18.2. Организация и методы финансового контроля

Финансовый контроль как экономический процесс включает следующие элементы: субъект Контроля; объект контроля; предмет контроля; принципы контроля, методы контроля; техника и технология контроля; процесс контроля, принятие решений по результатам контролю.
Организация контроля требует четкого определения субъекта контроля. Он, как правило, определяется законодательством государства, нормативно-правовыми актами субъектов финансовой деятельности. Субъект контроля - это носитель контрольных функций относительно объекта контролю.
При определении в законодательном порядке субъекта контроля определяется, соответственно, объект контроля. Количество объектов контроля не означает количественной идентичности им субъектов контроля. Каждый из субъектов осуществляет проверку определенной группы объектов контроля, объединенных определенной общностью их деятельности. Создание конкретных субъектов контроля целесообразно, как правило, в том случае, если объекты контролируйте входят в сферу деятельности других субъектов. Время многие объекты могут находиться в одной сфере контроля / различных субъектов, потому что общественные явления находятся во взаимосвязи и взаимно обумовлени.
Как субъекты финансового контроля, так и объекты не являются раз и навсегда определенными и незгиннимы. Они могут изменяться трансформационных процессов в экономике. Так, построение рыночной модели экономики обусловила уменьшение чрезмерной централизации финансового контроля, отмены декоративных форм контроля и прежде партийного и народного.
Согласно действующему законодательству в большинстве стран мира сформированы и развиваются три независимые друг от друга ветви финансового контроля, содержащие все необходимые им элементы, а именно:
государственная сфера, в которой функционирует система государственного финансового контроля;
муниципальная сфера, где действует система финансового контроля местного самоуправления;
сфера гражданского общества с независимой системой финансового контролю.
Ведущее место среди этих систем финансового контроля принадлежит системе государственного финансового контроля, что обусловлено ролью государства в процессах рыночной трансформации.
Важным в этой связи является укрепление и совершенствование системы государственного финансового контроля. Субъектами государственного финансового контроля являются органы государственной власти, в соответствии с конституционными положениями разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные субъекты образуют контрольные органы, совокупность которых составляет инфраструктуру государственного финансового контроля. Определяющее место среди ветвей власти как контролирующих субъектов принадлежит законодательной власти - инициатору и исполнителю государственного финансового контролю.
Объектом финансового контроля всегда является финансовая деятельность предпринимательских структур, бюджетных учреждений и организаций, финансовых институтов, осуществляющих финансовую деятельность. Предметом контроля с операции, связанные с созданием и использованием фондов финансовых ресурсов. Финансовый контроль только тогда выполняет предназначенную ему роль, если основываться на определенных принципах. К их числу относятся:
законности, объективности, сочетание государственных, региональных и частных интересов;
принцип распределения контрольных полномочий, который предусматривает разграничение функций инициирования и выполнения финансового контроля между субъектами;
принцип полноты охвата объектов контроля, который достигается благодаря сплошному обследованию или выборочной проверке определенных сегментов подконтрольных объектов;
принцип достоверности фактической информации, соблюдение которого обеспечивает ее соответствие реальным финансовым ресурсам, процессам и результатам деятельности, отражает ли эта информация;
принцип сбалансированности контрольных действий, который предусматривает согласованность их внутренней и внешней направленности и обеспечивает равновесие финансового контроля;
принцип превентивности контрольных действий, благодаря которому достигается заблаговременное осуществление контроля с целью предотвращения возникновения существенных отклонений фактического осуществления финансового процесса от установленных норм;
принцип самодостаточности системы контроля, предусматривает наличие такого состава элементов контролирующей системы, который обеспечивает эффективность ее функционирования и развития;
принцип эффективности, предусматривающий приспособленность системы контроля в финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и зависит от полноты выполнения контролирующими субъектами таких основных требований:
а) контроль должен осуществляться непрерывно, регулярно и систематически;
б) быть своевременным по сроку осуществления, старательным и полным по охвату объектов контроля;
в) быть оперативным, действенным, гласным и разносторонним;
г) принцип ответственности, предусматривающий ответственность контролирующих субъектов за эффективность функционирования системы финансового контроля и хозяйствующих субъектов за последствия контрольных дий.
В зависимости от характера взаимоотношений и субъекта контроля финансовый контроль можно разделить на внутренний и внешний. Внутренним называется такой контроль, при котором субъект и объект принадлежат к одной системе, а внешним - такой, при котором контроль осуществляется субъектом, не принадлежит к той же системы, что и объект.
Внутренний финансовый контроль - это самоконтроль, который осуществляют организации, предприятия, учреждения по собственной финансовой деятельностью и финансовой деятельностью подразделений, входящих в их состав. Он является составной частью управления организацией и поэтому производится по ее усмотрению на основе решений данной организации.
Меры финансового контроля, осуществляемых внешними органами, обычно охватывают всю систему государственных органов и поэтому могут восприниматься как макрозаходы. При этом их нужно дополнять микро-или оперативными мероприятиями, которые проводятся самой организацией. Оба вида контроля дополняют друг друга, между ними устанавливается тесная симбиотическая связь.
Зависимости от степени охвата подконтрольного объекта можно выделить следующие виды финансового контроля, как:
комплексный, то есть такой, которому подлежат все аспекты деятельности подконтрольного объекта;
тематический, то есть, сосредотачивается лишь на отдельных аспектах дияльности.
В зависимости от степени охвата объектов финансового контроля можно выделить следующие его виды, как полный и частичный; сплошной и вибирковий.
Частичный контроль проводится с определенного перечня вопросов посредством ознакомления на месте с отдельным направлениям финансовой дияльности.
Сплошной финансовый контроль предусматривает изучение всех первичных документов и записей в формах аналитического и синтетического учета. Этом контролю подлежат самые операции учреждения. При выборочном контроле проверяются или все документы определенных периодов в течение года, или часть документов, но за весь отчетный период.
В зависимости от источников информации и методики выполнения контрольных действий финансовый контроль можно разделить на документальный и фактический. Следует отметить, что такое разделение является в определенной степени условным, так как в основе его размежевания возложена только различные источники данных, используемых при осуществлении контрольных действий. Так, источниками информации для документального контроля являются первичные документы, бухгалтерская, статистическая отчетность, нормативная и другая документация. Фактический контроль базируется на изучении фактического плана проверяемых объектов, по данным их проверки в натуральном выражении, а потому он не может быть всеобъемлющим учитывая непрерывный характер финансово-хозяйственных операций.
Зависимости от целевой направленности контрольных действий можно выделить такие виды финансового контроля, как стратегический [и тактичний.
Стратегический финансовый контроль направляется на решение вопроса стратегии развития предприятия, организации, учреждения, отрасли хозяйства в будущем, а тактический - решает текущие вопросы их финансовой дияльности.
Зависимости от места осуществления финансового контроля его можно разделить на такие виды, как контроль на местах, когда субъект выполняет контрольные "действия непосредственно на подконтрольном объекте; дистанционный контроль, когда субъект контролирует удаленный от него объект с помощью информации , которая передается с помощью средств связи.
Важным признаком классификации финансового контроля г форма его осуществления. При трактовке форм финансового контроля следует основываться на соотношении содержания и формы как общих категорий, отражающих взаимосвязь двух сторон любого предмета или явления, Содержание и определяющей стороной предмета, а форма - средством его выражения и внутренней организацией, которая модифицируется с изменением змисту.
Формами финансового контроля являются определенные стороны выявления содержания финансового контроля в зависимости от времени осуществления контрольных действий. На наш взгляд, формами финансового контроля является предварительный (превентивный), текущий и последующий (ретроспективный). Критерий разграничения этих форм состоит в сопоставлении времени осуществления контрольных действий с процессами формирования и использования фондов финансовых ресурсов. Вместе тесно взаимосвязаны, отражая тем самым непрерывный характер контролю.
В условиях перехода к рыночным отношениям все более важную роль играет предыдущий (превентивный) контроль. Переход к рынку не совместим с убытками и потерями, которые являются следствием экономических и финансовых просчетов, бесхозяйственности, нарушения законности. Для их минимизации необходима четкая и отлаженная система превентивного финансового контроля, является наиболее эффективной формой, поскольку позволяет предотвратить возникновение недостатков, перерасходов и потерь финансовых ресурсов, нарушения законодательства. На стадии финансового прогнозирования и планирования превентивный контроль служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих ришень.
Текущий финансовый контроль с органической частью процесса оперативного финансового управления и регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, отраслей экономики. Текущий финансовый контроль проводится в короткие промежутки времени - в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций. Опираясь на данные первичных документов оперативного и бухгалтерского учета и инвентаризации, текущий контроль позволяет регулировать финансовые ситуации, быстро меняющихся предупреждать убытки и втрати.
Следующий (ретроспективный) финансовый контроль характеризуется углубленным изучением финансовой деятельности за предыдущий период, позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля. Ретроспективный финансовый контроль осуществляется после выполнения финансовых операций за определенные прошлые промежутки времени благодаря изучению данных учета и отчетности, плановой нормативной документации. Контролю подлежат и фактические дела, действительно наличие денежных средств и материальных цинностей.
Последующий финансовый контроль помогает масштабно оценить положительные и отрицательные стороны финансовой деятельности предприятий, учреждений, отдельных отраслей и экономики в целом. Он дает возможность всесторонне анализировать накопленный опыт, объективно отражать причины нарушений и недостатков, разрабатывать мероприятия по их усунення.
Итак, предварительный (превентивный), текущий и последующий (ретроспективный) финансовый контроль взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предварительный контроль обеспечивает проверку проектов бюджетов, финансовых планов, смет и т.д.. Текущий контроль помогает своевременно выявить недостатки и нарушения в процессе финансово-хозяйственной деятельности и своевременно их устранить. Последующий контроль выявляет недостатки, которые не были обнаружены предыдущим и текущим контролем. Лишь применение всех указанных форм финансового контроля в их единстве и взаимосвязи делает финансовый контроль систематическим, повышает его ефективнисть.
Важным признаком классификации финансового контроля является его метод. К методам финансового контроля относятся конкретные способы (приемы), которые применяются при осуществлении контрольных функций. Метод исследования объекта контроля зависит от характера объекта и определенных его элементов. Состояние и поведение объекта контроля в целом определяется с помощью общих методов контроля, а отдельных его частей или характеристик - с помощью частных способив.
Методами финансового контроля является ревизия, тематическая проверка , обследование, непрерывное отслеживание финансовой деятельности. Каждый из этих методов разделяется на частичные способы и приемы, которые позволяют решать определенные промежуточные завдання.
Ревизия является методом контроля всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации за определенный промежуток времени с целью установления законности совершаемых операций, их целесообразности и эффективности, правильности учета и достоверности учетных и отчетных данных. В условиях административно-командной экономики ревизия была преобладающим методом финансового контроля, так как жесткая административная подчиненность низшего звена управления высшей нуждалась соответствующей ревизионной деятельности для сбора информации о качество выполнения команд каждой нижестоящей ланкою.
Ревизия воспринималась как универсальное средство, способен преодолеть все недостатки функционирования финансового и хозяйственного механизмов. Проводилась ревизия, в основном, с целью установления недостатков и нарушений. При такой интерпретации финансовый контроль представал в виде отдельных изолированных частей, поднимался целостное представление о контроле как отдельную функцию управления. самом деле понятие контроля значительно шире, чем понятие ревизии. Научную проблематику ревизии следует рассматривать в составе финансового контроля, который включает вопросы теории, организации контроля на любом уровне иерархии со всем разнообразием видов, форм и методов контролю.
Объективной тенденцией современного этапа реформирования финансовой сферы является сокращение доли финансов государственного сектора и увеличение удельного веса коммунального и частного секторов. Это означает постепенное свертывание принуждения осуществления финансового контроля и развитие его добровольности, поэтому в дальнейшем должны чаще применяться такие методы осуществления финансового контроля, как тематические проверки, обследования, непрерывное отслеживание финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Тематическая проверка осуществляется по определенному перечню вопросов или с одной темы путем ознакомления на месте с отдельными сторонами финансовой деятельности. Такие проверки могут проводиться сквозным методом по признаку однотипности операций или по признаку взаимной связи между различными субъектами контролю.
Обследование является ознакомлением на месте с отдельными участками финансовой работы, в процессе которого выявляются ее положительные ^ отрицательные стороны. Характерным для обследования является использование приемов сопоставления фактического состояния дел с нормативным .
Использование всей совокупности видов, форм и методов контроля имеет чрезвычайно большое значение для эффективного функционирования системы финансового контроля в целом. Так, применение всех видов финансового контроля является важным с точки зрения предотвращения потери контроля за деятельностью определенных секторов экономики и образования неконтролируемых сегментов в финансовой сфере, а также с точки зрения предупреждения параллелизма и дублирования при осуществлении контроля.
18.1. Содержание и назначение финансового контроля Глава 19. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ