4.3. Автоматизация управления кредитами и депозитами

Кредитные и депозитные операции являются основными видами деятельности коммерческих банков, а для некоторых из них эти операции стали главным источником доходов. Поэтому совершенствованию кредитных и депозитных операций банки уделяют значительное внимание, внедряя компьютерные технологии для автоматизации функций управления кредитами и депозитами, такая автоматизация на практике осуществляется в различных формах, на базе различных аппаратных и программных средств. Создаются, в частности, системы, которые не только обрабатывают информацию, но и поддерживают управленческие решения, в значительной мере снижает трудоемкость учетных работ, повышает вероятность сведений и качество решений, приймаються.
Технологии выполнения кредитных и депозитных операций по содержанию, последовательностью выполнения и способами формирования данных взаемоблизьки, поэтому их целесообразно рассматривать в едином цикле технологических процессов автоматизированной обработки данных. Но эти операции еще слабо структурированы, недостаточно формализованы и трудно поддаются автоматизации. Поэтому в подсистеме управления кредитами и депозитами часто применяют интерактивный режим выполнения компьютерных технологий. Для этой подсистемы характерна также неоднородность задач, обусловлена сложностью предметной области. Ведь банк работает с различными кредитами и депозитами, т.е. речь идет о разные сроки, назначение, способы предоставления и погашения и т.д.. Однако практический опыт показывает, что всю совокупность функций управления кредитами и депозитами с целью их автоматизации можно объединить в типовые комплексы: прогнозирование и планирование, учет и контроль, анализ и регулирование. Каждый из этих комплексов выполняется на соответствующей стадии технологии обработки информации с помощью закрепленных аппаратных и программных средств, то есть на выделенных АРМ.
Рассмотрим автоматизированные функции подсистемы управления кредитами и депозитами по стадиям технологии.
Прогнозирования и планування.
1. Определение стратегии кредитования и депозитной политики.
2. Формирование портфеля заявок по кредитам и депозитами.
3. Расчет кредитоспособности клиентив.
4. Оценка риска при кредитування.
5. Планирование рентабельности операций.
6. Составление договоров о кредите и депозитный вклад.
7. Составление плана-графика кредитування.
8. Составление плана-графика выплаты процентов по кредитам и депозитами.
9. Составление плана-графика погашения кредитив.
10. Расчет резервов по кредитам и депозитами.
Учет и контроль.
1. Открытие рахунку.
2. Учет операций по кредитным рахунками.
3. Начисление процентив.
4. Контроль за выполнением угод.
Анализ и регулювання.
1. Формирование звитив.
2. Анализ, поддержание ришень.
Заметим, что приведенный перечень функций управления кредитами и депозитами на практике автоматизированный разной степени, причем меньше автоматизировано определение стратегии кредитно-депозитной политики. Эти функции, а также формирование портфеля заявок относятся к классу задач стратегического маркетинга. Каждое такое задача решается не для каждого кредита отдельно, а в целом для процесса кредитования на определенный период. Решение формируется с учетом экономической ситуации и имеет качественный характер (например, преимущество предоставлять тем или иным кредитам или определенным типам клиентов). Для автоматизации этой функции целесообразно применять типовые пакеты программ статистического анализа данных (STATISTICA, статистические функции EXSEL). Перспективным является направление решения этих задач с использованием системы поддержки и принятия ришень.
На остальной стадий технологии обработки информации автоматизируются функции, связанные с конкретными кредитами или депозитами. Рассмотрим технологические процессы для типичных функций.
Автоматизация расчета кредитоспособности заемщика заключается в определении показателей, характеризующих аккуратность последнего относительно расчетов по ранее полученным кредитам, его текущее финансовое состояние и перспективы изменений, а также возможность в случае необходимости мобилизовать средства из разных источников и обеспечить оперативную конверсию активов в ликвидные средства.
Методика определения показателей кредитоспособности заключается в следующем. Согласно данным бухгалтерской и статистической отчетности клиента вычисляют значения соответствующих коэффициентов и сравнивают их с нормативными. На основании такого сравнения выдаются рекомендации о возможности предоставления кредита. Если требуется более глубокий анализ, изучается текущая производственная деятельность клиента, учитываются отчетные данные за больший промежуток времени и вычисляются дополнительные показатели. Информационную модель расчета кредитоспособности клиента приведен на рис. 4.2.
Входная информация для вычислений выбирается из документов, поступивших от клиента, нормативно-справочных БД и БД текущей информации, содержащиеся на АРМ кредитного отдела. От клиента поступают следующие документы: заявление на кредит, устав предприятия, учредительный договор, регистрационное удостоверение, баланс предприятия, отчет о финансовых результатах. На основании этих документов создаются массивы «Баланс предприятия» и «Финансовые результаты», в которых фиксируются все необходимые для вычислений показатели. Нормативно-справочную информацию для установления кредитоспособности берут из справочника клиентов, справочника статей баланса, справочника статей финансового отчета, справочника нормативных показателей и методических рекомендаций НБУ по определению кредитоспособности, а также архивных файлов, где содержатся сведения обо всех выданных банком кредити.
Используя информацию из упомянутых только БД, на АРМ кредитного отдела с помощью специального пакета программ вычисляют показатели кредитоспособности заемщика. Согласно действующим нормативным актам кредитоспособность заемщика устанавливается по таким показателям, как просроченная задолженность по ссудам; непогашенные долги и коэффициенты - независимости, финансовой стабильности, маневрирования, инвестирования, покрытия баланса; эффективность использования собственных средств, финансовых ресурсов, платежеспособность, ликвидность, рентабельность. Каждый раз перечень показателей задается через меню. Рассмотрим, как вычисляют некоторые показники.
Коэффициент финансовой стабильности р-го предприятия на дату h:
Результаты вычислений выдаются на экран в случае необходимости в печати по формам таких исходных сообщений: показатели взаимоотношений заемщика с банком, показатели для анализа кредитоспособности заемщика, проранжированы перечень клиентив.
Показатели взаимодействия с банком формируются на базе массивов баланса и кредитных операций. Из массива баланса выбираются значения строк последнего, характеризующие непогашенные в срок кредиты, а из массива кредитных операций - информация о выполнении договорных обязательств клиента за предыдущий период.
Для анализа кредитоспособности заемщика к соответствующего исходного документа вносятся следующие сведения: название и код клиента-заемщика; название и значения показателей кредитоспособности; абсолютное и относительное отклонение расчетного показателя от нормативного (или того, что характеризует предыдущий период), дата, на которую составляется документ. В случае необходимости может быть вычислена рейтинговая оценка финансового положения каждого из заемщиков, которые сделали заявку на кредит. Этот показатель представляется по форме документа «проранжированы перечень клиентов». Исходящие документы используют специалисты кредитного отдела и руководство банка для анализа кредитоспособности и принятия решения о заключении соглашения на выдачу кредиту.
Автоматизация расчетов при оценке риска банка в процессе кредитования осуществляется с помощью специального пакета программ АРМ статистической отчетности, который передан Национальным банком Украины в всех коммерческих банков. Этот пакет содержит методику расчета нормативов риска, предусмотренных для определения Инструкцией о порядке регулирования и анализа деятельности коммерческих банков (максимальный размер кредита на одного заемщика; норматив больших кредитных рисков, норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру; норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам; норматив максимального размера предоставленных межбанковских займов; норматив максимального размера полученных межбанковских займов). Через меню задается перечень нормативов для расчетов (выполняются на заданную дату).
Входная информация для расчетов выбирается из массива, сформированного при составлении бухгалтерского баланса банка, а также массива нормативов, где зафиксированы предельные размеры последних, и массивов справочников, в которых приведен перечень показателей и форм звитности.
Норматив риска определяется по приведенным далее алгоритмами.
Норматив максимального размера риска на одного заемщика, значение которого не должно превышать 25%:
НП = (Зс: Л) * 100
где Зс - совокупная задолженность по ссудам, межбанковским кредитам и учтенным векселям одного заемщика (за 100% взят сумму внебалансовых обязательств, выданных относительно этого заемщика) К - капитал банку.
Норматив «крупные кредитные риски», максимальное значение которого не должно превышать 8-кратный размер капитала банка:
НВ = Ск / К,
где Ск - совокупный размер крупных кредитов, предоставленных коммерческим банком.
Норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру, не должна превышать 5%:
МО = (Рк1 / л) * 100
где Рк1 - совокупный размер предоставленных банком займов, поручительств, учтенных векселив.
Норматив максимального совокупного размера кредитов гарантий и поручительств, предоставленных инсайдером, значение которого не должно превышать 40%:
ММ = (РК: К) * 100
где РК - сумма размеров предоставленных банком займов (в том числе межбанковских), поручительств, учтенных векселив.
Норматив максимального размера предоставленных межбанковских займов, не должна превышать 200%:
МНП = (Мбн: К) * 100
где Мбн - общая сумма предоставленных коммерческим банком межбанковских позик.
Результаты автоматизированного расчета нормативов риска образуют соответствующий массив и выдаются для анализа по форме исходного сообщения, где приведены дату, на которую осуществляется расчет, название нормативного показателя; вычисленное и нормативное значение показателя, а также отклонения первого из этих значений от другого. Работники кредитного отдела используют исходящие сообщения для анализа степени риска и принятия по поводу выдачи кредита окончательного ришення.
Кроме нормативов риска, которые рассчитываются согласно методике НБУ, банки в случае оформления кредита могут глубже исследовать риск. Для автоматизации расчета расширенных показателей в кредитном отделе должен быть сформирован специальный пакет програм.
Автоматизация ведения кредитных и депозитных договоров заключается в выполнении следующих процессов: заведение новых соглашений, обзор списка соглашений, редактирование отдельных записей, изъятия отдельных угод.
Заведение нового соглашения сводится к последовательному заполнения текста, т.е. таких полей файла соглашений: номер соглашения, код валюты, регистрационный номер и название клиента банка, вид кредита, даты начала и окончания действия соглашения, сумма сделки, процентная ставка, тип лицевого счета, номер лицевого счета к соглашению и статус соглашения. В системе различают 6 статусов: черновик, условный, исполняющий (имеет хотя бы одно бухгалтерская проводка), пролонгированный, законченный, архивний.
Список соглашений осматривают через экранную форму документа, куда вызываются записи файла соглашений с заданными пользователем признакам (номер соглашения, регистрационный номер и название клиента и т.д.). Для осмотра могут вызываться отдельные записи или их массивы. При осмотре нельзя вносить изменения в поля. Для этого используется специальная процедура «редактирование».
Редактирование выполняется по типичной схеме обработки данных файла соглашений. Корректировать поля можно только тех записей сделок, для которых зафиксирован статус черновика. Для корректировки соглашений, имеющих иной статус, используются специальные процедуры, например пролонгация, вилучення.
Процедура «пролонгации» возможна лишь в отношении тех сделок, в которых наступает окончания срока действия. Выбор этой процедуры позволяет вывести на экран информацию о дате погашения последней части кредита, дату выплаты начисленных процентов, дату последнего платежа по сделке. Пользователем вводится дата пролонгации, дата, к которой продлен срок действия соглашения, после чего сделка приобретает статус виконуванои.
Оформляя депозитные и межбанковские кредитные соглашения, в соответствующих полях фиксируют вид депозита или межбанковского кредита, код и название вкладчика или номер МФО и название банка. Остальные поля файла соглашений оставляют без содержательных изменений для всех типов сделок. Каждая сделка характеризуется статическими и динамическими параметрами. К статическим параметрам относятся сумма сделки, срок действия соглашения, клиент, источники финансирования, группа риска, санкции в случае задолженности. Динамическими параметрами, которые определяют текущее состояние соглашения на заданную дату, является процентная ставка, характеристика состояния соглашения, счет сделки, периодичность начисления процентов и корреспондентские счета при начислении последних. В процессе «жизни» сделки может варьироваться ее стан.
Завершается первая стадия технологии автоматизированного управления кредитами и депозитами (прогнозирование и планирование) составлением планов-графиков кредитования, планов-графиков выплаты процентов по кредитам и депозитам, а также графиков погашения кредитив.
На второй стадии компьютерных технологий управления кредитами и депозитами выполняют комплексы задач по открытию кредитных и депозитных счетов; учета банковских операций, которые фиксируются на них; вычисления процентов по кредитным и депозитным операциям; контроля за выполнением договорных отношений между банком и клиентом.
После сделки, то есть оформление всех необходимых документов, осуществляют организационные и технологические процедуры открытия счета. Для выполнения технологических процедур такого типа в программном комплексе есть специальная подпрограмма «Лицевые счета по соглашению». Технология ее выполнения такая же, как и в случае открытия расчетного рахунку.
Автоматизация учета операции на кредитных и депозитных счетах выполняется по типичной схеме обработки входящих документов. Входящими документами при отображении на счетах кредитных и депозитных операций служат распоряжения или мемориальные ордера на зачисление средств на счет, а также приходные и расходные документи.
Первой операцией в технологии обработки входящих сообщений является ручной ввод документов операционистом через экранные шаблоны. Во время такого ввода осуществляется логический (программный) контроль информации, записываемой в поля входного файла. В отдельных пакетах ОДБ предусмотрено повторное введение документов уже другим исполнителем в режиме «Контрольный ввод». Когда на экране появляется сообщение «Документ найден» (оно означает, что входящее сообщение записано в базу данных без ошибок), информация передается на следующую операцию - оплату документа, т.е. запись (или их совокупность) заносится в файл платежных документов дня - хозяйственная операция отражается на бухгалтерских счетах. Основную БД организована так, что можно на заданную дату определить движение средств и использовать соответствующие показатели для исчисления процентов по депозитам и кредитами.
Начисление процентов по депозитам и кредитам осуществляется специальным программным модулем относительно всех клиентов или по указанным счетам. Программа позволяет в начале расчета изменить через экранную заставку процентную ставку. Результаты вычислений записываются в специальный файл, из которого информация после осмотра на экране записывается в основную БД или выдается на печать для оформления соответствующих документив.
Контроль выполнения соглашений по кредитам и депозитам осуществляют специальными программными средствами и запускают с помощью экранного меню, где указываются функции персонального и группового контроля за угодами.
Персональный контроль означает, что на экран после указанных типа и номера соглашения выдается содержание сделки (перечень необходимых специалисту реквизитов) и данные по кредитным счетов: суммы остатка и движения средств, сведения о начислении и выплате сумм по процентами.
Групповой контроль за кредитами и депозитами осуществляется на основании фактических данных, сформированных на экране, а при необходимости - на основании выданных в печать таблиц. Перечень таких таблиц задается в меню, и пользователь указывает, какие таблицы следует составлять. В них приводятся суммы и процентные ставки по кредитам и депозитам в пределах дня, обороты по отдельному ссудному счету за указанный период, количество сделок, сумму и процентные ставки по кредитам - отдельно по депозитам и межбанковским кредитам. Относительно трех последних документов задается период или дата, на которую составляется документ.

4.2. Автоматизация расчетных и кассовых операций 4.4. Автоматизация учета и регулирования валютных операций