6.3.2. Сущность и экономические концепции социал-реформизма
Социал-реформизм как специфическое направление эволюции социалистической мысли нашел яркое отражение в трудах лидеров II Интернационала, признанных! теоретиков социал-демократического движения конца XIX - начала XX в. Э. Берн-штейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и Р. Гильфердинга (1887-1941). JЭкономические идеи социал-реформизма были основаны в произведениях признанного марксиста, лидера немецких социал-демократов Эдуарда Бернштейна, который] был секретарем К. Маркса, душеприказчиком Ф. Энгельса и до конца жизни считал себя их учеником. В 1896-1898 pp. он выступил с циклом статей в теоре4 политическом журнале немецких социал-демократов "Die Neue Zeit", которые в 1899 p были опубликованы отдельной книгой "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии".
Несмотря на утверждения автора о том, что он "признает уже открыто" и не стремится к открытию "недавно неизвестного", в произведении нашли отражение методологические подходы и теоретические положения, основанные на докориному просмотре марксистской доктрины, новом понимании сути рабочего} движения, стратегии и тактики построения социалистического суспильства.
Утверждая, что "дальнейшее развитие марксистского учения должен начаться с его критики" 1, Э. Бернштейн осуществил ревизию:
Методологических основ марксизма. Ученый отрицал принцип исторического материализма, диалектический метод в изучении общественных процессов т явлений, революционный подход к трактовке эволюции человеческой жизни. Определяя материализм как "ложную теорию", "надуманную построение", Е. Берне штейн считал, что К. Маркс был слишком увлечен "гегелевской диалектики кой противоречий", которая стала "предательским элементом в марксистской доктрине, препятствием на пути любого последовательного трактовка идей ", обусловив фатализм, недооценку роли человека и преувеличение на острых форм политической боротьби.
Лидер немецких социал-демократов обращал внимание на необходимость учета роли и значения многочисленных неэкономических факторов и возможностей эволюционного развития человечества. Он отмечал необхидною
"Наряду с развитием и влиянием производительных сил и отношений отводить должное место правовым и нравственным понятием, историческим и религиозным традициям эпохи, влияния географических и других факторов, к которым, безусловно, относится и природа самого человека и его духовных способностей".
Одновременно исследователь обращал внимание на предвзятость экономической теории К. Маркса, настаивая на том, что "наука не может быть тенденциозной". В связи с этим Э. Бернштейн критиковал дуализм "Капитала", подчеркивая, что "труд эта должна была быть научным исследованиям и вместе с тем доказать тезис, сформулированный еще до того, как произведение было задумано, - другими словами, в его основе лежит схема, которая включала в себя с самого начала тот результат, к которому ее развитие должно было привести ".
Теории стоимости и прибавочной стоимости К. Маркса. Утверждая, что марксистская интерпретация стоимости "может претендовать лишь на значение ... научной гипотезы", при которой "прибавочная стоимость" превращается в формулу, к тому же такую, которая сама основана на гипотезе ", Э. Бернштейн обращал внимание на то, что теория Маркса плохо согласуется с практикой и непригодна для объяснения движения цен и заработной платы. Он отмечал, что у К. Маркса "стоимость ... теряет всякий конкретный смысл и превращается в чисто умственную конструкцию ". Таким немецкий исследователь сделал вывод, что" по теории прибавочной стоимости нельзя вывести научные основы для социализма и коммунизма ".
Указав на отсутствие методологической разницы между трудовой теорией стоимости и теорией предельной полезности, Э. Бернштейн отмечал, что "Марксу так же разрешено отвлекаться от всех свойств товаров настолько, что они в конце концов превращаются в одни лишь воплощение различных количеств простого человеческого труда по школе Джевонса и Бем-Баверка абстрагироваться от всех свойств товаров , кроме их полезности ". Затем в своих исследованиях немецкий ревизионист опирался на категорию" экономической стоимости ", созданную на основе синтеза трудовой стоимости и предельной корисности.
Марксистской теории капиталистического накопления, абсолютного и относительного обнищания пролетариата как ведущей социально-экономической тенденции. На основе анализа реалий капиталистического развития и систематизации фактического материала Э. Бернштейн доказывал, что теория
К. Маркса отразила тенденцию развития, "которая присущая капиталистическому накоплению, но которая на практике не реализуется в чистом виде, а затем может и не привести к обострению противоречий "5. В связи с этим исследователь обращал внимание на то, что рост численности и размеров крупных предприятий не влечет вытеснение и отмирания мелкого производства. Общем закона капиталистического накопления К. Маркса он противопоставил концепцию" устойчивости "мелкого производства и диффузии собственности вследствие развития акционерных обществ, децентрализации и демократизации капиталу.
Отметив, что "рост общественного богатства сопровождается не уменьшением больших капиталов, а увеличением количества капиталистов разного рода ...", Э. Бернштейн выделил три группы факторов существования и воспроизводства мелких и средних предприятий при капитализме :
I-преимущества, которые имеют мелкие и средние предприятия над большими в некоторых промыслах или отраслях производства, таких как столярная или кожаная промышленность и т.д.;
II-преимущества, которые имеют мелкие и средние предприятия по способа доставки продукта потребителю, например, в хлебопекарной делу;
III-массовое производство и соответственно удешевление рабочих материалов, "отталкивания" капитала, с одной стороны, и высвобождение рабочих рук, с иншого.
Следовательно, по мнению немецкого ревизиониста, с развитием капитализма "дело выглядит не так вид, что крупная промышленность постоянно поглощает мелкие и средние предприятия, но такой, что она возникает исключительно рядом с ними "!
Обосновывая теоретически и подтверждая статистически реальную тенденцию к улучшению положения рабочего класса, немецкий исследовательский критиковал" негативно-критический "характер марксистской теории заработной платы, которая игнорирует глубокие трансформации и качественные изменения в уровне жизни наемных работников. По мнению Э. Бернштейна, "современный наемный рабочий класс не является той однородной, одинаковой степени лишенной собственности массой, как это предусматривал Коммунистический Манифест. В самых фабричных индустриях царит целая иерархия дифференцированных рабочих, между) группами которых существует лишь весьма умеренное чувство солидарности ".
Важное значение ученый придавал развития акционерного капитала, \ подчеркивая, что распространение последнего значительной мере противодействие тенденции централизации в результате значительного измельчения уже сконцентрированных капиталов. Вместе Э. Бернштейн обращал внимание на "социальные задачи" и "общественные функции предпринимателей", направленные на повышение производительности труда и удешевления производства товаров и послуг.
Падение нормы прибыли является фактом, перепроизводство и кризисы является фактом, периодическое уничтожение капиталов является фактом, концентрация и централизация капитала является фактом, повышение нормы прибавочной стоимости является фактом. Э. Бернштейн. - "С этой точки зрения возражений никаких нет. Если картина все же не соответствует действительности, то это не потому, что сказанное является неправильным, а потому, что оно является неполным. Факторы, влияющие на указал противоречия в направлении их ограничения или вовсе игнорируются у Маркса, или упускаются, так что социальное влияние антагонизмов выдается сильнее и непосредственнее, чем есть на самом деле ".
Теории кризисов и воспроизводства К. Маркса. Анализируя процессы монополизации производства , распространение трестов, картелей, развития кредитной системы, средств связи и информации, ученый обращал внимание на создание новых возможностей для преодоления анархии рынка и ликвидации кризисных явлений в пределах капиталистической системы, которая становится все более организованной. По мнению немецкого исследователя, возникновения монополий , которые "все чаще и чаще в разных странах, иногда даже интернационально, пытаются регулировать производство в качестве картеля, синдиката или треста", приводит к модификации производственной деятельности и состояния рынка таким образом, что "опасность кризисов значительно уменьшается". В связи с этим он оправдывал колониальную политику развитых стран, которые выполняют специфическую "цивилизационную миссию", ускоряя экономическое развитие отсталых народов ("колониальный социализм" за Бернштейном).
Бернштейн атаковал гегелевских основы марксистской доктрины. Трудовая теория стоимости и эксплуатации была подвергнута им резкой критике . Он выразил сомнение относительно неизбежности социализма и выдвинул мягкую тезис о его желательности. Он скептически относился к экономической интерпретации исторического процесса и утверждал, что кризиса не убьют капиталистического дракона - наоборот, со временем капитализм стабилизируется. По Бернштейном тезис об обнищании конечно же представляет собой нисенитницю.
Марксистской теории революционной трансформации собственности и насильственного уничтожения капиталистического строя. Подчеркивая, что обострение классовой борьбы не является неизбежным следствием эволюции капитализма, Бернштейн считал диктатуру пролетариата атавизмом и свидетельством низкой политической культуры. Отказавшись от лозунгов революционной диктатуры пролетариата , ученый выдвинул собственную теорию "демократизации капитала" и мирного перерастания капитализма в социализм.
Развитие и распространение акционерных обществ он анализировал в контексте демократизации и социализации капитала, восстановления и укрепления в социальной иерархии позиций среднего класса. В связи с этим ученый отмечал , что акционерный капитал "возобновляет на социальной лестнице те промежуточные ступени, которые были утрачены в промышленных концентрацией предприятий".
Исходной в его теоретическом построении была идея о том, что развитие капитализма на основе углубления процессов обобществления производства, распространения кооперации и акционирования не разрушает общество, а поднимает пролетариат к положению гражданина и собственника. "точным определением социализма, - отмечал исследователь, - будет, наверное, такое, которому ... отвечает характеристика социализма как движения к кооперированного общественного устройства или сам такое устройство. Выражение "кооперованисть" следует понимать здесь лишь как правовой принцип ... О чем идет речь при социализме, так это о демократии. Гражданин при социализме
В хорошем фабричном законе может быть больше социализма, чем в огосударствлении целой группы фабрик.
Демократизация - средство и цель одновременно, Она является одновременно средством завоевания социализма и формой его здийснення.
Противопоставляя диктатуре пролетариата демократию как средство достижения "классового мира", исследователь подчеркивал, что либеральные порядки современного общества нет необходимости разбивать, их надо только развивать дальше с целью достижения такого состояния общества, при котором ни один класс не пользуется специальными привилегиями. Поэтому Э. Бернштейн выступал за становление политических и хозяйственных органов демократии, развитие профсоюзного движения и парламентаризма, необходимых для того, чтобы сломать абсолютизм капитализма, дать рабочим непосредственно влиять на ведение индустрии и осуществить мирный переход к социалистическому суспильства.
Понятие научного социализма, определение коммунизма как конечной цели исторического развития. По мнению немецкого исследователя, социализм не является научной системой в том смысле, что его необходимость, закономерность и концепцию формирования можно обосновать с помощью научного познания. Не отрицая того, что социалистические преобразования предусматривают научное исследование действительности, ученый отмечал, что принятие конкретных решений и обязательств по социалистических принципов всегда ограничены реальным опытом, требованиями и интересами людей.
"Я действительно не ставлю победу социализма в зависимости от его имманентной) экономической необходимости, - писал Э. Бернштейн, - и не считаю ни возможным, ни необходимым оказывать ему чисто материалистическое обоснование" 2.) Утверждая, что переход к социализму диктуется не экономической необходимостью и законами движения капитализма, а морально-субъективной сознанием, политической волей людей, которые формируют и стремятся осуществить на практике определенную цель, исследователь рассматривал социализм как движение в будущее, ежедневную борьбу за реформы, прогресс, демократию и улучшение положения трудящих.
То, что обычно называют конечной целью социализма, для меня - ничто, а движение - это все.
Ученый исходил из того, что формы отдаленного будущего непредсказуемы, поэтому коммунизм является скорее нравственным идеалом, чем реально достижимой целью. Отсюда знаменитое высказывание Э. Бернштейна: «Движение - это все, конечная цель ничто". В отличие от К. Маркса и его последователей ученый трактовал социализм, как естественную хозяйственную кооперацию, сформированную на основе частных предприятий и дополненную муниципальной собственностью. Он выступал за "определение социализма как движения в направлении кооперативного общественного строя, или наличия такого устройства", обращая внимание на то, что "во всех передовых культурных странах кооперативные общества быстро размножаются и развиваются".
Большое значение немецкий исследователь придавал развитию потребительской кооперации. В потребительских обществах он видел "орудие, с помощью которого рабочий класс без прямого уничтожения существующего, без обращения к насилию ... может овладеть довольно значительной долей общественного богатства".
С ревизией марксизма выступил также известный экономист-теоретик, один из лидеров немецкого и австрийского социал-демократического движения, профессиональный партийный деятель Карл Каутский, который пытался сформулировать и решить новые на то время проблемы развития капитализма: усиление монополизации экономики, демократизации экономической и политической жизни, становления мировой системы рыночного хозяйствования тощо.
Обосновывая невидтворотнисть социализма как объективно обусловленного явления, подготовленного эволюцией человеческого общества, К. Каутский:
Выдвинул теорию "империализма" ". Определив империализм как особый вид политики высокоразвитых стран, стремление промышленных капиталистических наций присоединить к себе, подчинить все больше аграрных областей безотносительно к тому, какими нациями они населены, К. Каутский утверждал, что монополизация экономики способствует углублению общественного характера производства и планомерности хозяйственного розвитку.Module . Один из признанных лидеров социал-демократического движения Карл Каутский (1854-1938) родился в Праге. Его отец был театральным художником, а мать - актрисой, писательницей. В 1863 г. семья переехала в Вену, где с 1874 г. по 1879 p. K. Каутский учился в университете, слушал курсы истории, юриспруденции, политической экономии и тому подобное. В Венском университете К. Каутский присоединился к социал-демократического движения. В 1875 г. он вступил в социал-демократической партии Австрии. Переехав в 1879 г. в Швейцарии, он стал сотрудником газеты "Социал-демократ", которая издавалась в Цюриху.
Сложная эволюция взглядов К. Каутского связана с переходом от идеологии классической школы и мальтузианства к марксизму, а затем - в ревизионизма. Значительное влияние на формирование экономических взглядов немецкого ученого произвело личное знакомство с Э. Бернштейном, К. Марксом и Ф. Энгельсом. С 1883 г. по 1917 г. он был главным редактором теоретического журнала немецких социал-демократов "Die Neue Zeit" ("Новое время").
В 8Q-90 pp. К. Каутский опубликовал ряд работ, в которых популяризировал идеи марксизма. Среди них: "Экономическое учение К. Маркса" (1887), "Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикритика" (1899), "Аграрный вопрос" (1899), "Социальная революция" (1902), "Путь к власти" ( 1909) и др.. [В 1905-1910 pp. он издал рукописи К. Маркса "Теории прибавочной стоимости" И (IV том "Капитала").
Значительную роль в теоретическом наследии исследователя заняли работы по истории социалистических учений и классовой борьбы, в том числе "Томас Мор и его утопия" (1888), "Противоречия классовых интересов [во Франции] в 1789 г." (1889) и др.. Время Каутский приходит к постепенному осознанию необходимости; пересмотру ряда положений марксистского учения на основе анализа новых реалий развития капиталистического общества. На партийном съезде в Штутгарде (1898) он заявил: "Бернштейн заставил нас думать. Будем благодарны ему за это,"
В 1917 p. K. Каутский вышел из СДПГ и покинул пост главного редактора "Die Neue Zeit". Вместе с Э. Бернштейном и Г. Гаадзе он основал и Независимую социал-демократическую партию Германии, призванную преодолеть кризис социал-демократического движения, которая возникла в 1914 г. Накануне Первой мировой войны он выдвинул теорию империализма и ультра, направленную на обоснование мирного «врастания "капитализма в социализм. В 1918 г. К. Каутский написал брошюру "Диктатура пролетариата", в которой подверг резкой критике большевизм.
6.3.1. Исторические предпосылки возникновения ревизионизма | 6.3.3. Эволюция экономической доктрины социал-демократии в XX в. |