16.5. Влияние государственного долга на финансовое положение государства

Государственный долг имеет экономически обоснованные границы. Величина долга характеризует состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования ее правительственных структур. Поскольку источником покрытия государственного долга являются доходы бюджета, то можно утверждать, что величина долга - это взятые авансом налоги, т.е. антиципация налогов, их опережение. Функционирования государственных займов было бы невозможным без налогов. Налоги обеспечивают государству возможность расплатиться с кредиторами по первоначальной сумме долга и выплатить проценты за пользование позичкою.
Существуют стандартные показатели измерения бремени долга, однако нет никаких четко зафиксированных критических уровней этих показателей, превышение которых означало бы переход страны в зону риска. Страны, экспорт которых растет сравнительно быстрыми темпами, могут позволить себе более высокий уровень внешнего долга относительно размеров экспорта и объема продукта виготовляеться.
Для прогноза перспективы развития, потребности во внешних заимствованиях и оценки способности осуществлять платежи по обслуживанию внешнего долга для стран, получающих займы и кредиты от группы Всемирного банка, разработан "Минимальную стандартную модель". С помощью этой модели рассчитываются основные коэффициенты. Анализ средних показателей долгового бремени по основным группам стран позволяет лучше почувствовать размах коливань.
К категории стран с чрезмерным уровнем задолженности относятся те, которые в течение последних лет имели превышение критического значения хотя бы одного из следующих показателей: отношение величины накопленного долга к ВВП составило более 80%, или отношение величины долга и процентных платежей к экспорту превышало 220%. Module . Существование долга создает реальные и потенциальные проблемы, хотя разные экономисты относятся к ним по-своему. Наличие государственного долга требует осуществления ежегодных процентных платежей, которые должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Стремительного роста таких расходов государство должно или уменьшать расходы на финансирование социально-экономических программ, или увеличивать свои доходы. Увеличение доходов бюджета достигается за счет установки новых налогов и других обязательных платежей или дополнительных государственных займов. Дополнительное заимствования требует дополнительных расходов для обслуживания государственного долга. Введение новых налогов может подорвать заинтересованность предпринимателей к бизнесу. Таким образом, существование большого государственного долга может подорвать экономический рост краини.
Однако государственные расходы также имеют разный характер. Если прирост расходов происходит главным образом за счет увеличения расходов потребительского характера, тогда вывод о том, что увеличение долга переводит его бремя на будущие поколения, является справедливым. Но если расходы имеют инвестиционный характер, направляются, например, на строительство автострад, портов, гидротехнических сооружений или являются инвестициями в «человеческий капитал» в системе образования и здравоохранения, тогда государственные инвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики. Следовательно, в этом случае производственные мощности не сокращаться, прежде всего изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала и уменьшения доли приватного.
Для стабилизации экономики и обеспечения ее устойчивого экономического роста экономическая политика страны должна учитывать вероятные макроэкономические последствия, связанные с осуществлением государственных заимствований.
16.4. Государственный долг Украины и механизм его обслуживание Глава 17. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК