8.5. Направления совершенствования информатизации налоговой системы Украины

К приоритетным направлениям информатизации ГНАУ на данном этапе следует отнести:
создание и развитие программно-аппаратных комплексов для обеспечения функционирования автоматизированных информационно-аналитических систем центрального и областных уровней налоговой службы;
создание корпоративного компьютерно-телекоммуникационной среды, что связывает воедино все уровни налоговой службы;
создание и насыщение районных налоговых администраций АРМ, объединенными локальными информационными сетями, для обеспечения эффективного взаимодействия пользователей с корпоративным компьютерно-телекоммуникационной средой;
создание типового математического обеспечения для решения функциональных задач налоговой службы областного и районного уровней;
внедрение новейших методов, средств, технологий для автоматизированного выявления скрытых неплательщиков налогов и теневых элементов экономики, повышения эффективности оперативно-розыскных мероприятий;
подготовка и переподготовка кадров в области новых информационных технологий и их использование в налоговой служби.
Заметим, что комплексное решение этих проблем позволит ГНАУ выйти на качественно новую ступень информатизации и обеспечить более высокий уровень сбора налогов в Украине, а также будет способствовать научно-обоснованному прогнозированию бюджета краини.
Информатизация налоговой службы является частью Национальной программы информатизации Украины. Поэтому при решении любых вопросов, касающихся этой проблемы, следует придерживаться принципов совместимости объектов информатизации ГНАУ и других органов государственного управления. Кроме того, должны учитываться соглашения Украины с зарубежными странами, особенно со странами СНГ, по вопросам налогообложения, а также учитываться опыт других стран в области информатизации налоговых служб.
В связи с реформированием подразделений Министерства внутренних дел по борьбе с криминальным уклонением от налогообложения в налоговую полицию и объединения их с налоговой администрацией остро встала проблема их информатизации, поскольку эти подразделения практически не имеют соответствующей технической бази.
Сегодня все ГНА Украины всех уровней оборудованы почтовыми узлами, работающих в режиме электронной почты по коммутируемым каналам связи с использованием персональных компьютеров и модемов. Используется шесть различных почтовых программ (Т-МаиИ, FrontDоог, РгоСаrrу и др.)., Унифицированных в части стандартов, регламентирующих передачу файлов. Ведутся работы по выбору единой почтовой системы, интегрированной с системами документооборота.
При создании АИС необходимо рассмотреть возможность модернизации электронной почты и использования ее в качестве резервной системы в случае отказов телекоммуникационной мережи.
Основные задачи, решение которых возлагается на автоматизированную информационно-аналитическую систему, следующие:
повышения оперативности, достоверности и качества информации, используемой для принятия решений и обеспечения контроля за полным и своевременным поступлением средств в бюджеты;
существенное повышение производительности труда служащих государственных налоговых администраций в результате использования современных информационных технологий в работе налоговых служб на каждом этапе: от ввода первичных документов до аналитической обработки информации
анализ экономического состояния предприятий, регионов, отраслей в разных аспектах для выработки научно обоснованных решений по вопросам налоговой политики, разработки рекомендаций для создания предпосылок для привлечения «теневого» денежного оборота в официальный;
создания баз знаний и данных на центральном и областном уровнях и обеспечения оперативного обмена информацией по межведомственных системах связи с таможенными, финансовыми органами, органами государственной власти, статистики, другими министерствами и ведомствами с целью усиления фискально-регулирующей функции ГНА;
реализация принципиально новой технологии взаимодействия между налогоплательщиками и налоговой администрацией - «электронной отчетности», что позволит существенно снизить затраты на проверку отчетных документов налогоплательщиков, в значительной мере сократит расходы времени налогоплательщиков на взаимодействие с налоговой администрацией, а также позволит сформировать базы данных для анализа хозяйственной деятельности;
повышения уровня обучения и квалификации работников налоговой администрации за счет внедрения современных технологий обучения с использованием компьютерной техники.
Для решения широкого спектра проблем налоговой деятельности необходимо принять определенные меры по реформированию отраслевой информатики:
с целью обеспечения налоговых служащих информации, качество которой адекватна сложности решаемых задач, создать на базе современных технологий распределенной базы данных Центральную базу данных (ЦБД) с возможностью постоянного удаленного доступа к ЦБД с ГНА районного уровня для оперативного получения информации по каждому из зарегистрированных плательщиков .
провести существенную «математизацию» аналитической деятельности различных подразделений налоговых администраций всех уровней, прежде всего о деятельности центрального аппарата, с широким использованием в аналитических задачах современных методов математической статистики;
с целью перехода от однообразного унифицированного принципа анализа и формирования управляющих воздействий к дифференцированному, согласно особенностям экономики и «налоговых параметров» данной области, создать «информационные портреты» областей и регионов, определить влиятельные «налоговые параметры»;
разработать технологию накопления динамики изменений налоговых показателей (отчетность) и внедрить адекватные методы их анализа;
ввести принцип обоснования разработки и внедрения задач статистических отчетов и анализа с целью оценки их целесообразности и ожидаемых экономических результатов;
решить проблему эффективной информационной поддержки деятельности налоговой полиции, которая является важным звеном налоговой службы, с учетом специфики оперативной работы, с максимальным удовольствием жестких требований к качеству и режимов функционирования информационной системы ГНА (быстродействие, степени защиты информации и т.д..)
разработать и внедрить разнообразные средства информатики для общения и воспитания налоговой дисциплины платникив.
Поскольку объемы статической, условно статической и динамической информации значительные, необходимо проработать:
уровне детализации данных для каждого из структурных уровней ГНА: район, область, государство;
принципы построения распределенной информационной базы налоговой служби.
Отдельное важное задача состоит в создании эффективной системы обработки и контроля налоговых деклараций физических лиц на базе головного и региональных вычислительных центров с использованием технологий сканирования форм и электронного документооборота, ключевым звеном в которых должно быть использование идентификационного номера физического особи.
Одна из основных проблем эффективного использования электронного документооборота - отсутствие стандартизированного понятие электронного документа, стандартов и технологий вращения электронных документов. Эта сфера требует детальной проработки. Результатом должен быть комплекс стандартов и технологий, принят к использованию ведомствами и плательщиками, обеспечит переход к безбумажным технологиям электронного документообигу.
Определить как первоочередную задачу создать и согласовать базовый стандарт электронного документооборота, который определяет основные понятия в указанной сфере:
определение методологической, нормативно-правовой базы электронного документа, признаков, перетвоюють электронную структуру на документ;
определение стандартов, технологий и процедур ввода бумажного документа к электронному документообороту и придания ему юридического статуса электронного документа;
определение стандартов, технологий и процедур сведения электронного документа в бумажный вид, предоставления ему юридического статуса документа;
определение стандартов, технологий и процедур обмена электронными документами.
Такие требования удовлетворяются при использовании новой информационной технологии, которая предусматривает наличие трехуровневой структуры обработки данных. Такая структура обеспечит:
в районных государственных налоговых инспекциях
наличие единой программы - интерфейса для доступа к единому информационному полю районной ГНА из всех приложений с использованием маломощных компьютеров, которыми оборудованы подавляющее большинство районных ГНА;
возможность качественной работы с приложениями пользователей с невысокими профессиональными навыками;
осуществления удаленного сопровождения баз данных и приложений;
создание предпосылок для полноценного выполнения функций ГНА, связанных с необходимостью обмена данными с другими подразделениями налоговой службы разных уровней (район, область, центр).
в областных государственных налоговых администрациях:
наличие средств качественного агрегирования данных районных уровней;
наличие средств проведения анализа и решения региональных задач в условиях распределенной информационной структуры налоговой служби.
в Государственной налоговой администрации Украины:
организацию автоматизированной системы сбора и анализа статистической информации, налоговой информации общегосударственного уровня;
выполнение функции автоматизированного управления и сопровождения баз данных и программных продуктов, работающих в структуре Государственной налоговой администрации Украини.
Автоматизированная ИС ГНА Украины способна полнофункционально осуществлять основную деятельность только в случае необходимого технического оснащения всех ГНА. В дальнейшем с наращиванием мощности технических средств необходимо соблюдать следующие принципы:
прежде предоставлять технику ГНА, обеспечивающих наибольший процент поступлений в бюджет и ГНА, имеющих на учете многих налогоплательщиков. Такой же подход нужен при распределении техники на уровне областей и городов областного подчинения, которые обслуживают большое количество налогоплательщиков;
рядом с укомплектованием ГНА персональными компьютерами нужно сместить акценты в направлении приобретения и обеспечения мощными серверами крупных налоговых администраций, особенно областных, и ГНА Украины;
приобретать технику в основном в отечественных товаропроизводителей, что позволит в перспективе развить собственную современную материально-техническую базу, снизить зависимость от зарубежных фирм, особенно в части ценового диктата, и уменьшить общие расходы на информатизацию;
приобретать технические средства следует на конкурсной засадах.
Обеспечение техническими средствами ГНА должно происходить с учетом трехуровневой информационной технологии обработки данных и построения корпоративной мережи.
Пользователей по технологическим операциям можно разделить на категории:
категория I - ввод данных, обмен данными;
категория II - контроль полученных данных, подготовка и использование справочной, статистической и отчетной информации;
категория III - многофункциональный анализ информации;
категория IV - администрирования (управления) и поддержка в работоспособном состоянии информационной инфраструктуры ДПА.
Пользователи категории I обеспечиваются персональными и сетевыми компьютерами, техническими и программными средствами автоматизированного ввода с бумажных и электронных носителей, средствами аутентификации электронных документив.
Категория ИИ пользователей требует мощных технических и программных средств среднего уровня для выполнения функциональных обязанностей.
Технические средства для пользователей категории ИИИ являются мощными рабочими станциями, способными за определенное время решать широкий спектр аналитических задач с возможностью создания закрытых для постороннего доступа баз данных в собственных подсетях общей корпоративной мережи.
Пользователи категории ИV поддерживают в рабочем состоянии вычислительные и программные ресурсы, которые используются прежде всего для поддержки работы систем связи, систем управления базами данных, хранилищ данных. Технические средства этого уровня должны строиться на базе структур, которые позволяют создавать необходимые мощности для различных уровней ГНА и наращивать их без потерь предыдущих инвестиций.
Прикладное программное обеспечение должно разрабатываться с использованием современных инструментальных средств (например, САSЕ-технология), которые позволяют поддерживать единую базу данных проекта, одновременную работу группы разработчиков, обеспечивают сквозную поддержку жизненного цикла системы, поддержку визуальных средств проектирования, автоматизацию кодирования, унифицированный интерфейс, информационное обеспечение разработчиков, документирования проекта. Для обеспечения тесного взаимодействия различных подразделений налоговой службы как в технологическом, так и в информационном плане, необходима комплексная автоматизация функций каждого пидроздилу.
Телекоммуникационная сеть (ТМ) ГНА Украины должен содержать две основные подсистемы:
высоко защищенную собственную корпоративную телекоммуникационную сеть ГНА Украины;
общедоступный из национальных и мировых телекоммуникационных сетей сегмент ТМ ДПА для доступа к открытым и презентационных информационных ресурсов ГНА Украини.
Основной целью создания ТМ ГНА является обеспечение формирования, сопровождения и доступа пользователей к корпоративным информационным ресурсам, налаживание оперативной информационного взаимодействия на всех уровнях системы учреждений и подразделений ГНА Украины, а также соответствующих органов государственной власти Украины на основе современных телекоммуникационных и информационных технологий.
Адекватное решение для достижения этой цели - создать интегрированную корпоративную сеть, обеспечивающая передачу голоса, факса, данных и видеосигналов в режимах проводной и беспроводной связи. Эта сеть с интегрированной системой управления должен образовать основу информационной инфраструктуры ГНА и гибкую среду для внедрения и реализации новых видов телекоммуникационного и информационного сервису.
Основой ТМ ГНА является магистральная, зоновые и местные сети первичной сети связи Украины с первоочередной ориентацией на использование цифровых каналов связи, а также использование соответствующих ресурсов национальной телевизионной сети Украини.
Объединение информационных и телекоммуникационных сетей всех подразделений и учреждений ГНА Украины повлечет за собой значительное увеличение объема циркулирующей информации различных типов и назначения. Поэтому при построении ТМ ГНА необходима разработка и внедрение нормативно-правовых, организационно-технологических и технических мероприятий по обеспечению информационной безопасности в соответствии со следующими принципами:
обеспечения гарантии информационной безопасности для всех субъектов ТМ ГНА на основе единых утвержденных стандартов;
распределения ответственности между различными субъектами в различных сегментах ТМ ГНА;
реализация программно-аппаратной защиты для управления средствами и ресурсами ТМ ГНА;
недопустимости получения запрещенной информации через сегменты ТМ ГНА, присоединенные к сетям общего пользования, с реализацией в случае необходимости физической изоляции этих сегментов от корпоративной мережи.
Для достижения поставленной цели целесообразно выполнять работы в таких направлениях:
течение 1997-1998 годов внедрить пилотный проект в Киеве и его районах, развернув параллельно работы по выявлению и устранению недостатков проекта, дополнения его необходимыми функциями и разработки и внедрения ряда типовых проектов учитывая разнотипность ГНА (районные, городские, городские с районным делением) и объемы выполняемых ими работ;
в течение 1997-1999 годов разработать функциональный прототип системы областного уровня и внедрить прежде всего в областях, которые существенно влияют на формирование бюджетов, с использованием коммутируемых каналов;
в течение 1997-2000 годов осуществить ряд этапов по разработке и внедрению системы центрального уровня, используя сначала существующую (возможно, модернизированную) систему электронной почты, а с 1999 года первую очередь ТМ на основе прямых выделенных каналов связи;
до 2002 года завершить работы по созданию АИС на базе полномасштабной ТМ ДПА.
Основные результаты, ожидаемые от реализации концепции АИС налоговой службы Украины, должны быть следующие:
обеспечение информационного базиса для создания действенной и эффективной общенациональной системы налоговой службы;
непрерывное и устойчивый рост поступлений от налогов не за счет повышения налоговых ставок;
создание условий для добровольного исполнения налоговой дисциплины налогоплательщиками на основании понимания справедливости налоговой системы;
создание условий для уменьшения объемов «теневой экономики»;
снижение криминогенности положения за счет уменьшения объемов неучтенных денежных средств;

8.4. Внешние информационные связи Глава 9. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СТРАХОВАНИИ