7.1. Назначение и особенности построения системы

В системе Министерства финансов Украины высшей формой организации обработки информации с помощью вычислительной техники 3-4-го поколений стала автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР), связанных с формированием и исполнением Государственного бюджета, при условии широкого применения экономико-математических методов и средств вычислительной техники с соответствующей технологией, надлежащей организацией работ и кадрами нужной квалификации. Благодаря созданию в рамках АСФР интегрированных баз данных сфера автоматизации распространяется, охватывая наряду с функциями плановых расчетов и другие формализованные (т.е. те, которые подвергаются машинной обработке) функции учета, оперативного анализа и регулирования, контроля и формирования звитности.
Сегодня, когда появилась насущная необходимость внедрять достижения научно-технического прогресса в практику финансовой работы, необходимо одновременно формировать новую методологию, науку об управлении финансами - финансовую информатику. Последнее (как прикладная наука) формализует информационное описание процессов управления финансами, с применением методов и средств, которые введены в АСФР. Итак, развитие финансовой информатики неотделим от усовершенствования вычислительной техники, средств связи и телеобработки, а также способов их использования в управленческой дияльности.
Компьютеризация финансовой системы, внедрения средств информатики с развитием и распространением современных средств обработки данных становятся сегодня главными факторами в организации финансово-бюджетной роботи.
АСФР создается как органическая часть финансовой системы и охватывает все ее звенья: от низового - районных финансовых отделов (управлений) - в Министерство финансов Украины. Организационная структура АСФР соответствует административно-территориальному принципу деления, который действует в Украине. В этой структуре выделяют три уровня иерархии, являются объектами автоматизации: общегосударственный - Министерство финансов Украины; областной - финансовые управления областей и Автономной Республики Крым; районный - районные (городские) финансовые управления, виддили.
Характерной для функционирования АСФР есть единство основных целей и задач управления финансами на всех уровнях иерархии. Заметим, возложенных на финансовые органы функции присущи части каждому уровню системы, причем любой из них имеет свои специфические особенности.
Централизация расчетов на высшем уровне приводит экономически обоснованное определение основных направлений образования, распределения и использования финансовых ресурсов страны в случае соблюдения соответствующих заранее установленных пропорций. Благодаря децентрализации расчетов на уровне местных бюджетов можно, предоставив определенной самостоятельности местным Советам народных депутатов, учесть особенности построения и развития отдельных административно-территориальных одиниць.
Схема построения организационной структуры Министерства финансов Украины предусматривает, что локальные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, реализуя идентичный набор задач по заранее определенной и утвержденной методологии расчетов и технологии обработки даних.
Фрагмент такой системы обработки информации на определенном уровне иерархии приведены на рис. 7.1.
Благодаря указанной единой схеме построения организационной структуры Минфина Украины при разработке АСФР удается существенно сократить расходы на создание и внедрение функциональных задач. Достаточно согласовать конкретные типовые проектные решения с реальными условиями функционирования того или иного финансового органа. При этом его информационные связи не только сохраняются, но и усиливаются, поскольку своевременный межмашинного обмена информацией с другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями позволяет значительно повысить обоснованность централизованно разработанных плановых заданий и усилить сбалансированность материально-вещественных и стоимостных пропорций.Module . Учитывая сложность и большой объем проектных работ, наличие ограничений по трудовым ресурсам, а также недостаточную обеспеченность средствами вычислительной техники АСФР разрабатывается поэтапно. На первом этапе проектирования и внедрения системы (1975-1985 гг) было разработано много функциональных задач, информационно почти не связанных между собой. Организационно АСФР разрабатывалась тогда путем последовательной сдачи очередей системы (1975-1980; 1981-1985 гг.)
В этот период подразделения проектирования и внедрения системы на всех уровнях были ориентированы на автоматизацию многих трудоемких ручных операций, связанных с выполнением сравнительно несложных вычислений. К последним можно отнести расчеты с учета и составления отчетности, формирование отраслевых балансов доходов и расходов, учета изменений в планы и балансив.
Благодаря такой подготовительной работе были заложены основы создания информационных баз, необходимых для формирования автоматизированной технологии проектирования АСФР, основанная на комплексном использовании новых возможностей вычислительной техники 4-го поколения. Благодаря этому уже на первом этапе были сформулированы главную цель и начаты работы по созданию комплексной системы обработки данных, обязывает учитывать на всех уровнях сети общие (единые) требования разработки. Конце одиннадцатой пятилетки находят широкое применение так называемые типовые проектные решения по целому ряду комплексов задач. Последние создаются в проектных подразделениях вычислительных центров системы Минфина и тиражируются для обязательного использования службами эксплуатации других центрив.
На последующих этапах предполагается завершить создание комплексной системы обработки данных, превращается в систему моделирования процесса формирования и использования централизованных финансовых ресурсов, существенно расширив масштабы автоматизации функций финансовых органов во всех звеньях. Эта работа ориентирована на широкую разработку и массовое внедрение типовых проектных решений не только с функциональной части, но и таких, которые касаются большинства обеспечительных пидсистем.
Типовые проекты позволяют автоматизировать основные функции финансово-бюджетной работы формирование финансовых планов по отраслям и выполнения сводных расчетов бюджета, учет исполнения бюджета; обработку отчетности и анализ исполнения бюджета; обработку отчетности министерств и ведомств и анализ их финансово-хозяйственной деятельности. Выполнение этих задач должно сопровождаться постоянным совершенствованием системы финансовых показателей и средств их расчета, улучшением методологии бюджетно-финансового планування.
Дальнейшее развитие системы, ориентированный на создание гибкой технологии сбора и обработки информации, реализация комплексной системы распределенной обработки данных в отдельном финансовом органе позволяют заложить основу построения интегрированной системы обработки информации. Благодаря применению методов многофакторного моделирования, межотраслевого баланса, оптимизационных методов, которые нельзя использовать в традиционных условиях планирования без применения ЭВМ, работу финансовых органов будет перестроен в направлении дальнейшего углубления комплексных аналитических разработок и экономической обоснованности решений, приймаються.
С развертыванием работ по внедрению АСФР открываются новые резервы совершенствования работы финансовых органов: растет скорость обработки и передачи по сети финансовой информации, становится возможным решать задачи с большими объемами входных данных, накапливать и хранить большие массивы информации, а также быстро находить и выдавать необходимые данные. Создание и развитие средств связи и телеобработки, широкое и повсеместное использование персональных компьютеров в сочетании с мощными многомашинных вычислительных систем, достижения информационной и технологической совместимости с другими АИС органов государственного управления позволят на качественно новом уровне управлять общегосударственными финансами.
Финансовые работники, полностью освободившись от выполнения простых вычислительных операций, технической работы по сбору и обработке информации, накопления и анализа показателей форм отчетности, все больше привлекаться к принятию решений по результатам расчетов на ЭВМ, выполнять лишь творческую часть работы (выбор программы обработки входных данных, режима выполнения расчетов, формы выдачи результатов формирование задач вычислительному центру, принятие решений по результатам расчетов). Благодаря этому возрастет роль специалистов высокой квалификации, и принимать оперативные управленческие решения, направленные на улучшение деятельности финансовой системы. Внедрение АСФР позволит также устранить некоторое дублирование работы в подразделениях финансовых органов и благодаря этому уменьшить нагрузку работников, а это, в свою очередь, приведет к сокращению их численности.
Глава 7. Автоматизированной системы финансовых расчетов 7.2. структура АСФР