6.3.3. Эволюция экономической доктрины социал-демократии в XX в.
Эволюция социал-демократических идей в XX в. проходила под влиянием И таких противоположных экономических теорий, как неолиберализм и кейнсианство в I русле доктрины "демократического социализма". Последний трактуется и как процесс общественных преобразований, и как принцип экономической деятельности, и как и общество будущего, которое является многовариантным, неоднозначным и не имеет и четких временных границ реализации.Основные положения концепции "демократического социализма" были основаны в трудах теоретиков социал-реформизма Э. Бернштейна, О. Бауэра, и К. Каутского, Р. Гильфердинга и др.. Они нашли отражение в программах и социал-демократических партий западноевропейских стран в 20-30-е pp. XX в., И которые были направлены на эволюционное осуществления экономических реформ и прогрессивных социальных преобразований: утверждение общественной собственности на средства и производства, государственного планирования производства и социальной сферы, справедливого распределения, обеспечения прав и свобод личности и т.д. (рис. 6.5).
В 1940 г. была опубликована работа английского лейбориста Е. Турбина "Политика демократического социализма", в которой нашли отражение основные идеи социал-демократизма. Испытав влияние кейнсианской доктрины, социал-демократы отмечали необходимость усиления роли государства в обеспечении эффективного спроса и реального участия трудящихся в управлении, регулировании социальных процессов, внедрении социальных реформ и т.д..
В послевоенный период "демократический социализм" стал официальной доктриной Социалистического Интернационала, созданного в 1951 г. В основу этой доктрины была положена идея обращения к реальной практике реформирования западных социально-экономических систем, без которой не могут быть обоснованы закономерности трансформации суспильства.
В современных условиях концепция "демократического социализма" выступает не столько логически обоснованной теорией, сколько комплексной программой постепенного реформирования западных социально-экономических систем на пути по-1 строения социалистического общества. Одной из важнейших ее признаков является отказ от конечной цели в коммунистическом трактовке. "На сегодня оказалось! Очевиднее, чем когда-либо в истории XX в., Что социализм в сложных обществах возможен и желателен только в том случае, когда он действует как руководящая идея и демократии и равной свободы, - отмечает известный немецкий социал-демократ и Т. Майер. - Нельзя понимать социализм ни как жестко очерченную модель, ресничка как предоставление государству чрезвычайных полномочий на регулирование общественного раз-Я развития. Демократический социализм может быть осуществлен только как открытый принцип регулирования сложных систем и саморегулирования гражданского общества в духе основных ценностей - свободы, справедливости, солидарности "1.
Социал-демократическое движение возник в Европе во второй половине XIX в. Началом его организационного оформления стало создание в 1875 г. социал-демократической партии Германии. В 1876 г. была создана социал-демократическая партия в Дании, в 1889 г. - в Австро-Венгрии, в 1892 г. - в Италии. В начале XX в. подобные партии возникли во Франции и Великобритании. Программы большинства этих партий в начале их деятельности были ориентированы на марксистскую доктрину.
Срок демократический социализм был впервые использован в конце XIX в. английским писателем Д.Б. Шоу, одним из основателей социал-реформистского "Фабианского общества" - организации английской буржуазной интеллигенции, созданной в 1884 г. и названной в честь римского полководца Фабия Максима. Пропагандируя идеи превращения капитализма в социализм, фабианцы выступали за постепенное реформирование существующего общественного устрою.
Впервые социал-демократы возглавили правительства 1904 г. в Австрии. После Первой мировой войны они получили власть сразу в нескольких европейских странах. Этому предшествовал раскол социал-демократического движения в 1919 г. и отделение от него ультралевого крыла, представители которого (коммунисты) образовали собственное международное объединение - III Интернационал.
После Второй мировой войны социал-демократические партии значительно укрепили свое влияние и авторитет в европейских странах. Во второй половине XX в. они возглавляли правительства почти всех западноевропейских стран, которые начали осуществление масштабных программ национализации (лейбористское правительство в Великобритании, социал-демократическое правительство Германии, социалистическое правительство Франции и т.д.).
Негативные тенденции развития европейских экономик, которые оказались в 70-е pp., Вызвали в начале 80-х так называемый "правый поворот" в европейской политике и поражение многих социал-демократических партий на выборах. Однако с середины 90-х г. XX в. разочарование в неоконсервативных лозунгах, основанных на идеологии рыночного фундаментализма, способствовало росту популярности социал-демократических идей. В 1998 г. девять из 15 правительств ЕС возглавляли социал-демократи.
Главным условием построения социализма провозглашается утверждение принципов демократии в трех сферах (рис. 6.6):
политической (парламентская форма законодательства и экономической политики, сильные профсоюзы и т.п.);
экономической (смешанная экономика как "третий", отличный от капитализма и государственного социализма, путь развития общества)
социальной (широкомасштабная социальная политика и социальная защита населения, реформирования социальной сферы и т.п.).
Экономическая демократия как сущность и важнейшая предпосылка реформирования общества предусматривает социальное регулирование и корректировка рынка, установления общественного контроля над экономической властью, соучастие на всех уровнях принятия хозяйственных решений. По мнению Т. Майера, "речь идет об эффективном и социально ответственное комбинирования элементов рынка, общественного регулирования и соучастия, которые во взаимодействии и составляют содержание экономической демократии".
Концепция "смешанной экономики", которая, по мнению лейбориста А. Кросленда, "является сущностью социал-демократии" предусматривает:
плюрализм отношений собственности, сочетание государственного, кооперативного, частного секторов, соучастие наемных работников в капитале, доходах, управлении, что нашло отражение в концепциях фондов рабочего класса (создание, в т.ч. за счет отчислений от прибыли компаний, специальных государственных фондов под руководством профсоюзов); нейтрализации капитала (постепенного выкупа персоналом своих предприятий и функционирования их на основах коллективной групповой собственности); кооперативного социализма (широкого использования кооперативов не только в промышленности, но и в торговле, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.). Современные социал-демократы отрицают тезис, согласно которой свобода и справедливость в экономике гарантируются ликвидацией частной собственности на средства производства, подчеркивая, что "главное - это реальная демократия полномочий на принятие решений в экономике, а не просто формальная смена юридического названия собственности" ;
сосуществование различных субъектов управления производством, взаимодействие менеджеров, владельцев, профсоюзов, реформирование органов управления, что нашло отражение в концепциях производственной демократии (представительства наемных работников в органах управления предприятий всех уровней, создание на предприятиях "самоуправленческих" или "полуавтономных" групп рабочих, заключение соглашений между профсоюзами и администрацией предприятий относительно взаимных прав и обязанностей и т.п.); демократического контроля (законодательного закрепления прав трудящихся на управление, контроль над владельцами с целью ограничения локаутов, спекуляции землей и рост доли доходов, используемых на непроизводственное потребление) и т.д.;
демократизацию государственного управления, сочетание спонтанных (рыночных) и сознательных (коллективных) методов регулирования на макроривни.
Признавая конкуренцию динамическим фактором развития экономики и важным координатором хозяйственной жизни, социал-демократы отводят важную роль в государстве, призванной регулировать рынок на основе индикативного планирования, общественного контроля над инвестиционными процессами, участия трудящихся в разработке национальной экономической политики, направленной на защиту общественных интересов тощо.Module . Утверждая, что "рыночное общество в чистом виде, где доступ к образованию, труда, свободного времени, признание, социальной защищенности определяется только экономическим положением человека, такая же тирания, как господство бюрократической номенклатуры" 1, социал-демократы выступают против рыночного фундаментализма. По мнению немецкого социал-демократа А. Лафонтена, "там, где свобода рынка становится самоцелью, там ограничивается свобода человека".
Поэтому государство в социал-демократических концепциях трактуется как подчиненный народа гарант демократии, важный институт сохранения и углубления свобод общества, примирения общественных потребностей и интересов. | Время обоснование концепции построения общества на принципах экономической и социального равенства не означает отрицание рынка как важного механизма стимулирования нововведений и выявления общественных потребностей;
К этому времени в демократическом социализме считается неоспоримым, что равноправие трудящихся на предприятии и общественная ответственность за экономику являются принципами социалистического устройства общества. На разных стадиях развития они конкретизировались по-разному и осуществления их осталось спорным до сегодняшнего дня.
Твердость относительно принципов и прагматизм относительно институтов стали основными элементами демократического социализму
признание плюрализма национальных моделей построения социалистического общества. Социал-демократическая концепция первой половины XX в.! отразила существование нескольких разновидностей моделей построения социалистического общества, среди которых условно выделяют скандинавский "распределительный социализм", лейбористское "корпоративный социализм", французский "самоуправляемый социализм" и т.д. (рис. 6.7).
Национальные модели "смешанной экономики" направлены на решение проблем сочетания плановых и рыночных механизмов регулирования экономики создание условий для развития и сосуществования различных форм собственности; совершенствование системы государственного управления, развития самоуправления и участия трудящихся в управлении; утверждения гражданского общества и реформирования социальной сферы. Разногласия между ними связаны с определением приоритетов в реформировании отношений собственности; обосновании принципов участия трудящихся в управлении; форм планирования и общественного контроля над экономикой; степени вмешательства государства в хозяйственную жизнь, осуществление реформ в социальной сфере тощо.
Эволюция экономических идей социал-демократизма конце XX в. связана:
с новым этапом научно-технической революции, модернизацией и информатизацией экономики, бурным развитием сферы услуг и изменением социальной базы социал-демократического движения на основе роста доли представителей новых средних слоев: высококвалифицированных рабочих, менеджеров, мелких предпринимателей, занятых в сфере услуг и т.п.;
феноменом неоконсерватизма, давлением монетаризма и ослаблением регулирующей роли государства в большинстве развитых стран, неудачами социал-демократических партий на выборах в парламенты и ослаблением их влияния на социально-экономическую политику западных обществ;
экономическими и политическими потрясениями XX в., крахом социалистической системы и развалом СССР, социал-демократы рассматривают как неоспоримую победу социал-реформизма;
процессами глобализации экономики, ростом влияния транснациональных корпораций и международных управленческих структур, обострением глобальных проблем и активизацией поиска путей переустройства существующего мирохозяйственного порядку.
Обновление экономических концепций современного социал-демократизма основано на учете рыночных и институциональных факторов общественного развития; отказе от радикализма; приспособлении ведущих экономических доктрин (кейнсианства, неоклассики, институционализма) к решению конкретных социально-экономических проблем; признании плюрализма форм демократии, культурных, исторических и национальных особенностей развития различных стран, отсутствии универсальной модели перехода к социализму. Характерные черты современных социал-демократических экономических концепций нашли отражение в программных документах XVIII Конгресса Социалистического Интернационала (Стокгольм, 1989). Особое место среди этих документов принадлежит "Декларации принципов", которая провозгласила свободу, демократию, справедливость, гуманизм] и солидарность основными ценностями социал-демократического руху.
"Вопрос о том, насколько необходима общественная собственность, - отмечает немецкий социал-демократ В. Айхлер, - есть вопрос практического опыта. Новое здесь заключается в том, что общая социализация больше не объявляется априори панацеей от всех социальных болезней, и прежде всего не считается более синонимом социализма. Более социализма, или меньше - это вопрос уже не определяется количеством социализированных отраслей, а расширением или сужением сферы свободы человека и справедливости в общественной жизни людей ";
попытками совместить динамику конкурентной рыночной экономики с идеалами социальной справедливости в русле концепции "этического социализма". Признавая свободу, справедливость и солидарность основной целью общественных преобразований, современные социал-демократы заворачивают внимание на своеобразную "этическую революцию" в социал-демократической мысли, которая обобщила и впитала в себя не только творческие достижения собственных теоретиков, но и новейшие достижения мировых этических учений.
Следуя и развивая идеи неокантиантських сторонников этического социализма, которые стремились лишь дополнить марксизм моральной содержательностью, - пишет Айхлер, - создатели этически обоснованных принципов демократического социализма отказываются от принципов марксистского социального учения - экономического детерминизма и историзма. Они доказывают, что марксистская попытка научного обоснования гуманистической цели социалистического движения и, в частности, путей их достижения, оставляет эту цель лишь в рамках утилитарно-полезной деятельности ".
Трактуя борьбу за социализм как попытку осуществления этических целевых установок в политике и экономике, современные социал-демократы значительное внимание уделяют моральным и этическим аспектам хозяйственного развития, институтам семьи, школы, церкви, общественных организаций. В связи с этим одной из важнейших задач государства они считают содействие развитию общественных институтов, в которых формируется индивид; Module . новыми подходами к определению места и роли государства в экономике. Речь идет об отказе от етатичних, кейнсианских подходов и консенсус с неоконсерваторами на основе принципов социально ориентированной рыночной экономики. время, как отмечает Т. Майер, "относительно функций государства, социализм победил либеральное представление о то, что государство с наименьшими функциями (меньше государства) - лучшая. Оно противоречило интересам подавляющего большинства социально слабых. Социализм, наоборот, возлагает на демократическое государство общую социальную ответственность. Государство должно не только гарантировать неприкосновенность собственности и порядок, она должна сама обеспечивать свободу для всех путем общественных преобразований и создания справедливого экономического и социального порядка ".
Современные социал-демократы отстаивают переход от социальной защиты, основанного на перераспределительных функциях государства, к активной социальной политики, направленной на стимулирование высокопроизводительного занятости и активизацию экономической самодостаточности различных слоев населения на основе реализации тех преимуществ, которые формируются рыночным механизмом. В связи с этим провозглашается необходимость отказа от широкомасштабных программ социальной помощи, которые препятствуют свободе выбора личности и порождают расточительство и иждивенчество , побуждая к экономической активизации бедных слоев населения на основе увеличения инвестиций в профессиональную подготовку, образовательные мероприятия, медицинское обслуживание и т.д.;
переносом акцентов по вопросам повышения заработной платы и роста объемов потребления на изменения в "качества жизни" и удовлетворении высших потребностей личности. Современные социал-демократы большое внимание противоречивом влияния научно-технического прогресса на общественное благосостояние, принимая во внимание как создание условий для улучшения количественных и качественных параметров человеческого развития, так и углубления изолированности, отчуждения индивидов, возникновение новых видов неравенства и т.п.;
повышенным вниманием к проблем глобализации, обострения глобальных проблем и необходимости консолидации усилий мирового сообщества на основе формирования нового международного экономического порядка. "В современных условиях глобализации жизни общества, - отмечает Т. Майер, - с особой силой актуализировалась проблема совершенствования его демократических основ с целью защиты человека от тех вызовов и угроз, с которыми человечество вступает в третье тысячелетие.
6.3.2. Сущность и экономические концепции социал-реформизма | Глава 7. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛАТА СОЦИАЛЬНЫЙ направления политической экономии |