институтами, выдаются под определенные условия. Выполнение этих условий может привести к формированию незащищенного внутреннего рынка, роста социального напряжения и другим негативным явлениям. Поэтому в подобных случаях приоритетными должны быть экономические интересы государства. В большинстве стран мира величина государственного долга регулируется законодательно.
Глава 16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ | 16.2. Структура государственного долга и механизм его формирования |