12.2.3. Неоавстрийська школа экономического неолиберализма : взгляды Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайека

Человек системы ... похоже, представляет, что может расставить отдельных членов большого общества с такой же легкостью, с которой рука расставляет отдельные фигуры на шахматной доске Она не учитывает того, что фигуры на шахматной доске нет другого принципа движения, кроме предоставленного им рукой, тогда как на большой шахматной доске человеческого общества каждая отдельная фигура имеет свой собственный принцип движения, вполне отличный от того, который может предоставить ему законодательная власть по своему решению. Если эти два принципа совпадают и действуют в одном направлении, игра человеческого общества будет продолжаться легко и гармонично, и весьма вероятно, что она будет счастливой и успешной. Если же они противоречат друг другу или отличаются друг от друга, продолжение игры будет печальным, а человеческое общество при любых времен неизбежно испытывать высшей степени безладу.
Адам Смит "Теория нравственных чувств" (1759)
Неоавстрийська школа экономического неолиберализма генетически унаследовала и развила ведущие либеральные экономические идеи классической школы политической экономии, традиции неоклассического микроэкономического анализа и субъективно-психологическую направленность экономических исследований австрийской школы маржинализма. Это сочетание дало школе чрезвычайной своеобразия, где наряду с анализом преимуществ свободной конкуренции, представлениями об экономической свободе и роль государства в экономической системе, значительное внимание уделено изучению психологических предпосылок экономического поведения и субъективных оценок индивидов. Показательно также то, что представители этой школы, Л. фон Мизес и Ф. фон Хайек, австрийцы по происхождению, во времена оккупации Европы меняют свое место жительства и даже гражданство, выражая этим свое негативное отношение к нацистскому режиму.
Л. фон Мизес, основатель неоавстрийськои школы, идейный предшественник Ф. фон Хайека, особое внимание уделял рассмотрению экономических систем, принципов их организации, проблемам социализма. Работы Л. фон Мизеса, развивавших субъективную и либеральную традиции, появились в то время, когда идеи школы Дж.М. Кейнса уже доминировали, а государственное вмешательство в экономику стало реальностью. Л. фон Мизес формулировал свои индивидуалистские и либеральные концепции во времена господства сталинизма и нацизма, что придает его взглядам особой значущости.
Людвиг фон Мизес
Людвиг Адлер фон Мизес (1881-1973) родился в Лемберге, принадлежавший в то время Авст-ро-Венгерской империи. Учился в Венском университете, где в 1906 г. получил докторскую степень по специальности "право". Работал экономическим советником Австрийской торговой палаты, а впоследствии - профессором Венского университета. В 1926 г. Л. фон Мизес основал Австрийский институт экономических исследований (исследований экономической конъюнктуры, бизнес-циклов).
С приходом к власти нацистов в 1934 г. он уезжает из страны по приглашению Высшего института международных исследований Женевского университета, в котором ему предложили должность професора.У 1940 p. эмигрирует в США, где в 1945-1969 pp. работает профессором Нью-Йоркского университета. Л. фон Мизес участвовал в создании и работе "Общества" Мон-пелерины ", которое объединило интеллектуалов прорыночную ориентации. Карьера Л. фон Мизеса - это прежде карьера педагога, среди его учеников были Ф. фон Хайек, Г. Хаберлер, Ф.Махлуп и другие экономисты либерального спрямування.
Главные труды ученого - "Социализм: экономический и социологический анализ" (1936, 1954), Человеческая деятельность: трактат по экономической теории "(1949)," Основы экономической науки " (1962). Основная проблематика исследований - защита рыночной экономической системы и радикальная критика социализма, вопросы методологии общественных наук, теории денежного обращения и экономических криз.
Л. фон Мизес считал экономическую теорию частью более общей науки - праксеологии - учение о общую логику каких-либо рациональных действий. Основой рациональной экономической деятельности провозглашалась частная собственность как "необходимый реквизит цивилизации и материального благополучия", что порождает индивидуалистические стимулы, обеспечивает независимость выбора потребителей и способствует оптимальном использованию ресурсив.
Рыночная экономика - единственная форма организации, гарантирующей свободу осо * бы в экономическом плане, так и в политическом. Свободе не противоречит то, что государство взимает налоги для финансирования силового аппарата, потому что последний обеспечивает защиту общества от внешней агрессии или внутренней несправедливости. "Рыночная экономика является единственной системой экономической организации общества, может функционировать и которая доказала это на практике. Социализм невозможен из-за своего бессилия разработать метод экономического розрахунку.
Статья Л. фон Мизеса" Хозяйственный расчет в социалистической экономике ", опубликованная в 1920 p. , положила начало многолетней дискуссии, которая, по признанию самих участников, сформировала основы западной экономической теории социализма. его итоги были обобщены А. Бергсоном в статье "Социалистическая экономика" (1948).
Группа ортодоксальных либералов, сторонников "логической и практической неосуществимости социализма ", возглавляемая Л. фон Мизес, развивала тезис о невозможности рационального использования ресурсов и эффективного хозяйствования в условиях социализма. К ней принадлежали Ф. фон Хайек, Л. Роббинс, М. Вебер.
Л. фон Мизес указывает на несовместимость рыночной экономики с социалистической: смешанная экономика не может функционировать - она может быть либо рыночной, или плановой, нечто среднее невозможно. Он считает капитализм экономикой, основанной на суверенитете потребителя, который, выбирая те или иные блага, определяет относительные цены и структуру производства. Экономическую деятельность осуществляют предприниматели , которые стремятся лучше удовлетворить потребности потребителей, чтобы получить максимальную прибыль. Рыночная экономика функционирует как демократия: каждая потраченная денежная единица является тем механизмом, который потребитель использует для того, чтобы выразить свои преимущества и сориентировать экономическую деятельность виробникив.
По Л. фон Мизес , капитализм не может основываться на равенстве результатов и даже на равенстве возможностей. Последнее предполагает "поставить в более невыгодное положение тех, кто с рождения большей степени одарен разумом и силой воли, чем обычные люди. Очевидно, это было бы абсурдным "1. Так же неравенство социальных положений, доходов, прибылей является необходимостью. Неравенство присуща рыночной экономике, и проблемы, стоящие перед индивидами, которые не могут участвовать в производстве, могли бы быть решены на основе благотворительности, если вмешательство государства в экономику и инфляция не заставят других индивидов отказаться от участия в таких благотворительных акциях. Трудности, с которыми якобы борется государственное регулирование, является следствием капитализма, а этого регулювання.
По убеждению Л. фон Мизеса, ничто не может оправдать вмешательства в экономику, когда правительство решает индивидов. С этих позиций он критику есть любую форму интервенционизма, государственного вмешательства в экономическую жизнь (от лат. interventio - вмешательство). Ученый выступает против налогового вмешательства, потому что нет нейтрального налога, против антиинфляционной политики , основанной на контроле за ценами и заработной платой, против установления минимальной заработной платы, ограничение продолжительности работы, произвольной денежной политики, контроля за обменными операциями, политики перераспределения и социального обеспечения, протекционизму.
Л. фон Мизес писал: "Под понятие вмешательства не подпадают действия власти, в которых используются средства рынка, т.е. такие действия, которые пытаются влиять на спрос или предложение из-за изменения рыночных факторов ... Вмешательство - это изолированный приказ, происходит от некой общественной власти и заставляет владельцев средств производства и предпринимателей применять средства производства иначе, чем они это делали при других обстоятельствах ".
Любая экономическая система предполагает, что индивиды стремятся иметь в соответствии с требованиями социального сотрудничества. Они могут стремиться к этому через систему свободного участия в производстве (и, следовательно, в удовлетворении потребностей других индивидов), которая определяет их доходы и размеры собственности, или они могут быть вынуждены делать это по принуждению или под угрозой репрессий. Таковы различия между механизмами сотрудничества индивидов в рыночной (капиталистической) и социалистической экономических системах.
Критика социализма играет ведущую роль в учении Л. фон Мизеса. По его мнению, в условиях отсутствия рынка и, следовательно, отсутствия цен на производимые товары, невозможно осуществить экономический расчет. В условиях отсутствия предпринимателей, рискуют собственными капиталами, а также при отсутствии частной собственности, не может быть рынка, цен, экономического расчета. "Социалистическая система с рынком и рыночными ценами - это противоречие терминов, как если бы мы говорили о квадратный треугольник" 1. Именно поэтому Л. фон Мизес не соглашается с представителем Лозаннской школы маржинализма и автором оптимума равновесной системы В. Парето, который считал, что социализм - осуществимая альтернатива рыночной экономике. Ученый уверен, что такая концепция является иллюстрацией методологических ошибок экономистов-математиков, которых интересуют только ситуации равновесия, берущие за основу своих моделей механику Ньютона и игнорируют главное: процессы принятия решений отдельными индивидами.
Л. фон Мизес утверждает, что социализм - это "уничтожение экономической рациональности", "система запланированного хаоса". Этот порядок объединяет безграничное расточительство ресурсов из-за отсутствия их рыночной оценки и хозяйственной безынициативность вследствие значительной бюрократизации. Социалистическая система "противится" техническому прогрессу из-за отсутствия механизмов и стимулов для внедрения инноваций, а потому не в состоянии обеспечить долгосрочного экономического роста и повышения уровня благосостояния населення.
Кроме стороны, отсутствие обратного влияния потребителей на структуру производства в условиях централизованного установления цен не обеспечивает соответствия структуры производства и структуры общественных потребностей. Формируется и новый тип "экономического человека", не подверженной предпринимательства и риска, в экономической деятельности руководствуется исключительно директивами и указаниями центральных органов управления. Л. фон Мизес считал, что экономическое поведение должно базироваться на рациональных расчетах цен, расходов, доходов, которые могут иметь место только в условиях рынка, а потому предрекал близкую гибель социализму.
Мировую экономическую и философскую мысль невозможно представить без Фридриха Августа фон Хайека - влиятельного теоретика неолиберализма XX в. и выдающегося представителя неоавстрийськои традиции в современной экономической науке. Его имя стало синонимом защиты либеральных ценностей, идеологии индивидуализма, непримиримости в борьбе с любыми проявлениями социалистического мировоззрения. Специфика творческого пути Ф. фон Хайека - постоянное активное противостояние ведущей интеллектуальной течения своего времени - кейнсианству.
Фридрих Август фон Хайек (1899-1992) родился в Вене в семье с глубокими академическими традициями: не только отец, но и оба деда были профессорами ведущих университетов Австрии. С марта 1917 начал армейскую службу артиллерийским офицером. В следующем году, после завершения Первой мировой войны, поступил в Венский университет. В университете он изучал юриспруденцию, философию, психологию, политэкономию, социологию.
В 1921 г. Ф. фон Хайеку был присужден докторскую степень в области права. Под руководством Л. фон Мизеса он начал работать в Правительственном управлении по урегулированию послевоенной задолженности, продолжая изучения экономической теории. Вскоре, в 1923 г., стал доктором экономики. 1923/1924 учебный год провел в Колумбийском университете, где посещал лекции представителя американского эмпирического институционализма В. Митчелла и семинар американского Маржиналисты Дж.Б. Кларка. Вернувшись в Вену, в 1927 г. оставил государственную службу и вместе с Л. фон Мизес основал Австрийский институт экономических исследований (исследований экономической конъюнктуры) . После четырех лет руководства институтом Ф. Хайек в 1931 г. по приглашению английского экономиста Л. Роббинса переехал в Лондон. Работал сначала профессором местного университета, а затем - заведующим кафедры экономики и экономической статистики Лондонской школы економики.
В Лондоне Ф. фон Хайек стал инициатором одной из самых оживленных экономических дискуссий, развернувшейся в связи с выходом его критической рецензии на исследование Дж.М. Кейнса «Трактат о деньгах" (1930). В полемике фактически столкнулись две экономические школы - неоавстрийська и кейнсианська.Module . Дискуссия Дж.М. Кейнсом и его сторонниками по проблемам теории денег, цикла и капитала нашла отражение в трудах ученого "Цены и производство" (1931) и "Чистая теория капитала" (1942). В 30-е pp. выходят " Монетарная теория и торговый цикл "(1933)," Монетарный национализм и международная стабильность "(1937), в которых Ф. фон Хайек предвосхитил многие положений монетарной теории М. Фридмана, а также книга" Прибыль, процент и инвестиции "(1939), где он снова выступает оппонентом Дж.М. Кейнса в защиту свободного конкурентного рынка. Вместе с Л. фон Мизеса Ф. фон Хайек выступил против А. Ланге и А. Лернера с критикой экономических перспектив рыночного социализму.
В 1940-1943 pp. , когда мир потрясла Вторая мировая война, талантливый ученый работал над книгой "Дорога к рабству", которая была опубликована в 1944 г. Причины войны автор видел в борьбе идей внутри самой европейской цивилизации. Книга сделала Ф. фон Хайека знаменитым, стала классикой XX в ., проповедью неолиберальных идей.
В 1947 г. ученый создал "Общество" Мон-пелерины ", которое объединило интеллектуалов прорыночную ориентации.
В 1950 p. Ф. фон Хайек переехал в США и в течение 12 лет работал в Чикагском университете, где его коллегами стали экономисты неолиберальных воззрений Ф. Найт, М. Фридмен, Г. Саймон, Дж. Стиглиц. Курс, который читал профессор социальных наук и этики Ф. фон Хайек в Чикагском университете, принес ему мировую славу.
Несмотря на то, что 1950-1962 pp. для ученого были периодом плодотворного научного поиска на американском континенте, Ф. фон Хайек возвращается в Европу. К 1969 г. ученый работал профессором экономической политики в Фрайбурзькому университете (ФРГ), а в 1970-1974 pp. - Профессором-кон-сультантом Зальцбургского университета (Австрия). В последние годы своей жизни Ф. фон Хайек вновь вернулся во Фрайбург, где умер в марте 1992 р.
В 1974 г. Ф. фон Хайек одновременно с Г.Мюрдалем получил Нобелевскую премию по экономике. Таким образом был отмечен его вклад в развитие теории денег и экономических колебаний, сравнительный анализ эффективности различных экономических систем, исследования в области правовых основ экономической системы, а также "глубокий анализ зависимости экономического, социального и ин-туцийних феноменов".
Научную казну Ф. фон Хайека составляют 18 книг, среди которых "Чистая теория капитала" (1941), "Использование знания в обществе" (1945), "Контрреволюция науки" (1952), "Структура восприятия" и "Конституция свободы" (обе - 1960); работы позднего периода - трилогия "Право, законодательство и свобода" (в трех томах, 1973-1979), два сборника лекций и статей "Исследования в философии, политике, экономике и истории идей" (1967-1978), " Безработица и денежная политика, "Правительство как генератор" делового цикла "(1979), в которой включена его Нобелевская лекция," Пагубная самонадеянность "(1988) и другие, а также десятки статей.
Хайек отстаивал их с необычайной последовательностью. Убежденность в собственной правоте не ослабевала из-за игнорирования его идей или поражение в научных дискуссиях по Дж.М. Кейнсом и его сторонниками в 30-е pp. XX ст.
Жизненный и творческий путь Ф. фон Хайека, М. Фридмена и других представителей неолиберальной и неоклассической теории в этом разделе представлены с использованием научных разработок украинского экономиста М. Довбенко, в частности работы "Выдающиеся незнакомцы (научные идеи, достижения и жизнь экономистов-лауреатов Нобелевской премии ) ".
Ф. фон Хайек разработал комплексную систему социального знания, в которой общество появлялось как спонтанный порядок. Ведущую роль в его экономической теории занимает учение о спонтанном характере рыночного порядка. Совокупность норм и институтов формируют и поддерживают основу социального порядка, но сам не является порождением сознательной воли и не поддается целенаправленному регулированию. Этот "расширенный, или спонтанный" порядок возник эволюционным путем и необходимо для достижения совокупности различных целей, которыми руководствуются индивиды. Ф. фон Хайек считал, что система, которая возникла спонтанно, естественным путем, всегда совершеннее искусственно созданную. Наблюдается идейное родство классификации немецкого неолиберала В.Ойкена о "естественно растущий" и "законодательно установленный" порядок, с тем отличием, что В. Ойкен пропагандировал идею возможности и необходимости сознательного формирования совершенного общественного строя. 12.8.

12.2.2. Немецкий ордолиберализм и развитие теории социального рыночного хозяйства 12.3. СОВРЕМЕННЫЕ неоконсервативной ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ