8.2.2. Экономическая теория А. Маршалла
Основатель неоклассической теории, один из величайших ученых в истории экономической науки, Альфред Маршалл за 50 лет своей творческой деятельности написал 82 труда. Среди них "Экономика промышленности" (1889), "Учение политической экономии" (1906), "Трактат о социологии" (1916), "Промышленность и торговля" (1919), "Деньги, кредит и коммерция" (1923) и др.. Основное произведение ученого - "Принципы экономики" (1890), над которым он работал более 20 лет, - заменил книгу Дж.С. Милля в качестве базового учебника по экономической теории для многих поколений студентов западных вузов и только при жизни автора переиздавался восемь раз (табл. 8.3).Считается, что именно этим трудом ученый начал неоклассическое направление в экономической науци.
Математический додаток
А. Маршалл считал себя наследником классической традиции, основанной Д. Рикардо и продленной Дж. С. Миллем. Утверждая, что истины, открытые классиками, будут сохранять свое значение, пока существует мир, он систематизировал и объединил теоретические разработки своих предшественников в плодотворный синтез, адаптировав "готовую рухнуть доктрину Рикардо к интеллектуального климата викторианской эпохи. Своим трудом" Principles of Economics "он определил для многих поколений тенденции экономического мышления в Англии ".
Маршалл изучал экономическую науку за Милом и сохранил связь с классической мыслью через теорию стоимости на основе "реальных расходов". Более того, он никогда полностью не отказывался от глубокого укорененного классического убеждение, что экономическое зависит от накопления капитала и прироста населения так же, как и от распределения ресурсив.
М. Блауг
Важнейшие теоретические достижения А. Маршалла:
Новая трактовка предмета экономической науки и развитие методологии экономических исследований. Утверждая, что "экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни", ученый считал предметом ее исследования "главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере ее жизни ".
Размышляя над тем, что устойчивым стимулом к хозяйственной деятельности есть желание получить доход от нее, ученый утверждал, что "применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда становится возможным примерный измерение силы побудительных мотивов человека ... той суммой денег, которую она готова отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить ее потратить определенное количество утомительной труда ". По мнению А. Маршалла, само существование точного денежного измерения устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке намного опередить все другие общественные науки.
При этом ученый обращал внимание на двойную цель экономических исследований, призванных:
развивать "чистую экономическую науку";
проливать свет на практические питання.
"Экономист никогда не должен упускать из виду возможности практического и применение результатов экономических исследований", - писал А. Маршалл время он отмечал, что "научные исследования должны строиться не в расчете на практические цели, достижению которых они способствуют, а по смыслу самого предмета , которому они посвящены ".
Выдающийся английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне в семье банковского службовця.
Вопреки желанию отца, который хотел видеть сына студентом Оксфордского университета, а затем - священником, Альфред занял деньги у своего дяди и поступил в Кембриджский университет, чтобы изучать математику. На открытом экзамене по математике он был вторым из всех кембриджских бакалавров (первым стал будущий известный математик лорд Рейли). Окончив с отличием Кембриджский университет, А. Маршалл остался в этом учебном заведении для преподавательской работы. Его зачислили в аспирантуру и он собирался посвятить себя изучению молекулярной физики.
С 1867 г. А. Маршалл всерьез увлекся экономической наукой. Этому способствовало знакомство с трудами Д. Рикардо, Дж.С. Милля, А. Курно, И. фон Тюнена и др.. С 1868 по 1908 pp. ученый преподавал экономическую теорию в Кембридже (с перерывом в восемь лет, поскольку с 1877 по 1885 г. он работал в Бристольском и Оксфордском университетах). По его инициативе в Кембридже было введено преподавание нового курса "economics", который вытеснил традиционную политическую экономию, которая читалась по канонам классической школы Дж. С. Милля.
Известный не только в университетских кругах, А. Маршалл активно занимался общественной деятельностью, его часто приглашали в качестве эксперта к работе в различных комиссиях (по валютной и налоговой политики, золота, денег, работы и т.п.).
В 1890 г. А. Маршалл организовал Королевское экономическое общество. В 1908 г. ученый оставил кафедру политической экономии, чтобы посвятить себя научной и литературной деятельности. До конца своих дней он совершенствовал главный труд своей жизни "Принципы экономики", первое издание которой вышло в 1890 г. Последнее при жизни автора восьмое издание увидело свет в 1920 р.
А. Маршалл был признанным лидером экономической науки конца XIX - начала XX в., Основателем кембриджской школы маржинализма, которая объединила многих его учеников и последователей (А. Пигу, Ф. Эджуорт, Д. Робертсона и др..). Среди учеников выдающегося теоретика был известный английский экономист Дж. М. Кейнс.)
политики ", ученый предложил заменить узкий термин Political Economy на более широкий - Economics.
Йиддаючы должное классической школе, автор" Принципов экономикс "начал исследования по выявлению сущности таких категорий, как богатство, капитал, деньги, экономическая свобода и экономическая конкуренция и т.д.. Утверждая,
что всякое богатство "состоит ... из вещей, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности человека "1, А. Маршалл предложил собственную классификацию благ (рис. 8.6).
До экономических благ исследователь относил:
материальные блага, которыми человек владеет на правах частной собственности;
деловые и профессиональные связи и организацию пидприемства.
время ученый полемизировал с А. Смитом, утверждая, что богатство создается не только в сфере производства, но и в сфере услуг. "Иногда говорят, что торговцы ничего не производят, что в то время , как столяр производит мебель, торговец мебелью лишь продает то, что уже изготовлено. Но проведение такого различия между ними не имеет под собой научных оснований,
отмечал Маршалл. - Они оба создают полезности и ни один из них не способен на большее ... ".
Размышляя над сущностью категории" капитал ", ученый выделил две ее важнейшие составляющие:" способность производить и способность накапливать ".
В этом контексте особое внимания заслуживает мнение А. Маршалла о том, что способности человека как средства производства так же важны, как и любой другой вид капитала. Ученый пришел к выводу, что мотивы, которые "заставляют человека аккумулировать капитал в голове своего сына в процессе обучения" аналогичные мотивам, которые "руководят ею при накоплении материального капитала для сына".
Понимание роли и значения "человеческого капитала" позволило А. Маршаллу отказаться от рикардивського трактовки динамики экономического роста, которое базировалось на неуклонном падении предельной производительности капитала. "В то время как роль, которую играет в производстве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в нем человек, обнаруживает тенденцию к росту отдачи ", - отмечал ученый. Он также обращал внимание на то, что" в подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем все менее существенными по сравнению с такими ... качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, находчивость, осторожность и настойчивость в достижении цели ".
Движущей силой развития общества ученый считал экономическую свободу и конкуренцию. Он обращал внимание на то, что" ... самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой собственный путь, вера в собственные силы; осмотрительность и вместе с тем скорость в выборе решений и суждений; привычка предвидеть будущее и определить курс действий с учетом дальних целей "4 являются факторами, которые побуждают людей как к конкуренции, так и к сотрудничеству. время , по мнению А. Маршалла, "термин" конкуренция "отдает значительным привкусом зла, он стал предполагать определенную долю эгоизма и равнодушия к благосостоянию других людей", тогда как выражение "свобода производства и предпринимательства", или "экономическая свобода" является более удачным, поскольку "не связан с моральными чертами, хорошими или плохими, а отражает тот непреложный факт, что для торговли и промышленности нашего времени характерны большая самостоятельность, большая предусмотрительность, более жесткий и свободный выбор решений".
Для методологии А. Маршалла характерны :
Микроанализ и исследования побудительных мотивов экономической деятельности с позиций "чистой экономической теории", идеальных моделей хозяйствования, основанных на "совершенной конкуренции".
эволюционизма основанный на признании постепенности, преемственности, непрерывности развития хозяйственной жизни и экономической мысли. Утверждая, что "Меккой экономиста является скорее экономическая биология, чем экономическая динамика", ученый считал, что эпиграф "Nature nonfacit saltum" (природа не делает скачков) лучше всего подходит к труду по основам экономической науки.
Синтетический подход, попытка интегрировать в единую теорию важнейшие достижения маржинализма, классической и исторической школ. Ссылаясь на научные дебаты австрийской и исторической школ, А. Маршалл высказывал убеждение, что "ни один метод исследований не может быть назван методом экономикс; но всякий метод может быть полезным, если он применен на своем месте, как один, так и в сочетании с другими ".
Функциональный анализ, отрицание необходимости определения экономических категорий на казуальной основе, которая требует" доводки тех или иных сущностных разграничений ". Положив в основу научных исследований принципы взаимодействия, А. Маршалл ссылался на А. Курно, который "учил, что при изучении различных аспектов определенной экономической проблемы задача заключается не в том, чтобы рассматривать их как последовательно детерминирующие друг друга в цепи причинных связей ..., а в том, чтобы видеть взаимное влияние всех их друг на друга ".
Метод частичного равновесия, который предусматривает, что в процессе исследования экономических явлений и процессов ..." заранее принимается гипотеза, согласно которой никакая другая причина, кроме четко определенной этой доктрине, не учитывается ". При этом исключается влияние всех других факторов оговоркой "при прочих неизменных условиях", хотя они не считаются инертными, а лишь временно игнорируется их действие ".
Широкое использование количественных методов исследования, математического и графического анализа. Время сам А. Маршалл при изложении своих теоретических обобщений отводил математике скромное место четкой речи, с помощью которой можно строго и научно выразить мнение. В этом контексте особого внимания заслуживает оговорка ученого, согласно которому чрезмерное увлечение количественными методами анализа может отвлечь наше внимание на анализ интеллектуальных игрушек, надуманных проблем, которые не соответствуют условиям реального життя.
Разработаны А. Маршаллом математические и графические методы анализа в экономической теории отличались такой убедительностью, выразительностью и научной точностью и вышли так далеко за пределы "чистых идей" его предшественников, что мы вполне оправданно можем считать его основателем современной графической экономической науки.
Развитие теории спроса на основе исследования и графической интерпретации функции спроса, его эластичности, понятие "потребительского излишка" и другие. А. Маршалл:
разграничил индивидуальный и рыночный спрос, отметив, что последний "является суммой спросов всех отдельных лиц" 1 за каждого из возможных уровней цен;
сформулировал закон спроса, согласно которому "... количество товара, на который формируется спрос, растет за снижение цены и сокращается за пидвищення2;
дал графическую интерпретацию закона спроса, доказав, что" кривая спроса характеризуется одним общим правилом, которое провозглашает, что по всей своей длине она имеет отрицательный наклон "(рис. 8.7);
Курно, согласно стандартной математической практики, помещал цену как независимую переменную на оси абсцисс, а количество купленного товара - как зависимую переменную на оси ординат. Маршалл ввел привычное теперь размещение цены на оси у, а количества - на оси х. Причина нарушения общепринятого математического правила, видимо, заключалась в том, чтобы подать графический вывод рыночных кривых спроса как суммы индивидуальных кривых спроса, с использованием такой системы координат можно поместить кривые спроса вместе с кривыми предложения на одном рисунке, причем теперь количество становилась независимой переменной, а цена - зависимой, которую надо визначити.
М.Блауг был первым экономистом, который вывел кривую спроса из функции полезности, переложив закон убывающей предельной полезности "на язык цен ". Вместе кривая спроса, по А. Маршаллом, отражала только эффект замещения, поскольку ученый исходил из предположения о фиксированной предельной полезности денег для покупателей;
исследовал и внедрил в научный обиход понятие" ценовой эластичности спроса ", определив последнюю как алгебраически, так и геометрически. Утверждая, что "степень эластичности (или быстрота реакции) спроса на рынке зависит от того, насколько его объем возрастает при определенном снижении цены или сокращается при определенном повышении цены" 1, А. Маршалл предложил математический инструментарий для измерения эластичности и сформулировал важнейшие закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. По мнению ученого, эластичность спроса равна единице, снижение цены на 1% увеличивает продажи на 1%; в условиях, когда снижение цены на 1% вызовет увеличение спроса больше, чем на 1%, спрос есть эластичным, сокращение спроса менее чем на 1% в ответ на 1% роста цены показывает, что спрос на определенный товар нееластичним.
Ученый различал эластичность спроса на товары первой необходимости и предметы роскоши, товары, которые имеют незначительную и весомую долю в потребительском бюджете, товары с большей или меньшей количеством заменителей и способов применения и т.д.. Вместе с тем он обращал внимание на то, что эластичность спроса высокая для высоких цен и приближается к нулю при условии полного насыщения потребности;
осуществил анализ "ренты потребителя" ("потребительского излишка ") как экономического измерителя дополнительного удовольствия потребителя," разницы между ценой, которую покупатель готов был уплатить, лишь бы не обойтись без определенной вещи и той ценой, которую он фактически за нее платит ". Подход, предложенный А. Маршаллом, нашел дальнейшее развитие в экономической теории добробуту.
Теория потребительского излишка была признана важнейшей новинкой в "Принципах экономики" в год их опубликования и получила широкое применение в экономических дослидженнях.
Развитие теории предложения, исследования структуры и динамики издержек производства, анализ и графическая интерпретация функции предложения, эластичности и т.д.. При этом А. Маршалл:
исходил из того, что динамика предложения зависит от издержек производства;
разграничил реальные издержки производства (пожертвования труда, связанные с трудовыми усилиями, и пожертвования капитала, связанные с воздержанием от личного потребления) и денежные издержки производства - "суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы";
выявил закономерности изменения удельных издержек производства при росте объемов производства и сформулировал:
закон убывающей производительности (рост издержек при увеличении объемов производства) , связанный с использованием природных факторов производства;
закон возрастающей производительности (снижение затрат при росте объемов производства), согласно которому "рост объема затрат труда и капитала, как правило, способствует совершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала "2. В основе этой тенденции лежит" внутренняя экономия "(организаторские способности, технологические усовершенствования внутри фирмы) и" внешняя экономия ", связана с общим ростом и совершенствованием определенной отрасли производства;
закон постоянной производительности, действие которого проявляется в условиях уравновешивания действия законов растущей и убывающей производительности и заключается в том, что "рост объемов затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объемов продукции".
Вывод о действии законов растущей и постоянной отдачи Маршалл сделал на основе анализа репрезентативной фирмы - представительной фирмы с средними отраслевыми характеристиками. По мнению известного исследователя истории экономических учений М. Блауг, "Концепция репрезентативной фирмы - это одна из многих уступок Маршалла перед лицом грубых фактов. Он был озабочен чисто формальным боком анализа так же, как и попыткой учесть опыт своего времени. По его мнению, увеличение размеров фирмы заставляло признать существование экономии от масштаба производства. С другой стороны, он не хотел согласиться с выводом, что это приведет к уничтожению конкуренции ...
8.2.1. Теоретико- методологические особенности неоклассического направления экономической мысли | 8.2.3. Разработка А. Пигу экономической теории благосостояния |