16.4. Государственный долг Украины и механизм его обслуживание

Формирования государственного долга в Украине началось с конца 1991 года. На сегодня он имеет две составляющие: внешний и внутренний. Количественная оценка внешнего долга проводится в иностранной валюте, как правило, в долларах США, внутреннего - в национальной валюти.
На 1 января 1999 года государственный внешний долг Украины составлял 11,5 млрд. долларов США, из которых долг странам СНГ - 2,4 млрд. долларов США (20,9%), международным финансовым организациям - 4,5 млрд. долларов США ( 39,1%), другим некоммерческим кредиторам (Европейскому союзу, Японии) - 0,5 млрд. долларов США (4,3%), по иностранным кредитным линиям - 1,0 млрд. долларов США (8,7%), за коммерческими и некоторыми другими кредитами - 3,1 млрд. долларов США (27%).
Украина считается государством с небольшой задолженностью, но следует учитывать и то, что эта задолженность сформировалась на протяжении последних семи рокив.
Внутренний долг на 1 января 1999 года составил 13,5 млрд. гривен, из них 11,2 млрд. гривен или 83 процента составляла задолженность по облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Следует отметить, что в внутреннего государственного долга относятся остатки вкладов населения в бывшем Сбербанке СССР, составляют более 136 млрд. гривень.
В Украине в 1992 г. принят Закон "О государственном внутреннем долге Украины", которым определено, что государственным внутренним долгом Украины являются срочные долговые обязательства правительства Украины в денежной форме, которые гарантируются всем имуществом общегосударственной власности.
В состав государственного внутреннего долга Украины относятся займы правительства Украины и Займы, осуществленные при безусловной гарантии правительства для обеспечения финансирования общегосударственных программ. Государственный внутренний долг Украины состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, возникшей по долговым обязательствам правительства Украины. К долговым обязательствам правительства относятся выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные правительством Украины, а также полученные им кредити.
Долговые обязательства правительства Украины могут быть короткого 1 года), средне-(1-5 лет) и долгосрочными (5 и более лет).
В некоторых случаях могут применяться и другие формы правительственных долговых обязательств. Характер и условия таких обязательств в каждом конкретном случае определяет правительство Украины по согласованию с НБУ. Условия и порядок выпуска государственных ценных бумаг и регулирование их обращения определяются в соответствии с Законом Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже".
Размещение долговых обязательств правительства Украины и предоставление гарантий от его имени осуществляется по его поручению Министерством финансов. Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структура, источники и сроки погашения устанавливаются Верховной Радой Украины одновременно с утверждением государственного бюджета Украины на следующий рик.
До 1996 года внутренний долг Украины формировался преимущественно вследствие получения прямых займов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета. Задолженность по таким кредитам, включая начисленные по ним проценты, на 1 января 1996 года составляла 7,7 млрд. гривен или 96,3 процента от суммы государственного долга. Эта задолженность была списана 23 января 1997 року.
С 1996 года основное влияние на динамику государственного долга должен выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые в соответствии с законами Украины о государственном бюджете Украины на 1996, 1997 и 1998 годы постепенно замещали прямые кредиты Национального банка как источник финансирования дефицита государственного бюджета Украины.
Однако новая волна кризисных явлений на зарубежных финансовых рынках, сложная ситуация с поступлением налогов и ограничения Национальным банком своего участия на рынке облигаций привели в июне 1998 г. резкое повышение доходности по ОВГЗ до 75% годовых, несмотря на то, что прирост долга в государственных облигациях за первое полугодие 1998 года составил всего 11,3 видсотка.
Состояние рынка государственных облигаций усложнился необходимостью привлечения из внутренних источников ресурсов для обеспечения пиковых выплат по внешнему долгу. Как результат - внутренний рынок государственных ценных бумаг оказался слишком перенасыщенным государственными облигациями, что создало негативный кумулятивный эффект. Он заключается в том, что дальнейшие попытки увеличения объема привлечений с внутреннего рынка приводят к неадекватному сравнению с динамикой ВВП и налоговыми поступлениями рост процентных выплат по бюджету.
Для уменьшения давления на расходную часть государственного бюджета и смягчения влияния кризисных явлений на экономику Украины была проведена конверсия имеющегося портфеля ОВГЗ, позволившая благодаря замене облигаций внутреннего государственного займа продлить срок возврата заемных средств, а также уменьшить давление относительно выплат по ОВГЗ в 1998 году на 1,21 млрд. гривен и в 1999 году на 0,7 млрд. гривен. Завершение же процедур конверсии ОВГЗ позволит уменьшить нагрузку по обслуживанию и погашению государственного долга к необременительных объемов. Целью такой политики является переориентация внутренних финансовых заемных ресурсов на развитие, а не на государственное потребление, существенное их удешевления. По результатам обмена значительной мере решается комплекс взаимосвязанных задач:
сокращение темпов роста задолженности по внутреннему долгу;
уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
удлинение среднего срока погашения государственных долговых обязательств;
снятия краткосрочного давления на обменный курс гривны со стороны нерезидентив.
Обслуживание внешнего долга осуществляется в процессе выполнения государственного бюджета. Расчеты подлежащих уплате сумм по погашению и обслуживанию внешнего долга выполняются в долларах США. Пересчет в национальную валюту производится по прогнозным курсом валют к гривне. Непосредственно оплату осуществляет государственное казначейство.
Обслуживание государственного внутреннего долга страны осуществляется Министерством финансов Украины с помощью банковской системы Украины проведением операций по размещению облигаций внутренних государственных займов, других ценных бумаг, их погашения и выплаты дохода по ним в виде процентов и т.д..
16.3. Управление государственным долгом и его обслуживание 16.5. Влияние государственного долга на финансовое положение государства