7.3. Характеристика подсистем АСФР

Организационно-экономическое обеспечение АСФР представляет собой совокупность средств по совершенствованию механизма, структуры управления процессами заключения и исполнения Госбюджета Украины на основе применении вычислительной техники, экономико-математических методов и моделей.
В процессе построения и развития подсистемы ОЭЗ рассматриваются следующие вопросы: разработка и совершенствование функциональной структуры и состав задач; постановления задач, выбор последовательности их внедрения; разработки взаимосвязи, организации и методологии решения задач; разработка методов и форм взаимодействия АСФР с другими АИС, совершенствование организационной структуры управления финансами, выбор направлений совершенствования системы управления финансами на основе анализа традиционной системы управления, оценка экономической эффективности от впровадження.
При разработке моделей, алгоритмов и схем решения финансовых задач их разбивают на типы с целью сокращения объемов работ как по алгоритмизации финансовых расчетов, так и по программированию на ЭВМ. Типизация выполняется сравнением однородности показателя или показателей, единства методов и схем расчетов, взаимного соответствия входящей и исходящей информации и единства форм представления результатов розрахункив.
Создание организационно-экономического обеспечения завершается разработкой методических указаний из заключения и выполнения Государственного бюджета, в которых зафиксировано методы решения каждой финансовой задачи, обеспечивает однозначность выполняемых расчетов и взаимоувязки всех разделов бюджета. Для этого методические указания следует представить в виде описаний конкретных процессов и операций, сопровождающих разработку бюджету.
Важнейшей составной ОЭЗ АСФР является функциональная структура, включающая состав задач системы. Данная структура представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов системы, отражающей структуру Государственного бюджета Украины, этапы и стадии его заключения и исполнения, перечень расчетов, при этом выполняются. Она необходима для определения работ по созданию АСФР и последовательности разработки ее отдельных элементов, определение основных требований к обеспечительных подсистем, для планирования работ по созданию системы на всех ривнях.
В функциональной структуре выделяют функциональную подсистему, блок, комплекс задач, отдельную задачу. Как известно функциональная подсистема - это относительно самостоятельная часть системы, характеризующееся определенным целевым назначением, соответствующей подчиненностью, обособленностью информационной базы, методическим направлением расчетов финансовых показателей и специализацией работ аппарата финансового органа.
Учитывая сказанное выделяют четыре подсистемы АСФР:
«Сводные расчеты бюджета»;
«Государственные доходы»;
«Финансы отраслей народного хозяйства»;
«Расходы бюджетных учреждений и заведений».
Подсистема «Сводные расчеты бюджета» представляет собой главную подсистему АСФР, осуществляющего сведено планирования финансов и общий контроль за исполнением бюджета. Другие подсистемы подчинены этой подсистеме и обеспечивают планирование финансов и контроль исполнения бюджета по отраслям народного хозяйства, источниками поступления средств и направлениям их расходования. Иерархический взаимосвязь подсистем АСФР иллюстрирует рис. 7.2.
Каждая из подсистем имеет определенное целевое назначение и в ней осуществляется управленческий цикл, реализующий в определенной последовательности такие функции управления: учет, контроль и составление отчетности, анализ выполнения плана, внесения изменений в план и планування.
В каждой из подсистем выделяют соответствующие функциональные блоки, характеризующие функции управления, последовательность выполнения работ. Они также характеризуют технологию работ и позволяют проектировать комплексы задач по однородным блоками.
Тот факт, что подсистемы «Государственные доходы», «Финансы отраслей народного хозяйства» и «Расходы бюджетных учреждений и заведений» замыкаются на подсистему «Сводные расчеты бюджета», наглядно рис. 7.2. На основании данных первых трех подсистем при решении задач в подсистеме «Сводные расчеты бюджета» состоит проект Государственного бюджета Украины, формируется расписание утвержденного бюджета и осуществляется бухгалтерский учет его выполнения, разрабатывается сводный отчет по виконання.
Время подсистема «Финансы отраслей народного хозяйства» взаимосвязана с подсистемами «Государственные доходы» и «Расходы бюджетных учреждений и заведений». Эти связи показывают органическое единство народнохозяйственного комплекса в экономическом и социальном аспектах, что прослеживается в практике финансово-бюджетной работы во время формирования показателей взаимоотношений отраслей народного хозяйства с бюджетом или при определении источников финансирования социально-культурных заходив.
Выявить все связи между функциональными элементами АСФР чрезвычайно важно для определения структуры и организации банка данных системы, установление очередности внедрения отдельных задач, для планирования развития системы в целом. Поэтому функциональная структура должна обладать определенной степенью детализации, что позволит идентифицировать все связи между элементами системы. Следовательно, ее следует довести до обособленных задач, решаемых в процессе заключения и исполнения бюджета. Состав этих задач выясняется при дальнейшей детализации функциональной структуры системы. Функциональную структуру АСФР на уровне подсистем и блоков приведены в табл. 7.1.
Как второй уровень функциональной структуры, блоки функциональных подсистем АСФР отражают стадийность работ по укладке и выполнения Государственного бюджета. Согласно этим в структуре АСФР выделяют четыре блока: «Планирование и прогнозирование», «Смена плана», «Учет, контроль и отчетность», «Анализ».
Блок «Планирование и прогнозирование» предназначен для решения задач по вариантных расчетов показателей бюджета во время его заключения, то есть от расчетов показателей по отдельным министерствам или заведениях до сводно-аналитических расчетов, характеризующие Государственный бюджет Украины в целом, а также материалы для его обоснование. На стадии формирования контрольных цифр бюджета в данном блоке выполняются и прогнозно-аналитические расчеты показателей бюджета и сводного финансового баланса государства, основанные на прогнозах динамики различных социально-экономических процесив.
В блоке «Изменение плана» решаются задачи с учетом изменений показателей финансовых планов в связи с изменениями, которые вносятся в установленном порядке к показателям народнохозяйственных планов, в порядке финансирование мероприятий. Информация данного блока используется для учета и контроля исполнения бюджета, анализа и планування.
Блок «Учет, контроль и отчетность» предназначен для решения задач учета и контроля исполнения бюджета, а также для заключения отчетности по его выполнению. Здесь формируется информация для решения задач анализа и планування.
В блоке «Анализ» решаются задачи анализа исполнения бюджета, планов государственных доходов, финансово-хозяйственной деятельности министерств и ведомств, их предприятий и организаций, использования средств на социально-культурные мероприятия и управления, подаются оценки ожидаемого выполнения планов. Информация используется для контроля за ходом выполнения бюджета и для планування.
Каждый блок подсистем АСФР состоит из комплексов задач, реализующих выполнения конкретной функции финансово-бюджетной работы в рамках соответствующих блоков и подсистем АСФР. Комплексы состоят из задач, характеризующих в совокупности функции финансово-бюджетной роботи.
Информационное обеспечение включает следующие основные элементы:
систему показателей;
средства формализованного описания данных
систему документации
информационный фонд;
систему ведення.
Система показателей АСФР представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, используемых в процессе реализации основных функций финансовой системы. Система показателей является неотъемлемой составляющей (элементом) системы показателей народнохозяйственного планирования и согласно общей целью функционирования финансовой системы и ее место среди народнохозяйственных планов должна обеспечить планомерное создание централизованного денежного фонда государства, а также плановое распределение и перераспределение сосредоточенной в бюджете части национального дохода в трех основных направлениях: социальном, межотраслевом и межтерриториального. Система показателей служит методологической основой, на которой строятся средства формализованного описания данных, информационный фонд, унифицированная система документации.
Средства формализованного описания данных предназначены для строго однозначного и формализованного описания данных в процессе автоматизированной обработки информации с бюджетного планирования и базируются на положениях Единой системы классификации и кодирования показателей (ЕСКК), которая представляет собой часть информационного обеспечения АСФР, которая составляет комплекс взаимосвязанных классификаторов, приспособленных для непосредственной обработки средствами вычислительной техники с автоматизированной системой ведения. ЕСКК АСФР относится к Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации. В состав ЕСКК АСФР входят такие категории классификаторов: общегосударственные, межотраслевые, отраслевые и локальни.
Система документации представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, отвечающих единым правилам и требованиям и содержат информацию для заключения и выполнения Государственного бюджета Украины, планирование расходов, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности бюджетных учреждений, а также составление отчетности предприятий и хозяйственных организаций на базе средств вычислительной техники. В АСФР выделяют три категории документов в зависимости от их функционального назначения в процессе информационного обеспечения расчетов за конкретными задачами: управленческие документы, содержащие информацию для решения конкретных задач на различных уровнях системы; унифицированные формы документов (УФД) с инструкциями по их заполнению, что служат основанием для создания документов первой категории; организационно-методические документы, регламентирующие разработку УФД второй категории по единым требованиям и правилами.
Управленческие документы АСФР представляют собой определенную совокупность финансовых, плановых, отчетно-статистических, расчетно-денежных и других документов, выбранных из соответствующих унифицированных систем документации (УCД), вошедших в ЗКУД и содержат необходимый и достаточный набор показателей для реализации задач АСФР. Управленческие документы, в свою очередь, классифицируются на основе единой методики построении УСД и регламентации обращения информации между уровнями АСФР и другими автоматизированными информационными системами.
Унифицированные формы входящих и исходящих документов образуют массивы, скомплектованные зависимости от цели их использования, принадлежности к конкретной задачи или комплекса задач, к подсистеме или ко всем задач каждого структурного уровня АСФР. Массивы УФД могут состоять из отдельных форм или быть сброшюрованные в альбомы. Заметим, что к массивам УФД включаются только утвержденные формы, которые имеют код формы, т.е. прошедшие государственную или ведомственную регистрацию. С массивов УФД можно, в свою очередь, выделить формы документов, утвержденные Министерством финансов Украины, и формы, утвержденные другими министерствами и видомствами.
Организационно-методические документы составляют третью категорию документов УСД АСФР, регламентирующий разработку унифицированных форм документов, их регистрацию и ведение на всех уровнях АСФР. Использование документов обеспечивает единую методологию создания УСД АСФР. В ее состав включены государственные стандарты, положения, инструкции, разработанные и действующие до сих пор, а также те, которые еще разрабатываются (классификатор финансовой документации, перечни форм входящих и исходящих документов и т.п.).
В процессе решения задач в системе обрабатываются большие объемы информации. Эта информация, накапливаясь и циркулируя в информационном фонде, характеризует различные аспекты состояния и функционирования финансовой системы и финансовых органов держави.
В составе информационного фонда выделяют ряд уровней, соответствующих иерархическому построению финансовых органов. На всех уровнях информационный фонд образуется сочетанием автоматизированных и неавтоматизированных частей. В информационном фонде первого вида хранения сосредотачиваются данные, необходимые для нормального функционирования финансовой системы. Это директивные и нормативные данные, регламентирующие деятельность системы, данные для проведения ручных расчетов, архивные документы и тому подобное. Организация информационного фонда этого вида хранения регулируется действующими правилами системы делопроизводства и соответствующими нормативными актами и инструкциями. С появлением персональных компьютеров функции информационного фонда указанного вида хранения существенно зминилися.
Автоматизированный информационный фонд представляет собой собственно информационную базу АСФД и включает все данные, необходимые для расчетов по созданию и выполнения Государственного бюджета Украины. Его организация базируется на применении банков даних.
Автоматизированный банк данных АСФР (БнД) - это совокупность данных, а также языковых, программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и совместного использования информации, хранящейся в нем, приложениями и пользователями АСФР. Пользователями могут быть работники аппарата управления финансовых органов, персонал вычислительного центра и внешние относительно АСФР системы. Автоматизированный банк данных АСФР состоит, в свою очередь, с СУБД, собственно базы данных и модулей программного обеспечения БнД.
Автоматизированная система ведения классификаторов (АСВК) предназначена для централизованного создания и ведения массивов кодовых обозначений и текстов всех категорий классификаторов, приведенных в ЕСКК АСФР, с целью их использования для информационно-справочного обслуживания абонентов и обеспечения различных этапов технологического процесса обработки данных в АСФР. Путем разработки и эксплуатации АСВК в АСФР автоматизируются и интегрируются процессы создания и ведения единых массивов классификаторов для поддержания их в актуальном состоянии и практического использования при вводе информации в базы данных показателей АСФР, автоматизированного изготовления исходных документов, выдаваемых на печать или на экран дисплея. Учитывая определение и выполняемые функции АСВК следует рассматривать как одну из подсистем автоматизированного ведения всей совокупности нормативно-справочной и условно-постоянной информации (нормативных и перекодувальних таблиц, динамических рядов показателей, финансовых и бюджетных норм и нормативов). Кроме того, организационно АСВК АСФР входит в состав общегосударственной автоматизированной системы ведения общегосударственных классификаторов технико-экономической информации (АСВК ТЭИ).
Программное обеспечение (ПО) АСФР представляет собой комплекс программ и средств программирования, а также соответствующую техническую документацию, позволяющую выполнять на ЭВМ все процедуры технологии обработки данных. Программное обеспечение АСФР создается в несколько этапов, а степень развития ПО на них определяется составом технических средств, составу и содержанию эксплуатируемых задач автоматизированной системы финансовых расчетов, а также степенью развития остальных обеспечительных пидсистем.
Основной целью создания ПО на всех этапах разработки АСФР является обеспечение вычислительных центров необходимыми программными средствами обработки информации на ЭВМ (сбор, хранение, передача, преобразование) для решения задач АСФР.
Сюда можно отнести и программное обеспечение БнД АСФР.
Техническое обеспечение АСФР базируется на вычислительных средствах, средствах связи и передачи данных, выпускаемых отечественной и зарубежной промисловистю.
ИВЦ Минфина Украины является абонентом сети передачи данных (АПД 200), что уже действует в информационных центрах всех областных финансовых управлений и большинства информационных пунктов районных финансовых отделов, являются структурами Министерства финансов Украины. Во всех указанных подразделениях установлена конечная аппаратуру сети, что позволяет пользователям АСФР организовывать обмен данными между уровнями управления системы Минфина, а также другими пользователями и поставщиками финансовой информации (АИС «Налоги», АИС Министерства экономики Украины, АИС НБУ Украина, АИС Государственного казначейства Украины и т.д.) по телеграфным и телефонным каналам связи. Схему информационных связей, возникающих при формировании и исполнении Государственного бюджета Украины, приведены на рис 7.3.

7.2. структура АСФР 7.4. Технология решения задач АСФР в центральных и местных финансовых органах