16.2. Структура государственного долга и механизм его формирования

Привлечение финансовых ресурсов государством на кредитной основе для покрытия собственных нужд является приемлемой и объективно обусловленной практикой осуществления экономической деятельности. Экономическая суть этого процесса заключается в том, что некоторое время t определенное количество свободных капиталов как внутри страны, так и за ее пределами. Эти капиталы осуществляют движение с целью поиска сфер своего применения. Участие государства в международном и внутреннем движении капиталов является фактом ее вхождения в мирохозяйственного простору.
Активная политика государства как на внутреннем, так и на внешнем рынке капиталов закономерно приводит к образованию государственного долга, который делится на внутренний и внешний. Внешние заимствования всегда связаны с достижением удовлетворения интересов государства через соответствующую стратегию и тактику ее уряду.
Для осуществления целенаправленного и организованного движения капиталов на международном уровне создан ряд международных финансовых институтов. К их числу относятся Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития. Кроме этого, внешний долг может образовываться при получении займов от иностранных государств и их группировок. Сюда относятся кредиты государств Европейского сообщества, кредиты государств поставщиков енергоносиив.
Государство может осуществлять заимствования путем размещения на мировых финансовых рынках ценных бумаг в виде облигаций, а также продажи на внутренних рынках при покупке нерезидентами, получение грантов, субсидий за счет научно-технической помощи. Это требует некоторых пояснений, поскольку все указанные выше формы заимствований различаются по своей экономической сути и призначенням.
Ссуды международных финансовых институтов является формой существования и функционирования иностранного капитала, и для страны заемщика задолженность перед ними составляет государственный долг. Ссуды стран Евросоюза в основном являются помощью, где получение дохода не имеет первостепенное значение. Система официальной международной помощи развитию странам, осуществляющих рыночные преобразования, внедрена мировым экономическим сообществом и активно работает с конца 40-х годов. Все проекты, которые могут быть предоставлены ссуды этими организациями, делятся на четыре группы: проекты макроэкономической стабилизации экономики страны заемщика, проекты структурных преобразований в определенных секторах экономики, инвестиционные проекты и проекты технической допомоги.
Важнейшее значение имеют инвестиционные проекты. Они направлены на развитие определенных секторов экономики, где предусматривается обязательное внутреннее софинансирование. Все кредиты, предоставляемые Международными финансовыми организациями, имеют для экономики государства важное значение. Они предоставляются на выгодных условиях под низкие проценты (5 - 7 процентов годовых) на срок до 20 рокив.
Конечно, организации-кредиторы контролируют использование средств по назначению, и в этом не следует усматривать вмешательства во внутренние дела государства. Кредиты международных финансовых организаций не могут существенно влиять на рост внешнего государственного долга. Они максимально учитывают интересы государства заемщика и, соответственно, кредитодавця.
Со стороны государства заемщика осуществляется контроль за выполнением проектов, финансируемых международными финансовыми организациями. Эти функции выполняет правительство. В каждом государстве есть соответствующее законодательство и изданные на их основе нормативные документи.
Наибольшую сложность для государства как в плане роста внешнего долга, так и в плане использования кредитов составляют заимствования, полученные от иностранных коммерческих структур под гарантии правительства. Эти кредиты, как подтверждает опыт многих стран, самые низкие показатели по эффективности использования. Следует также отметить, что за приемлемого рыночной среды гарантии правительства не является обязательным элементом кредитування.
Для каждой страны вопрос как внешней, так и внутренней задолженности всегда имеют свою актуальность. На обслуживание долгов отвлекаются значительные финансовые ресурсы, увеличиваются нагрузки на бюджет государства, усиливаются инфляционные процеси.
Мобилизация средств на внутреннем рынке имеет некоторые отличия. Самой распространенной формой заимствований являются займы. С их помощью мобилизуются временно свободные средства юридических и физических лиц для финансирования потребностей государства. Государство выпускает и продает ценные бумаги, как правило, облигации. Они имеют номинальную стоимость, по которой продаются и гасятся. Учитывая номинальную стоимость облигаций выплачиваются проценти.
Государственные займы могут выпускаться центральным правительством и местными органами и распространяться только среди населения или только среди юридических лиц. В зависимости от способа выплаты дохода ссуды разделяют на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные и безпрограшни.
По выигрышными займам владельцы облигаций получают твердый доход в форме процента от номинальной стоимости облигации. При выигрышных займах весь доход держатели облигаций получают в форме выигрыша. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, на которые выпал выигрыш. Беспроигрышные займы выпускаются с условием, что в течение срока действия займа выигрышными будут все облигации. Беспроцентные займы не предусматривают выплату доходов, но гарантируют получение товара, на который не удовлетворяется спрос на рынке. Стоимость каждой выпущенной облигации равна цене товара (легкового автомобиля, телевизора, холодильника и т.п.).
Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог или другие меры, в которых заинтересовано населения региона. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
По методам размещения различают ссуды добровольные и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Государственные займы могут быть облигационным и безоблигационными. Безоблигационные займы оформляются подписными обязательствам.
Другой формой государственного кредита является передача сберегательными учреждениями части или всей суммы средств населения, которые расположены в сберегательном банке или в других сберегательных учреждениях государства, для покрытия своих расходов. Такая передача может осуществляться путем выпуска билетов государственной казны, сертификатов или оформления безоблигационных позик.
Сейчас наиболее распространенной формой государственного кредита является использование государством средств ссудного фонда. Государство мобилизует через кредитные учреждения часть кредитных ресурсов на покрытие своих расходов. Эта форма государственного кредита экономически не оправдана и предопределяет инфляционные процеси.
Внешние займы предоставляются за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы могут предоставляться в денежной или товарной форме. Они бывают средне-и долгосрочными. Денежные займы предоставляются в валюте страны-кредитора или в свободно конвертируемой валюте.
16.1. Экономическая сущность и роль государственного кредита 16.3. Управление государственным долгом и его обслуживание