8.4. Внешние информационные связи

Эффективность функционирования налоговой службы в значительной степени зависит от своевременности поступления информации. Обмен информацией между уровнями управления в рамках налоговой системы Украины осуществляется с помощью электронной почты. С верхнего уровня (Главной ГНА Украины) к подчиненным уровней (областных, районных ГНА) направляются разного рода законодательные, методические и нормативные материалы, новые версии и средства программного обеспечения и т.д. Снизу, т.е. с ГНА районного уровня до областного направляются файлы, в которых содержится регламентная отчетная информация о плательщиках, состояние налоговых платежей, выполнения платежной дисциплины и т.д. соответствии со сроками ее предоставления, а также информация о неформализованных запросов. На областном уровне накапливаются данные, поступающие из районных ГНА, агрегируются в целом по ГНА областного уровня и передаются в Главной ГНА Украины. На основании этой информации органы законодательной и исполнительной власти могут оценивать выполнение доходной части бюджета Украины, а также делать выводы о том, как работают законы по каждому из налогов. Время возрастает актуальность подготовки законодательных и нормативных актов для обеспечения взаимодействия налоговой администрации с банками, финансовыми органами, органами государственной власти на местах, правоохранительными и таможенными органами. Документы должны отражать как вопросы получения информации ГНА, так и вопросы предоставления информации налоговыми службами другим организациям.
Основные источники поступления информации в ГНА: плательщик, банк, финансовый отдел райгосадминистрации. Потребители информации районной ГНА - это плательщик, ГНА высшего уровня, финансовый отдел райгосадминистрации. Информация о отдельных плательщиков передается:
в арбитражный суд - применение закона о банкротстве;
в налоговой полиции - применения статьи 148 Уголовного кодекса Украини.
Плательщики в установленные сроки представляют в ГНА соответствующие отчетные документы о хозяйственной деятельности. Эти отчеты и декларации традиционно подавались в ГНА на бумажных носителях. С III квартала 1997 года в практике работы ГНА введен электронную форму бухгалтерской отчетности (ЕЗ) налогоплательщиков - юридических лиц. Электронная отчетность подается плательщиками на дискетах 3,5 дюйма и, вместе с подписанными бумажными копиями, принимается на выделенном рабочем месте в ГНА.
Отчетность плательщики формируют с помощью специального программного средства «Клиент-3», интегрированного по форматам данных и протоколом передачи с компьютерными системами ГНА. Программные средства предоставляют плательщикам возможность:
генерировать и заполнять в автоматизированном режиме отчетные бухгалтерские формы согласно действующему законодательству;
проверять (выполнять предварительную документальную проверку) в автоматическом режиме заполнения отчетных форм, фиксируя отклонения и ошибки отдельным протоколом проверки;
защищать передаваемые данные в ГНА, от несанкционированного доступа и корректировки путем «подписи» ЕЗ главным бухгалтером и директором предприятия;
накапливать и использовать данные ЕЗ в базе данных плательщика;
печатать формы ЕЗ (получать бумажные копии отчетных форм).
Значительная роль в поступлении информации принадлежит банкам. ГНА подает в отделения банков информацию для открытия соответствующих бюджетных счетов, на которых аккумулируются поступления налогов и платежей. Ежедневно ГНА получает информацию о поступлении налогов и платежей в виде платежных документов и сводных документов о поступлении по каждому из бюджетных счетов. Следовательно, информация об уплате платежей обрабатывается отделениями банков и ГНА. Информация в ГНА подается на основании сформированного массива поступлений налоговых и видов неналоговых платежей, кроме этого формируется реестр поступлений за каждый день, месяц, квартал, с начала года (в соответствии с выбранным периодом). Задача получить информацию из отделений банков на машинных носителях стало одним из приоритетных в создании системы автоматизированной обработки информации. Последняя, в свою очередь, сделала сокращение численности персонала для ее обработки и повышения оперативности и полноты получения необходимых данных. Согласно действующему законодательству отделения банков направляют в ГНА информацию об открытии (закрытии) расчетных, валютных и других счетов субъектами хозяйственной деятельности, о наличии и обращении средств на этих счетах, о выполнении операций по бюджетным счетам и сроки проведения этих операций относительно плательщиков, видов платежей и бюджетив.
Одним из направлений совершенствования внешних информационных связей, а также повышение эффективности деятельности ГНА, является решение проблемы идентификации платежей в государственный и местный бюджет. Идентификация налогов и других видов неналоговых платежей выполняется по бюджетной классификации Министерства финансов Украины, которое является обязательным для использования во всех финансовых учреждениях нашего государства. ГНА обменивается соответствующей информацией о начислении и фактическое поступление налогов и видов неналоговых платежей в местные бюджеты с финансовыми отделами райгосадминистраций. Решение вопроса идентификации платежей местного бюджета сделало получение информации об их поступлении непосредственно из банка и оперативную подготовку для финансового отдела информации в соответствующей форме (файлы электронной почты и реестры к ним).
Кроме основных источников поступления информации (плательщик, банк, финансовый отдел) в районную ГНА для повышения эффективности ее деятельности в условиях функционирования систем автоматизированной обработки информации существуют и другие источники, из которых информация поступает непосредственно в ГНА. Это в частности:
Государственный комитет Украины по статистике (областные, городские управления). Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 538 на Госкомстат возложена задача по ведению Государственного реестра отчетных статистических единиц (сбор и обработка информации относительно лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, присвоения идентификационных кодов). Ежемесячно ГНА получает от Госкомстата данные о дополнении в Государственный реестр отчетных статистических единиц в виде файла с помощью средств электронной почты. Кроме этого, Госкомстат занимается вопросами создания и ведения общегосударственных классификаторов, в частности, определяющих классификационные признаки плательщика (форма собственности, вид деятельности и т.д.);
Таможня - возможно получение информации о проведении экспортно-импортных операций по данным таможенных деклараций;
Министерство внешних экономических связей - перспективным является получение информации о выдаче лицензий на осуществление экспортно-импортных операций.
Решение вопросов о том, чтобы информация в ГНА поступала непосредственно от таможни и Министерства внешних экономических связей, может значительно повлиять на эффективность контроля за валютными операциями.
8.3. информационное обеспечение 8.5. Направления совершенствования информатизации налоговой системы Украины