7.4. Технология решения задач АСФР в центральных и местных финансовых органах

Организация автоматизированного решения комплексов задач в финансовых органах всех уровней характеризуется разнообразием вариантов технологических процессов. Последние значительной мере учитывают требования комплекса технических средств, определяясь непосредственно характером решаемых задач, в том числе методами и средствами их реализации на ЕОМ.
Как правило, выбор и обоснование использования той или иной модели (типа) ЭВМ при решении конкретных задач - проблема достаточно непростая. Здесь нужно учитывать множество иногда и противоречивых факторов, прежде всего таких, как необходимость решить задачи в заданные сроки, объемы обрабатываемой информации, оперативность представления результатов решения, удаленность центра обработки данных от пользователей и т.д. Рассматривая в совокупности и оценивая в комплексе требования, предъявляемые к системе автоматизированной обработки данных, разработчики определяют не только конкретный тип ЭВМ, но и рассчитывают весь состав другого необходимого обладнання.
Выбор ЭВМ для обработки информации в финансовых органах должна основываться на следующих соображениях: приходится обрабатывать значительные по объему массивы входной информации и формировать базу данных, что требует большой емкости внешних запоминающих устройств; решения сложных информационно связанных между собой задач часто имеет происходить при непосредственном участии финансового работника в процессе решения; постоянно создаются информационно-вычислительные сети и вычислительные комплексы обработки информации в различных сочетаниях применяют несколько технологических режимов обработки информации - централизованный, что децентрализувався, пакетный, телеопрацювання, диалоговий.
В случае централизованной обработки технологический процесс включает в себя операции преобразования входной информации, в том числе прием и регистрацию первичных документов, запись данных (с контролем) на машинный носитель, обработку на ЭВМ, контроль, оформление и выдача результатов расчета пользователю. Одной из особенностей такого процесса обработки является его локальность, т.е. совокупность работ выполняется в вычислительных учреждениях в рамках конкретного ИВЦ. Большинство этих работ связана с определенными сроками, соблюдение которых определяет эффективность работы вычислительного центра. Сфера применения такого режима (в случае пакетной обработки)-более 90% всех промышленно эксплуатируемых задач АСФР.
Децентрализованная обработка данных позволяет разбить на группы ряд операций технологического процесса, оборудовав АРМ специальными пунктами сбора и обработки первичной информации в местах ее возникновения. Пункты, в свою очередь, оснащаются персональными компьютерами, терминальными устройствами, а также аппаратурой передачи данных, что позволит работать в режимах прямой или дистанционной обработки информационных масивив.
В АСФР технология автоматизированной обработки плановой, отчетной, учетно-статистической и аналитической информации имеет характерные особенности. При обработке плановой экономической информации привлекаются большие объемы входных и выходных данных, тогда как алгоритмы решения задач сводятся к выполнению достаточно простых арифметических и логических процедур обработки и преобразования входных массивов на упорядоченные определенным образом совокупности. При этом реализуется принцип последовательности выполнения технологических операций над массивами, обрабатываются только по окончании работы определенного пункта меню информационной системы. Такая организация обработки информации на ЭВМ способствует автоматическом накоплению информационной базы, необходимой для проведения процедур анализа и последующего принятия ришень.
Технологический процесс обработки информации по задач этого класса возможен в случае как централизованного, так и децентрализованного режима обработки данных. Однако наиболее эффективным является их синтез, то есть оптимальное к каждому конкретному случаю их сочетания. Например, выполнение функционального блока «Планирование и прогнозирование» в подсистеме «Сводные расчеты бюджета» при этих условиях будет разбит на два этапа: сбор и предварительная обработка информации на местах, непосредственно близких к пользователю (в подразделениях финансового органа), после передачи полученных данных в центральной ЭВМ выполнения основного цикла расчетов по соответствующим алгоритмам перетворення.
Некоторые плановые задачи АСФР, алгоритмы которых предусматривают определения нормативных значений величин на основании динамических рядов, умножения плановых значений на базовые и расчетные нормативы, составления данных по отдельным признакам и т.д., решаются способом прямого вычисления и организованы в пакеты для обработки в реальном режиме времени. К ним можно отнести и задачи корреляционно-регрессионного прогнозування.
Обработка отчетной и учетно-статистической информации обеспечивает автоматизацию ручных процедур регистрации, контроля и обработки многострочных документов срочной, месячной, квартальной и годовой отчетности, ведение счетов аналитического учета, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерских проводок и заключения сводных накопительных ведомостей. В технологическом процессе обработки информации этого класса значительное место занимают операции контроля. Это обусловлено вот чим.
Во-первых, в процессе обработки отчетных данных наибольший удельный вес приходится на информацию, которая возникает в другом месте и передается средствами почтовой, курьерской связи или по телеграфным каналам, вызываемой к появлению ошибок. Во-вторых, программное обеспечение решения этих задач составляют программы преобразования формата машинных документов, вводимых на формат, в котором информация хранится в массивах базы данных системы. Для выполнения таких процедур, включая контроля полноты введенных документов, балансового контроля, сравнение вычисленных на ЭВМ сумм с введенной контрольной суммой и т.д. предусматривается разбивка машинного процесса обработки данных на отдельные операции с массивами. Каждая такая операция характеризуется описанием входных и выходных массивов информации, а также тех преобразований, обеспечивающих последовательное решение задачи.
Сейчас большинство промышленно эксплуатируемых задач системы принадлежит к подсистеме «Сводные расчеты бюджета». Это такие комплексы задач: «Свод балансов доходов и расходов хозяйственных органов и разработка аналитических таблиц в бюджет», «Заключение росписи доходов и расходов бюджета», «Заключение отчетности об исполнении бюджета». Логическим продолжением этих работ являются расчеты, осуществляемые функциональным блоком «Учет, контроль и отчетность» в части автоматизации комплекса задач «Бухгалтерский учет исполнения бюджета».
Рассмотрим пример решения этой важной в организационно-экономическом смысле задачи.
Технологический процесс решения комплекса задач ориентирован на обработку данных в диалоговом режиме с использованием мини-ЭВМ, оборудованной отдельными рабочими станциями.
Пользователями являются финансовые работники подотдела исполнения бюджета, которые и определяют очередность решения отдельных задач, которые входят в структуру комплекса: «Учет ассигнований государственного бюджета», «Учет открытых кредитов по министерствам и ведомствам» и т.ин.
Характерной особенностью автоматизированного решения является тесная информационный взаимосвязь отдельных задач комплекса, а также использование баз данных других розрахункив.
В разработанной схеме технологического процесса решения задач в АСФР используются и положительные моменты организации процесса обработки традиционным способом с применением микроЭВМ и клавишных машин.
Целью решения указанного комплекса задач является совершенствование с помощью ЭВМ процесса сбора, обработки и получения данных, касающихся реализации оперативного учета финансирования министерств и ведомств. Исходными данными для решения являются входные документы, поступающие из отраслевых финансовых управлений или бюджетного управления. Задачи комплекса могут решаться как в пакетном режиме, так и в режиме диалога финансового работника с ЕОМ.
Решения задачи «Учет ассигнований государственного бюджета» построено так, чтобы массивы исходных документов формировались автоматически по мере заполнения базы данных при решении задач функциональных блоков «Планирование и прогнозирование», «Смена плана», «Составление расписания доходов и расходов государственного бюджета »и« Учет изменений и составление уточненной росписи доходов и расходов государственного бюджета ». С помощью клавиатуры можно вносить в базу данных изменения, которые одновременно отображаются на экране дисплея. Решение задачи имеет оперативный характер и выполняется по мере поступления змин.
Решения задачи «Учет открытых кредитов по министерствам и ведомствам» позволяет пользователю в диалоговом режиме учитывать открыты кредиты по министерствам и ведомствам в рамках кодов бюджетной классификации. С этой целью на экран дисплея после ввода в ЭВМ расходных расписаний (формы 12, 13, 15) выдается сообщение об остатке бюджетных средств. При традиционном способе для решения вопроса об открытии кредита тому или иному министерству или ведомству финансовый работник должен вручную выполнить целый ряд трудоемких расчетов. Внедрение автоматизации позволило сразу же за введением входных данных получать ежедневную информацию по плановым данным с учетом изменений, суммами открытых кредитов с начала года и наличие свободного остатка ассигнований. По требованию пользователя предусмотрено на первое число каждого месяца выдавать печатающее устройство машинограми, содержащие информацию по учету открытых кредитив.
Вся исходная информация комплекса задач может быть получена в форме сообщений на экране дисплея или выдаваться на печать. Благодаря организации разного рода средств контроля при подготовке данных практически исключается появление ошибок. Во время работы на отделенной рабочей станции данные с клавиатуры вводит финансовый работник, а они тем временем отображаются на экране дисплея на заранее выделенных полях, размеры которых определены по максимальными значениями применяемых переменных. Последовательность ввода данных определяется движением курсора от одной переменной к другой. После выполнения контроля введенные данные фиксируются в базе даних.
Практическую ценность имеют три метода контроля: логический, арифметический и визуальный. Организация логического контроля сводится к проверке значений переменных и применение правил сравнения при введении последних к ЭВМ. Этот вид контроля предполагает так называемое форматирования данных и величин переменных, т.е. все поля данных, выделенные на экране дисплея, должны быть описаны в форматах, соответствующих их возможном представлению при введении, а сами введенные значения данных должны содержаться в установленных пределах (проверка доверительного интервала ).
Арифметический контроль проводится с целью выполнения условий, заданных алгоритмом ввода данных в виде контрольных соотношений, записанных в алгебраической форме. Наконец, визуальный контроль представляет собой форму контроля, осуществляемого непосредственно пользователем в процессе ввода данных, при котором приложением отображается на экране текстовое значение кодов, которые вводятся.
7.3. Характеристика подсистем АСФР Глава 8. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ УКРАИНЫ