8.2.1. Теоретико- методологические особенности неоклассического направления экономической мысли
Формирование неоклассической экономической теории началось на втором этапе маржинальной революции, что нашло отражение в произведениях представителей кембриджской и американской школ. В противовес классической политической экономии, направленной на анализ глобальных динамических процессов и закономерностей развития рыночной экономики, неоклассики стремились сформулировать закономерности оптимального хозяйствования и определить принципы равновесия на микроуровне в условиях свободной конкуренции. Эти задачи решались на пути кардинального пересмотра метода экономической науки и расширения предметного поля научных исследований (рис. 8.5).Объявив предметом экономической науки так называемую "чистую экономику", независимую от общественной формы ее организации, неоклассики сосредоточились на анализе поведения "экономического человека" (потребителя, предпринимателя, наемного работника), которая всегда стремится максимизировать выгоду (доход, полезность) и минимизировать затраты ( усилия). Руководствуясь маржиналистскому принципами экономического анализа, представители неоклассического направления пытались исследовать так называемые «естественные» законы, которые определяют ценность (цену) товаров потребительского и производственного назначения, а также распределение доходов в обществе. Термин "неоклассическая теория" первым ввел в научный обиход выдающийся американский экономист Т. Веблен, который обращал внимание на то, что представители нового направления экономической мысли не вышли за пределы утилитаризма и гедонистическое психологии классической школы, унаследовав ее основные идеи.
Неоклассическая школа дошла почти того же выводу, что и классическая школа, а именно, что абсолютная свобода конкуренции реализует максимум удовольствия для каждого частного лица, и в этом пункте она восстанавливает ... большую классическую традицию.
Обосновывая внутреннюю устойчивость капиталистической экономики, основанной на действия конкурентных сил, неоклассики выдвинули теорию общего экономического равновесия. Они утверждали, что механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает "алокацийну эффективность" (полное использование экономических ресурсов) и "справедливую" вознаграждение факторов производства. Одновременно в рамках неоклассической теории было начато исследования новых явлений, порожденных "провалами рынка" (экстерналии или внешних эффектов, монополий, производства общественных благ и т.п.), которые вызывают необходимость государственного вмешательства в экономическую життя.
Характерные черты методологии неоклассиков:
Функциональный анализ, отказ от казуального (причинно-следственные-го) метода классической школы и гипертрофированного субъективизма представителей австрийского маржинализму.
Микро экономический подход, исследования рыночного равновесия на основе анализа поведения отдельных экономических субъектов; трактовка макроуровне-весы как результата взаимодействий микроодиниць.
Анализ статических равновесных хозяйственных систем, основанных на совершенной конкуренции; абстрагирования от противоречий производства и потребления, проблем реализации и экономических криз.
Широкое применение математики и экономических моделей не только как иллюстративного материала, но и как важного инструмента теоретического анализу.
Синтетический подход, направленный на сочетание противоположный научных подходов, традиций, методов и приемов научных дослиджень.
Особое место в системе неоклассических концепций занимают теоретические разработки кембриджской школы, основанной выдающимся английским экономистом А. Маршаллом (1842-1924) и его последователями Пигу (1877 - 1959) и Ф. Еджуортом (1845-1926).
8.2. Формирование неоклассической экономической теории. кембриджская и американская школы | 8.2.2. Экономическая теория А. Маршалла |