5.2.2. Теория "услуг " Ф. Бастиа
Стремление к прогрессивных преобразований на основе принципов экономического либерализма получило дальнейшего развития в трудах известного французского экономиста и публициста Клода Фредерика Бастиа (1801 -1850), автора блестящих очерков, которые пользовались большой популярностью во Франции в 40-е-50-е pp. XIX в. Важнейшими экономическими идеями ученого являются:Теория услуг, основанная на методологических подходах Ж.Б. Сея к определению ценности экономических благ. Отмечая, что с экономической точки зрения общество - это обмен, в котором принимают участие равноправные участники, Бастиа отмечал, что "Взаимный обмен осуществляется по таким неизменным правилом: ценность за ценность, услуга за услугу, а все, что составляет дармовую полезность, стоит за торгом, потому что бесплатный продукт не имеет ценности, а предметом меновых сделок бывает только ценность ".
Размышляя над тем, что "Слово ценность обязательно предусматривает, что мы не уступим даром, без вознаграждения тому, кто владеет ею", Ф. Бастиа
придерживался мнения, что в условиях экономической свободы взаимоотношения между людьми "не могут быть ничем иным, как взаимным обменом услуг, которые снижаются в ценности и растут в полезности".
Таким образом, ученый трактовал ценность как отношение двух услуг. Он не соглашался с тем, что в основе стоимости лежит человеческий труд. Такой подход, по мнению французского исследователя, не объясняет, почему ценность случайно найденной жемчужины эквивалентна ценности жемчужины, добытой с огромным трудом со дна моря.
Ф. Бастиа определял услугу как любое усилие, которое сохраняет усилия других. Однако, в отличие от Ж.Б. Сея, который считал, что полезные услуги предоставляются не только людьми, но и силами природы, вещами, ученый анализировал лишь личные услуги в различных сферах общественной жизни. Исходя из того, что напряжение и усилия обеих сторон в обмене имеют эквивалентный характер, основанный на добровольности и взаимовыгодности рыночных сделок, французский экономист утверждал, что услуга измеряется со стороны продавца его усилиями, затраченными на производство товара. Время услуга со стороны покупателя измеряется усилиями, которые экономятся в результате приобретения товара. В связи с этим Ф. Бастиа отмечал, что бриллиант имеет большую ценность за воду вследствие того, что человек, уступает бриллиантом, предоставляет большую услугу тому, кто уступает стаканом води.
Размышляя над тем, что любая собственность является суммой ценностей, ученый трактовал последнюю как совокупность предоставленных услуг. Исходя из того, что новые услуги всегда полезнее и продуктивнее старых, ученый высказал мнение о том, что любая собственность является суммой прошлых ценностей, которые постепенно теряют свою кориснисть.
Теория "гармонии интересов" основных классов капиталистического общества. Исследуя законы экономического развития, Ф. Бастиа сформулировал главное, по его мнению, вопрос: находятся человеческие интересы, предоставленные сами себе, в гармонии между собой или они прямо противоположны друг другу? Пытаясь ответить на него, ученый отстаивал теорию естественного порядка и отрицал существование социальных антагонизмов. Как и А. Смит он связывал прогресс общества с реализацией свободной инициативе любой людини.
Исходя из собственной теории услуг, Ф. Бастиа определял рыночную экономику как царство свободы и гармонии, экономической свободы и взаимовыгодного сотрудничества разных классов. "Все законные интересы гармоничны. В этом главная мысль моего произведения", - писал французский дослидник.
Источник экономических гармоний Ф. Бастиа видел в свободной конкуренции и обмене, в процессе которого все члены общества "вынуждены оказывать друг другу взаимные услуги и взаимную помощь ради общей мети.
Известный экономист, представитель классической политэкономии во Франции Клод Фредерик Бастиа (1801-1850 ) родился в Байонне. Он был сыном богатого купца, однако в 9 лет остался круглым сиротой. Родственники помогли Фредерику получить хорошее образование, после завершения которой он некоторое время работал в торговой конторе. Способный к обучению юноша проявлял интерес к гуманитарным дисциплинам, хорошо знал английский , испанский и итальянский языки. Знакомство с трудами А. Смита способствовало повышению его интереса к экономической науке. После смерти дяди, который был его опекуном, Бастиа получил наследство и решил заняться фермерством. Потерпев неудачу в этой области, он работал некоторое время в муниципалитете, с энтузиазмом встретил революцию 1830 р.
В 1834 г. Ф. Бастиа был назначен на должность генерального советника департамента и зарекомендовал себя активным защитником экономического либерализма и свободы внешней торговли, неутомимым борцом с властью, которая проводила протекционистскую политику. Ярким свидетельством его публицистического таланта стала статья "О влиянии французских и британских тарифов на будущее народов". В 1847 г. вышла в свет знаменитый труд французского исследователя - "Экономические софизмы".
С 1848 г. Ф. Бастиа - депутат учредительного собрания Конституционной ассамблеи. Главный его труд "Экономические гармонии" осталась незавершенной и была опубликована уже после смерти автора.
Отмечая, что капитал состоит из рабочих инструментов, материалов и запасов, без которых никто ни самостоятельно, ни в обществе, не мог бы осуществить никакой длительной работы, Ф. Бастиа отмечал, что последний "основан на трех способностях человека - умении предвидеть, понимать и воздерживаться".
Согласно теории экономических гармоний Ф. Бастиа, интересы труда и капитала солидарны. Обосновывая это положение, ученый сформулировал "великий, удивительный, необходимый и неумолимый ", по его мнению, экономический закон:" По мере того, как умножаются капиталы, безусловная доля, принадлежащая им в общем результате производства, растет, а доля относительная снижается; относительная же доля труда постоянно растет, а тем более растет и его доля безусловная "1 Именно из этого закона, по мнению Ф. Бастиа," следует гармония интересов рабочих и тех, кто их нанимает ".
Ссылаясь на тенденцию нормы прибыли к понижению, ученый утверждал, что прибыль и заработная плата не противостоят друг другу, а гармонично сочетаются, поскольку относительное уменьшение доли прибыли не мешает абсолютному росту капитала, а следовательно, и общественного продукта. В связи с этим Ф. Бастиа писал о том, что главный интерес всех людей (конечно, с экономической точки зрения) состоит в том, чтобы способствовать быстрому образованию капиталов. же время он считал, что "скрывается нечто похожее на убийство в той горячности, с которой рабочий класс нарушает иногда общественный мир. Да он осознает, что капитал с самого начала работает в пользу освобождения людей от порабощения необразованности, бедности и деспотизма ".
Концепция распределения совокупного продукта пропорционально количеству предоставляемых услуг." Услуга за услугу, - писал Ф. Бастиа, - высший закон ". Вознаграждение при этом имеет" различные наименования: найма, аренды, ренты, но генетическое имя ее - процент ". Возводя прибыль до процента на капитал, а земельную ренту - к разновидности такого процента, ученый исходил из того, что" все передачи услуг, осуществляемых в пространстве и времени, основаны на том принципе, что дать отсрочку - значит оказать услугу, другими словами основанные на законности процента ".
Обосновывая эту мысль, ученый утверждал, что:
" Законность процента основана на таком : тот, кто соглашается) предоставить капитал на определенный срок, оказывающего услугу. Поэтому процент законный в силу принципа: услуга за услугу ".
" Непрерывность процента основана на утверждении: тот, кто берет в долг должен полностью вернуть одолженное в указанный срок ".
Земельную ренту Ф. Бастиа определял как плату за" услугу " землевладельца или его предков, связанную с обработкой и улучшением земли. Таким образом, он считал землевладельца обычным капиталистом, который получает прибыль (процент) за прошедшие послуги.
Обоснование определяющей роли потребителя относительно производителя. Утверждая, что "политическую экономию следует рассматривать с точки зрения потребителей ", ученый исходил из примата потребления над производством, что было новым словом в политической экономии. Признавая, что именно потребление обусловливает развитие и определяет направления производства, он отмечал моральной ответственности людей перед обществом за неразумные формы потребления. В связи с этим Ф. Бастиа писал о том, что за вредное производство алкоголя ответственны не производители, а споживачи.
Абсолютизация идей экономического либерализма и принципов свободной конкуренции, обоснование недопустимости вмешательства государства в общественное распределение с целью решения социальных проблем. Трактуя солидарность как ответственность каждого перед обществом относительно абсолютного вклада в производство, ученый оправдывал существующую социальное неравенство стимулирующим влиянием на развитие и на людей, которые не желают працювати.
Ф. Бастиа был убежден, что "неизменным вмешательством правительственные круги искажают отношения труда и ее вознаграждение , мутят законы промышленности и обмена ... сбивают капиталы и рабочие руки с их естественного пути, ... вызывают неслыханные потери человеческих сил "1.
Отстаивая идею" laissez faire ", ученый утверждал:" Если божественные законы гармоничны, то только тогда, когда они действуют свободно, а без этого они сами по себе не будут гармоничными ". Решительно отрицая любые формы государственного регулирования экономики, Ф. Бастиа определял государство как огромную фикцию, с помощью которой все стараются жить за счет всех." Бросьте взгляд на земной шар, - писал исследователь, - когда народы бывают счастливыми, моральными, миролюбивыми? Когда закон очень редко вмешивается в частную деятельность, когда правительство меньше дает себя чувствовать, когда личность имеет наибольшую силу, а общественное мнение наибольшее влияние, когда состав управления немногочисленный, когда легкие и равномерные налоги ... ".
Следовательно ученый противопоставлял действительно необходимо общественное потребление, направленное на удовлетворение социальных потребностей оптимальным способом, расточительству государства, исходя из того, что "Любое правительство, которое считает себя собственником богатства частных лиц или действует на правах такого собственника, является узурпатором, а узурпация факт, но не право ".
Обращаясь к сфере внешней торговли, Ф. Бастиа критиковал сторонников закрытой экономики, которые считали, что ограничение внешней торговли способствует росту занятости населения. В очерке" Китайская сказка "ученый обосновал мысль о том, что ограничение свободной торговли создают условия для работы , которую можно назвать сизифовою.
Ученый утверждал, что протекционизм является странным силлогизмом (умозаключением), основанным на перевернутой логике: чем больше работаешь, тем богаче становишься, но чем больше препятствий, тем яростнее становится труд, отсюда следует, что препятствия способствуют росту богатства. В "Экономических софизмах" содержится остроумный памфлет Ф. Бастиа, герои которого - жители городов Стульта и Пуро - приложили большие усилия, чтобы построить дорогу для облегчения сообщения между странами. Одновременно они установили таможенные заставы, "создавали препятствия Хирам, которые шли из городов ". Парадоксальным, по мнению Ф. Бастиа, был тот факт, что и дорожные строители, и таможенники" работают за счет одних и тех же плательщиков - одни над тем, чтобы облегчить движение по дороге, другие над тем, чтобы затруднять этот движение ".
Обосновывая идею о том, что" взаимные помехи ничего не приносят обоим городам, кроме вреда ", ученый подчеркивал, что" принцип запретов - то же самое, что и принцип перерывов: принести потребителя в жертву производителю, средства пожертвовать целью ".
Несмотря на то, что большинство теоретических положений Ф. Бастиа испытали в дальнейшем острой критики, его идеи относительно стоимости, обмена, приоритетности потребления над производством, экономического либерализма и свободы внешней торговли получили дальнейшее развитие в экономической науке.
5.2.1. Политическая экономия Ж. Б. Сея | 5.2.3. Концепция " гармонии интересов" Г.Ч. Кэри |