5.2.1. Политическая экономия Ж. Б. Сея

Эволюция классической политической экономии во Франции связана с именем выдающегося последователя и популяризатора учения А. Смита, авторитетного экономиста, лектора и публициста первой половины XIX в. Жана Батиста Сэя (1767-1832), который воспринял, систематизировал и творчески развил идеи своих предшественников, обосновав ряд фундаментальных экономических принципив.
Теоретико-методологические особенности экономических исследований Ж.Б. Сея нашли отражение в его основных трудах: "Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым формируются, распределяются и потребляются богатства" (1803), "Англия и англичане" (1814), "Катехизис политической экономии" (1817), "Полный курс политической экономии "(1828-1829).
Пропагандируя концепцию экономического либерализма и гармонии экономических интересов субъектов рыночной экономики, Ж.Б. Сэй:
Четко изложил свое видение предмета и методологии экономической науки. "Знание истинной природы богатства ... всех трудностей, которые приходится преодолевать для его приобретения, знание того, как оно распределяется в обществе, как можно пользоваться им, а также всех последствий этих различных факторов, - писал ученый, - составляет науку, которую принято теперь называть политической экономией "1. Заслугой автора стало определение политической экономии как науки о производстве, распределение и потребление богатства, которое в дальнейшем получило широкое визнання.
Французский экономист первой трети XIX в. Жан Батист Сэй (1767-1832) родился в семье лионского купца. Получил в детстве хорошее домашнее освиту.
Преданность протестантской церкви заставила семью Ж.Б. Сея эмигрировать в Швейцарию. Он оставил на время обучения и работал в торговой конторибатька. Затем вместе с братом посетил Англию, где ему удалось продолжить образование. Промышленный переворот и расцвет предпринимательства оказали значительное влияние на мировоззрение Ж.Б. Сея. Он с восторгом встретил буржуазную революцию в Франции 1789 p., Жан Батист Сейа в 1792 г. присоединился к якобинцев, поступил волонтером в революционную армию и принял участие в ряде походов. После возвращения из армии Ж.Б. Сей работал секретарем администратора Клавьера - будущего министра финансов Франции. Именно в этот период произошло знакомство Ж.Б. Сея с гениальной работой А. Смита. В 1794 г. Ж.Б. Сей стал редактором солидного журнала, лидером кружка республиканцев, на заседаниях которого обсуждались произведения экономического содержания. Находясь на острие социально-политической жизни Франции, он прославился благодаря независимости и неординарности суждений, критической оценке действий правительства и предложениям в области финансовой политики.
Приверженность концепции экономического либерализма, практический опыт и глубокие теоретические знания нашли отражение в труде ученого "Трактат по политической экономии, или Простое изложение способа, которым формируются, распределяются и потребляются богатства", которая была опубликована в 1803 г. Книга Ж.Б. Сея привлекла внимание общественности и была замечена Наполеоном, который проводил политику жесткого протекционизма и всестороннего регулирования экономики. Первый консул пригласил ученого к себе и предложил автору доработать произведение в духе правительственной политики. Но Ж.Б. Сей отказался пропагандировать политику, которую он считал губительной для Франции. Результатом этого стала многолетняя опала ученого и запрет переиздание трактата. Оставив на время экономические исследования, Ж.Б. Сей открыл текстильную мануфактуру на которой наладил работу передовой английской техники. Он одновременно исполнял обязанности механика и управляющего. Это способствовало улучшению материального положения ученого и обогатило его экономические представления о природе и сущности предпринимательства. В 1812 г. он вернулся в Париж и совершил второе издание "Трактата по политической экономии", которое увидело свет в 1814 г. - после падения Наполеона и реставрации Бурбонов. Книга принесла Ж.Б. Сею не только реабилитацию, но и славу. Она была переведена на многие языки и осталась основной научной работой, французского дослидника.
В этот период по поручению правительства Ж.Б. Сей посетил Англию с целью изучения опыта бурного экономического развития. Полученные ученым впечатления от поездки и встреч с британскими экономистами, в частности с Д. Рикардо, нашли отражение в работе "Англия и англичане" (1814), в которой Ж.Б. Сей с гордостью писал о предложенную ему должность заведующего кафедрой, которую ранее возглавлял А. Смит.
При Бурбонах Ж.Б. Сей был избран академиком. Он продолжал активную научную деятельность, читал в Париже курс лекций по политической экономии. В 1817 г. вышел в свет концентрированный вклад его лекционного курса "Катехизис политической экономии", который положил начало традиции короткого (тезисно) изложения теоретического материала с указаниями на его углубленное изучение. В 1817, 1819 и 1826 годах увидели свет еще три доработаны автором издание "Трактата по политической экономии". В 1821 г. книга была издана на английском языке и она на долгие годы стала стандартным учебником по политэкономии в Англии и Америке. В 1819 г. Ж.Б. Этот основал кафедру промышленной экономики при французской консерватории искусств и ремесел, где читал "Курс индустриальной экономики". Опыт, практика, искусство систематизации и изложения материала в доступной форме способствовали чрезвычайной популярности его лекций.
С 1830 г. и до последних лет своей жизни ученый возглавлял специально созданную для него кафедру политической экономии в Коллеж де Франс. Он вел активную переписку с Т. Мальтусом, Д. Рикардо, С. Сисмонди, стал основателем собственной школы экономической мысли, которую позже представляли Ф. Бастиа, М. Шевалье, Ш. Дюнауайте и другие. За несколько лет до смерти (1828-1829) Ж.Б. Сей издал "Полный курс практической политической экономии" в 6 томах.
Характерные черты методологии ученого нашли отражение в признании: - универсальности и первоочередности фундаментальных экономических законов, вытекающих из сущности вещей и управляют "экономией человеческих обществ". "Чтобы предсказать результаты мер, применяемых, - писал французский исследователь, - необходимо считаться с принципами экономической науки так же, как приходится руководствоваться законами динамики или гидравлики тому, кто хочет прочно построить мост или дамбу";
Как справедливо заметил Сей, наиболее полезно уделить внимание разъяснению самих основ нашей науки, поскольку причины существующих в ней грубых ошибок кроются в недостатке глубоких знаний ее элементарных идей. И это неудивительно: ветка может быть поражена болезнью, а все дерево будет оставаться здоровым, но заражение корни распространяет болезнь на все дерево.
теоретического, абстрактного характера экономической науки, призванной формулировать принципы, а не рекомендации для государственных чиновников. Упрекая А. Смиту за уступки нормативизма, Ж.Б. Сэй считал, что задача ученого-экономиста состоит в том, чтобы "сказать обществу, как и почему такой-то факт является следствием другого. Согласится ли оно с этим последствием или отвергнет его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений ";
необходимости сочетания индуктивного и дедуктивного методов исследования и отрицании противопоставление теории и практики. "Что же тогда теория, как знание законов, которые связывают последствия с причинами, иными словами, факты с фактами, - писал исследователь. - Кто лучше теоретика знает факты, ведь он знает все их стороны и взаимосвязи. И что такое практика без теории, которая использует тепличные средства без знаний: почему и как они действуют? Это всего-всего опасен эмпиризм, с помощью которого одни и те же методы применяют к противоположным случаев, считаются подобными ... ". Module . Начал субъективную концепцию ценности. Трактуя производство как процесс воздействия человека на природу, результатом которого является создание богатства, Ж.Б. Этот отождествлял товарную форму последнего с суммой полезных вещей. В отличие от предшественников, французский исследователь не считал труд ценной основой товаров, отмечая, что А. Смит сделал ошибочный вывод о том, что все стоимости является овеществленного человеческим трудом. Подчеркивая, что полезность составляет "первооснову ценности" товаров, Ж.Б. Сей писал: "люди признают предметом определенную ценность ... только по его применению: что ни на что не годится, поэтому не дают никакой цены".
Трактуя полезность как "способность известных предметов удовлетворять различные потребности человека", ученый был убежден, что "производство не создает материи, но создает полезность", которая "предоставляет предметам ценность" 4. Исходя из того, что "Ценность каждого предмета, пока она не установлена, абсолютно произвольная и неопределенная" 5, французский исследователь считал мерилом последней цену. Он отстаивал мысль о том, что "цена предмета служит ... правильным указанием полезности, которую люди признают в предмете, если только обмен предметами, что между ними происходит, не нарушается никаким для их полезности посторонним влиянием, подобно тому, как барометр показывает атмосферное давление лишь постольку, поскольку никакой постороннее влияние не нарушает влияния атмосферы на него ".
Анализируя пропорции обмена, Ж.Б. Сей определил цену как результат взаимодействия спроса и предложения, отмечая, что рост цены прямо пропорционально спроса и обратно пропорционально предложения. По мнению французского исследователя, под влиянием конкуренции покупателей и продавцов цены тяготеют к уровню издержек производства, которые состоят из оплаты производственных услуг (заработной платы, прибыли, ренты).
Утверждал, что любая работа, направленная на создание полезностей с помощью сил природы, капитала и труда является продуктивной. Ученый не только завершил критику взглядов физиократов на производительный и непроизводительный труд, но и пересмотрел подходы А. Смита к решению этой проблемы. Определив критерием производительности полезность, французский исследователь подчеркивал, что последняя может воплощаться как в материальной, так и в нематериальной формах.
Исходя из того, что производство означает выработку полезных услуг, ученый признавал какую-либо полезную работу (в том числе труд учителей, врачей, торговцев) продуктивною.
Обосновал теорию трех факторов производства, основанную на идее об определяющей роли полезности в формировании ценности. Отмечая, что все виды промышленного производства "состоят из трех различных операций", ученый утверждал, что в процессе производства участвуют три фактора: труд, земля и капитал, каждый из которых предоставляет полезную услугу при создании ценности. Как "производительные услуги" эти факторы являются равноправными источниками ценности и основными факторами роста общественного богатства. Вместе с тем каждый фактор вносит свой вклад в производство, создавая свою часть ценности. Этот взнос (при условии, что он признан полезным) отражают соответствующие факторные доходи.
По мнению ученого:
труд порождает заработную плату как вознаграждение за услуги рабочих;
капитал порождает прибыль предпринимателей как плату за их производительные услуги;
земля порождает ренту как соответствующее вознаграждение землевладельцев. Развивая идею Смита о том, что стоимость (а значит и цена) складаеться
с доходов, Ж.Б. Этот отвергал возможность эксплуатации в условиях свободного предпринимательства, Он подчеркивал, что предприниматели, рабочие и землевладельцы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга в процессе производства. "Хозяин и работник, - писал Ж.Б. Сэй, - одинаково нуждаются друг друга; поскольку первый не может получить никакой прибыли без помощи второго" 1.
Подчеркивал ведущую роль машинного производства и технического прогресса в промышленности как важнейшего источника богатства нации. Рассматривая производство сквозь призму индустриализации, Ж.Б. Этот подчеркивал важную роль машин в сокращении затрат труда и увеличении объемов производства полезных вещей. "Если человек с помощью машин завоевывает природу и заставляет работать на себя природные силы, - писал ученый, - то выгоды очевидны: здесь всегда наблюдается или увеличение продукта, или уменьшение расходов производства".
Время Ж.Б. Сей понимал, что использование машин может оставить часть работников без работы, провоцируя рост безработицы. Однако, по мнению ученого:
внедрение и распространение новых машин осуществляется очень медленно, так что рабочие, которые могут пострадать, всегда имеют достаточно времени, чтобы принять меры предосторожности;
внедрение новых машин требует дополнительной работы, которая способствует росту занятости;
положение потребителей, а значит и рабочего класса, улучшается вследствие удешевления продукции производится с применением новой техники.
Поэтому ученый сделал парадоксальный, на первый взгляд, вывод о том, что "рабочий класс больше других заинтересован в техническом совершенствовании производства, ... поскольку именно этот класс получает наибольшую пользу от дешевизны товаров и всего страдает от дороговизны. Бы до сих пор не могли превратить зерно в муку иначе как ручным трудом, то работнику было бы гораздо труднее приобрести хлеб по доступной циною.
Трактовал предпринимателей как ключевую фигуру экономического развития, способную взять на себя ответственность за "все шансы успеха или неудачи производства". Носителями технического прогресса ученый считал инициативных деловых людей, способных к новаторству. Он писал о том, что предприниматель должен быть "человеком состоятельным, известной своим умом, рассудительностью, любовью к порядку, честностью".
По мнению Ж.Б. Сея, предпринимательская деятельность требует таких нравственных качеств, которые не часто сочетаются в одном лице: здесь необходим здравый смысл, настойчивость, знание людей и понимание окружающих обстоятельств, умение правильно оценивать важность продукта, потребность, которую он должен будет удовлетворить, средства производства, часто здесь существует необходимость привлечь к дела значительное количество людей, приобрести ... сырье, материалы, собрать рабочих, привлечь потребителей, выявить стремление к порядку и справедливости, - одним словом, обладать талантом управления. Кроме того предприниматель должен правильно ... подсчитывать издержки производства по сравнению с ценностью, которую будет иметь продукт, который продается. При производстве необходимо будет преодолевать много препятствий, переживать много волнений, исправлять неудачи, изобретать новые способы производства и т.д. Именно эти обстоятельства, по мнению ученого, "ограничивают количество лиц, которые предлагают свой труд как предприниматели ".
В связи с этим французский исследователь отделял владельцев капитала от предпринимателей, отмечая, что прибыль предпринимателя состоит, как правило, из двух частей:
промышленной прибыли, или процента на капитал, аккумулированный за счет времени, производства и бережливости;
предпринимательского дохода, или прибыли от использования капитала, в качестве вознаграждения за "промышленные способности, талант, дух порядка и управления".
Важно отметить, что характеризуя предпринимателей как посредников между "продуктивными услугами" и потребителями, которые берутся "за свой счет, на свой риск и в свою пользу произвести определенный продукт ", Ж.Б. Сей трактовал предпринимательский доход как вознаграждение за важную общественную функцию рационального сочетания всех факторов виробництва.
утверждал, что рабочие не могут претендовать на весь продукт труда, поскольку вознаграждение за их вклад ограничивается зарплатой. Определяя последнюю естественной ценой труда, ученый писал о том, что она "обычно нигде не поднимается выше того, что необходимо для поддержания жизни".
Как и Т. Мальтус, Ж.Б. Сей объяснял бедность избытком населения по сравнению со средствами его существования. Он утверждал, что неоправданный рост заработной платы обременяет другой класс дополнительным содержанием рабочих, заставляя платить за несотворенный продукт, отказывая в любой уважении к частной собственности. время ученый обосновал мысль, согласно которой низкая заработная плата выгодна и работникам, и обществу в целом, поскольку она в результате конкуренции снижает цену продуктив.
Начал анализ категории "человеческого капитала". Французский исследователь подчеркивал, что "Человек не рождается с теми способностями и силами, которые были бы достаточными для выполнения даже самой легкой работы. Эти способности и силы можно рассматривать как капитал, который образовался ежегодным накоплением и последовательным увеличением расходов на его воспитание ". Рассматривая профессионализм и творческие способности индивида как факторы его производительной силы, которая способствует увеличению объемов производства, ученый утверждал, что средства, потраченные на воспитание рабочего , были потрачены продуктивно, потому что создали человека, что составляет накопленный капитал ".
Обосновал "закон рынков", вошедший в сокровищницу мировой экономической мысли под названием "закона Сэя" и был непререкаемым для представителей классической школы вплоть до начала XX cm. Дискуссия вокруг этого закона на сегодняшний день не завершена, поскольку отношение к нему и по сей день разделяет ведущие направления современного макроэкономического анализу.

5.2. Эволюция классической политической экономии во Франции и США 5.2.2. Теория "услуг " Ф. Бастиа