5.3.3. Экономические идеи П.Ж. Прудона

Ярким представителем критического направления в политической экономии был французский экономист, социолог и публицист Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865), автор трудов "Что такое собственность" (1840), "Система экономических противоречий, или Философия нищеты" (1846) и др. .
Защищая интересы мелких товаропроизводителей, П.Ж. Прудон критиковал классиков и социалистов. Он отрицал государственность и отстаивал необходимость максимальной индивидуальной свободы и равенства отдельных формально независимых хозяйствующих субъектов, ища решения социальных проблем в сфере обигу.
Методологии П.Ж. Прудона присущи идеализм и субъективизм. Игнорируя объективные экономические законы, ученый трактовал экономические категории как оторваны от реальности идеи, воплощение "абсолютного разума". Пытаясь применить в исследованиях диалектический метод Гегеля, он рассматривал движение категорий как экономическую эволюцию, связанную с непрерывным превращением одних противоречий в другие. Поэтому экономические процессы и явления П.) ф. Прудон определял как механическое соединение противоположных свойств. Он пытался обнаружить в экономических категориях "хорошие" и "плохие" стороны, обосновывая необходимость сохранения первых и ликвидации останних.
Исходной в теоретическом построении ученого была идея реформирования капитализма, исходя из основополагающего принципа справедливости. "Справедливость, - писал ученый, - это центральная звезда, управляющая обществом, ось, вокруг которой вращается весь континентальный мир, принцип и правило всех договоров".
В своих произведениях П.Ж. Прудон:
Трактовал справедливость как равенство и взаимоуважение, которые реализуются в экономических отношениях через взаимность услуг. Он утверждал, что "Никто не обязан быть справедливым большей степени, чем требует такое правило: правом своим можно пользоваться постольку, поскольку это не приносит убытков праву другого".
Движущей силой экономической деятельности и стимулом экономического прогресса считал индивидуальную свободу, основанную на частной собственности и свободном распоряжении результатами собственного праци.
Осуждал собственность как средство присвоения чужого труда и получения нетрудовых доходов вопреки принципу взаимности услуг. В этом контексте он трактовал собственность как право, которое противоречит природе и разуму, провозгласив знаменитый афоризм "Собственность - это кража".
Известный французский экономист и философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) родился в г. Безансоне в семье мелкого городского ремесленника. Закончив обучение в колледже он работал рабочим в типографии, сам содержал небольшую типографию, после банкротства которой нанялся секретарем к состоятельного горожанина. Активно занимался самообразованием. Увлекался литературным трудом, которая стала со временем основным источником его заработков. Одновременно враждебное отношение П.Ж. Прудона до всех партий лишало его поддержки прессы. Доходы публициста были незначительными, он вынужден был несколько лет работать управляющим торговой фирмы. В 1840 г. П.Ж. Прудон опубликовал свой знаменитый труд "Что такое собственность", в которой провозгласил собственность воровством. В 1846 г. вышла в свет еще один труд ученого "Система экономических противоречий, или Философия нищеты", которую известный украинский экономист М.И. Туган-Барановский назвал ценной в научном плане. Эта работа, писал украинский ученый, оказала огромное влияние на современников; в Германии быстро появилось три ее песни, и даже ученые буржуазного лагеря, такие, как, например, один из основателей исторической школы Бруно Гильдебранд, признали Прудона выдающимся экономическим мыслителем эпохи.
После Французской революции П.Ж. Прудон стал депутатом Национального собрания парижских рабочих. На рассмотрение собрания он внес проекты налоговой реформы и создания Народного банка с целью реформирования обмена и преодоления существующих социальных противоречий. Однако проекты не были приняты. Выступая в оппозиции как к радикалам, так и консерваторов, П.Ж. Прудон потерпел неудачу на территории политики, его деятельность закончилась тремя годами тюремного заключения за нападки на президента республики Луи Наполеона.
По мнению многих исследователей, известный афоризм П.Ж. Прудона «Собственность - это кража" не был абсолютно новым и оригинальным. В средние века эта мысль была высказана Гейстербахом, который писал о том, что каждый богатый есть вор или наследник вора. О собственности как кражу писал также один из деятелей французской буржуазной революции Ж.П. Бриссо в работе, опубликованной в 1782 р.
Таким образом, П.Ж. Прудон признавал мелкую собственность, которая существует в "умеренных и разумных" размерах. Время он был убежден, что большую частную собственность необходимо уничтожить с целью установления всеобщей справедливости, основанной на общем равенстве. Обосновывая эту мысль, ученый писал о том, что "Несправедливость и угнетения заключаются не в том, что человек захватывает орудия труда или земельный участок, а в том, что один человек лишает всего этого других людей. Поскольку владение одного человека не нарушает прав другого, постольку собственность вполне правомерна форме пользования орудиями и предметами хозяйствования. Но существующая история собственности неизменно базировалась на насилии и эксплуатации. Частная собственность была глубокой причиной общественного неравенства и, соответственно, всех революций, с помощью которых люди стремились восстановить равенство ".
Решительно осуждал коммунизм, отмечая, что в "обществе, о котором мечтают социалисты, слабые угнетали бы сильных, ленивы и неспособны жили бы за счет трудящихся и способных. Коммунизм есть система рабства, поскольку общность владения требует принудительной организации труда, лишает членов общества свободы действий и превращает их всех в рабов государства ".
Свобода и равенство были основными политическими догмами П.Ж. Прудона. Он не соглашался пожертвовать одной из них. Во имя равенства он отрицал частную собственность в наличной форме; во имя свободы он отвергал социализм. ... Он считал, что истинное решение проблемы собственности данное славянской расе, которая создала общинную собственность, при которой земля принадлежит всей общине, а право пользования отдельными земельными участками - каждому члену общини.
Критиковал эксплуататорскую природу существующего на то время капиталистического общества. П.Ж. Прудон исходил из того, что капиталисты "никогда полностью не вознаграждают" рабочих, поскольку вознаграждение рабочего "не превышает его постоянных затрат и не обеспечивает ему вознаграждения в будущем, как капиталист находит в орудии, продуктивном работнику залог независимости и обеспеченности в будущем"
Размышляя над природой прибыли, ученый выдвинул концепцию "ошибки в счетах", согласно которой капиталисты оплачивают стоимость индивидуального труда рабочих, присваивая при этом продукт их кооперированного (коллективной) труда. Последний превышает сумму индивидуальных усилий работников, поскольку "незначительное состояние, меньше предприятие требуют такой разносторонности, которых один человек никогда не может проявить".
"Капиталист говорит, что заплатил рабочим поденную плату, - отмечал в связи с этим П.Ж. Прудон. - Но дело в том, что он не оплатил огромной силы, которая возникает благодаря сотрудничеству рабочих, благодаря одновременности и гармонии их усилий" .
Специфичность капиталистической эксплуатации ученый видел во взыскании ссудного процента, обусловленного господством денег как капитала. Он утверждал, что владельцы последнего эксплуатируют рабочих, превращая деньги в неисчерпаемый источник собственного обогащения и подрывая тем самым трудовые доходы. Промышленные и торговые капиталисты, в свою очередь, эксплуатируют рабочих как покупателей, устанавливая надбавки к вартости.
Обосновал теорию "конституированной стоимости", которая стала краеугольным камнем построенной ученым системы экономических противоречий. По мнению П.Ж. Прудона, развитие потребностей вызывает необходимость совершенствования производства. Поскольку никто не в состоянии выработать все необходимое самостоятельно, возникает разделение труда и обмен. Поэтому потребности людей в потребительских ценностях порождают обмен и меновые вартости.
Провозглашая стоимость вечной категорией, ученый рассматривал ее как носителя двух абстрактных идей:
потребительной стоимости (воплощение изобилия, богатства)
меновой стоимости (отображение исключительности, редкости).
Исследуя взаимодействие двух видов стоимости, П.Ж. Прудон отмечал, что миме меновой и потребительной стоимостями существует внутреннее противоречие, поскольку рост предложения товаров увеличивает общую сумму их полезности, снижая одновременно их рыночную цену. Сокращение предложений, в свою очередь, повышает цену, но при этом общая полезность предлагаемых товаров зменшуеться.
По мнению ученого, противоречия между двумя составляющими стоимости преодолеваются в условиях эквивалентного обмена путем образования "конституированной стоимости". Именно обмен объединяет все элементы богатства, созданные отдельными производителями, в одно целое, обеспечивая примирения, синтез, взаимопроникновение противоречий. Одновременно в процессе обмена происходит своеобразный отбор товаров. Пройдя через рынок и получив общественное признание, они становятся "конституированной стоимости". Время нереализованный избыток потребительских стоимостей не включается в состав общественного богатства, поскольку не является санкционированной обмену "конституированную стоимости".
Таким образом, теория "конституированной стоимости" П.Ж. Прудона основана на определении двух источников ценности: обмена и труда. Стремясь объединить трудовую и меновую концепции стоимости, ученый определял конституированную стоимость не только как синтетическую, но и как пропорциональную (рис. 5.4).
Изложил собственное понимание таких экономических категорий, как разделение труда, конкуренция, кредит, торговый баланс и т.д.. Ученый утверждал, что разделение труда начинает социальную эволюцию и способствует накоплению богатства и знаний, поскольку при дифференциации профессий каждый может выбрать вид занятия в соответствии со своими способностями и желаний. Этот признак разделения труда составляет "положительную" сторону категории. Одновременно является и противоположная, "отрицательная" идея разделения труда, которая заключается в том, что "разделение труда порабощает рабочего, делает его слепым орудием в руках хозяина, увеличивает бедность и невежество низших классов народа и ведет к сосредоточению всех благ цивилизации в небольшой группе избранных ".
Размышляя над природой новой категории, способной преодолеть отрицательные стороны разделения труда, сохранив его позитивные признаки, П.Ж. Прудон анализировал понятие машины, которое он считал "логичным антитезой разделения труда". При этом ученый был убежден, что "Машины равно как и разделение труда является при существующей системе социальной экономии одновременно источником богатства и постоянным и роковой причиной нищеты".
Подобные методологические подходы ученый применял к анализу понятий свободной конкуренции и монополии. Характеризуя монополию как "роковое завершения конкуренции", он пришел к выводу, что "коллективы рабочих, объединенные монополистом, производят больше, чем отдельные рабочие. Но монополия является одновременно мощной причиной общественного упадка ... Монополия стремится не к созданию наибольшей суммы общественного благосостояния , а до получения наибольшего дохода монополиста. Ради увеличения своих доходов монополисты готовы уменьшить сумму производимых продуктов, - иными словами, пожертвовать общим благосостоянием ради своего собственного. Монополия корне противоположная равенства ".
Обосновал необходимость преодоления внутренней противоречивости стоимости путем реформирования сферы обмена. Отстаивая частную собственность и товарное производство как вершину личной свободы и независимости, ученый пропагандировал необходимость перехода крупных промышленных предприятий и железнодорожного транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих, подчеркивая необходимость сохранения индивидуальной собственности в мелкой промышленности и сельском господарстви.
Утверждая, что господство мелкого товарного производства способствовать обмену продуктами труда по трудовому эквивалентом, он выдвинул проект организации обмена без денег путем создания специального Народного банка. Задачей последнего был прием товаров у непосредственных товаропроизводителей и выдача бонов обмена (рабочих, трудовых талонов), удостоверяющих количество труда, затраченного на производство товаров. Боны обмена, в свою очередь, давали бы право их владельцам на получение необходимых им товаров, эквивалентных произведенным по затратам часу.
Введение безденежного товарного хозяйства, по мнению П.Ж. Прудона, гарантировало бы сбыт товаров за их конституированную стоимостью, делая уничтожение капитала и эксплуатации. На основе того, что каждый получал бы столько, сколько производил сам, в обществе царили бы равенство и справедливость. В свою очередь отсутствие нетрудовых доходов обеспечивала бы безграничную реализацию и гармоничное распределение, способствуя росту богатства и благосостояния каждого гражданина и общества в цилому.
Рассматривая процент как единственную форму воплощения неоплаченного труда рабочих, ученый развивал идею "дармового" (беспроцентного) кредитования рабочих и мелких собственников через Народный банк. Он был убежден, что снижение процента способствовать утверждению справедливости, поскольку сделает невозможным получение нетрудовых доходов держателями капиталов и сведет собственность во владение, ликвидировав тем самым эксплуатацию трудящих.
Меновой банк П.Ж. Прудона был, несомненно, утопией, хотя вовсе не социальной. П.Ж. Пру дон надеялся сохранить неприкосновенной индивидуальную свободу производителя и одновременно лишить работника от власти предпринимателя путем беспроцентного кредита. Но где найти капиталы для неограниченного кредита? П.Ж. Прудон повторяет здесь ошибку многих буржуазных экономистов, которые приписывали кредита чудодейственное свойство создавать богатство ничого.
Выступая за организацию Народного банка и освобождение рабочих помощью производственных, потребительских и кредитных ассоциаций, основанных на принципах взаимопомощи ("мутуализма" - взаимности услуг), ученый пришел к выводу, что в этих условиях состоится уравновешивания действующих в обществе социальных сил и отпадет необходимость в государственном управлении . Он утверждать что ликвидация нетрудовых доходов, справедливость в обмене и равенство на основе слияния классов в один (трудящихся) сделает правительство ненужным. Поэтому правительственная система, по мнению исследователя, сольется с экономической, что позволит анархию (отсутствие правительства, государственной власти), а движущей силой экономического развития станет класс мелких собственников, не объединен ни в какую общественно-государственную организацию.
Экономические идеи П.Ж. Прудона оказали значительное влияние на экономическую д ку второй половины XIX в. Отмечая вклад ученого в развитие экономи них представлений и идей, выдающийся украинский ученый М. И. Туган-Барановский писал, что в трудах П.Ж. Прудона "впервые с полной ясностью и резкость высказано мнение, что центральным правовым инструментом современно общества, институтом, на котором все основано, с которого все получается, хорошее, и плохое, что составляет цивилизацию, которой мы так гордимся, институт частной собственности. Время ученый отмечал, что "Экономические противоречия" П.Ж. Прудона "содержат в себе такую глубокую критику капиталистического уклада, что большинству следующих критиков капитализма оставалось только развивать или видоизменять мысли Прудона. Не подлежит сомнению, что, несмотря на страстную критику Прудона Марксом, "Капитал" Маркса создавался под непосредственным влиянием "Экономических противоречий" 2.
Прудонизм широко распространен во второй половине XIX в. во Франции, Испании, Бельгии, других европейских странах. Его идеи восприняли бакунисты, а впоследствии - анархо-синдикалисты. Известные исследователи истории экономических учений ПИ. Жид и III. Рост отмечали, что либерализм П.Ж. Прудона был основан на "глубоком чувстве экономической реальности, и ныне социальная проблема формулируется в тех же рамках, в которых поставил ее Прудон: реализовать справедливость в свободе".
5.3.1. Завершение классической политической экономии в произведениях Дж. С. Милля ГЛАВА 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИК