12.2.2. Немецкий ордолиберализм и развитие теории социального рыночного хозяйства
"Социальное рыночное хозяйство» - это путь к экономическому гуманизму.В. Репке
Германия в период между двумя мировыми войнами непосредственно столкнулась с острыми социальными последствиями саморазрушения рыночного хозяйства, тоталитарной диктатурой фашизма, с возникновением, развитием и полным крахом центрально управляемой принудительной экономики. После Второй мировой войны в побежденной и расколотой на западную и восточную зоны стране в руинах находились города, где подавляющая часть промышленных объектов была разрушена бомбардуваннями.
Сформирован социальный строй качественно отличался от систем других стран с рыночной экономикой позволяет классифицировать его как "социальное рыночное хозяйство". В процессе его построения ведущую роль сыграли не только действия практиков-реформаторов, но и теоретические основы, идейный концепт экономического реформирования. Его формированию способствовало существование в Германии трех групп неолибералов, каждая из которых внесла заметный вклад в выяснение возможности антитоталитарной и социальной эволюции системы свободного предпринимательства в теорию и практику социального рыночного хозяйства. Старейшая группу немецких неолибералов возглавили В. Репке и О. Рюстов, что с 20-х pp. XX ст. изучали проблемы общественного строя и экономической политики, продолжали теоретические поиски во время Второй мировой войны, находясь в эмиграции. Они пытались определить принципы сознательного построения общественного строя через сочетание традиций классического либерализма, идеи естественного экономического порядка и роли государства. По определению В. Репке, экономическая политика государства должна гарантировать свободу, под которой следует понимать суровый порядок в экономической деятельности, которая обеспечивается через рынок и свободную конкуренцию.
В 1946 г. промышленное производство составляло треть довоенного уровня 1939 p., Количество денег в обращении в десятки раз превышала товарную массу, государственный долг с 27,2 млрд марок в конце 1938 г. увеличился до 377,3 млрд марок в мае 1945 г. мелкие и средние собственники разорились, росла безработица, большинство населения было неуверенный в будущем, страдала от недостатка продовольствия и гиперинфляции. Из-за хронического дефицита продовольственных и промышленных товаров развивались "черный" рынок и спекуляция, была введена карточная система распределения продуктов. Продовольственную проблему обострила эмиграция значительного количества немцев из восточных областей Германии, были даже предложения в 1947 г. переселить за пределы Западной Германии 20 млн человек через реальную угрозу голодной смерти.
В таких условиях было начато реформы, реализация которых менее чем через десять лет привела к экономическому лидерству Германии на европейском континенте, получившее в экономической литературе название "немецкого экономического чуда", Вторая группа сформировалась вокруг В.Ойкена и юриста Ф. Бема в Фрайбурзькому университете , начав одноименную школу. Органично усвоив и развив важнейшие положения немецкого исторического направления, в рамках которого разрабатывались классификации национальных хозяйств, эта группа занялась определением стадий исторического и экономического развития, трактовкой экономической системы и ее основных принципив.
Третья группа немецких экономистов, представлена А. Мюллер-Армак, Л.Эрхардом и их учениками, разработала концепцию социального рыночного господарства.
В генезисе немецкого неолиберализма отчетливо проявилась тенденция к созданию систематизированной теории трансформации тоталитарного строя из центрально управляемой экономикой в демократический строй на основе свободного рыночного хозяйства с последующей его ориентацией на решение социальных задач. Был разработан прагматичную и идеологически привлекательную концепцию социального рыночного хозяйства, лишенную недостатков классической либеральной модели, с надежными социальными и антимонопольными стабилизаторами. Методологической основой и важнейшими элементами концепции социального рыночного хозяйства стали теория и политика строя В.Репке-
A. Рюстов, идеальные типы хозяйства и принципы экономической политики
B. Ойкена, идейные установки и комплекс конкретных экономико-политических мер по адаптации рыночной экономики к решению социальных проблем А. Мюллера-Армака - Л. Ерхарда.
В послевоенный период теория неолиберализма нашла сторонников и получила успешную практическую реализацию в Западной Германии. Лидер фрайбурзькой школы В. Ойкен и его последователи в университете в 1948 г. начали выпускать ежегодник "Ордо", который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма. "Ордо" - обобщающее понятие, которое означает "порядок" экономической системы, "естественный устройство" свободного рыночного хозяйства, именно от него немецкая школа неолиберализма получила название ордолиберализму. Философия ордолиберализму ориентирована на политическую культуру и нравственные идеалы, характерные для средних слоев, а именно: уважение к собственности, принципы состязательности в общественной и экономической жизни, готовность к риску, соблюдение гражданами моральных и правовых норм, честность, преданность профессии, бережливость, предусмотрительность, уважение к законам и государственной власти - то есть всего набора общечеловеческих цинностей.
Вальтер Ойкен (1891-1950) - основоположник неолиберального направления в Германии, глава Фрайбургского школы. Родился в 1891 г. в Йене, в семье Рудольфа Ойкена, философа и лауреата Нобелевской премии по литературе, и Ирены Ойкен, художницы. Изучал экономику, историю, философию в университетах Киля, Бонна, Йены. В 1913 г. за работу "Создание объединений в судоходстве" получил степень кандидата наук, а в 1921 г. в Берлинском университете получил степень доктора наук.
Во время Первой мировой войны находился на фронте. В 1920 г. В. Ойкен женился на Эдит Ердзик, писательницей, уроженкой российского Смоленска. Супруги мало трое детей. В послевоенное время разрухи и гиперинфляции молодой ученый занимался актуальными проблемами денежного обращения. Опубликовал труды "Критические заметки по проблемам денег в Германии" (1923), "Международная валютная проблема" (1925). С 1925 г. В. Ойкен - профессор университета в Тюбингене, а с 1927 г. и до конца жизни - профессор Фрайбурге кого университету.
Близкие интеллектуальные связи В. Ойкен поддерживал с выдающимися економис-тами-неолибералами, эмигрировавших из охваченной фашизмом Европы, Ф. Хай-еком и И. Шумпетером, философами К. Поппером и Е. Гуссерлем. Характерно, что в стране фашистской диктатуры В. Ойкен смог не только выжить, но и донести свои идеи до широкой общественности: его цикл лекций 1936 г. "Борьба науки" - это противостояние идеологии нацизма, ведь ученый доказывал, что в интересах поиска ученым необходимо выступать против "властных позиций". Книга "Теоретические исследования капитала" (1934) и небольшая брошюра "Для чего нужна политэкономия?" (1938) были написаны с позиций неприятия национал-социализма. В 1940 г. В. Ойкен опубликовал фундаментальную монографию "Основы национальной экономии", которая при жизни ученого переиздавалась шесть раз. Вторая значительная работа ученого "Основные принципы экономической политики" издана в 1954 p., После смерти автора.
Исходным пунктом неолиберальной концепции экономического строя стало учение В.Ойкена о двух идеальных типа экономических систем, изложенное в труде "Основы национальной экономии" (1940). Многие исследователи указывают на идейное родство теории "идеальных типов хозяйства" В.Ойкена и концепции "идеальных типов" немецкого социолога и экономиста, представителя новейшей исторической школы М. Вебера. "Идеальный тип" - это модель, отвлеченная умственная конструкция, которая отражает лишь основные закономерности общественно-экономического развития и не описывает второстепенных экономических явлений. В. Ойкен выделяет "централизованокероване хозяйство", или принудительную экономику, и "меновое хозяйство", или рыночную экономику. Основу его учения составляет анализ элементарных хозяйственных форм - разделения труда, собственности, механизма координации домашних хозяйств, предприятий, экономических институтов государства и других. В. Ойкен подчеркивает, что в "исторической реальности элементы обеих этих систем основном переплетаются", в чистом виде идеальные типы не существуют. Отметим, что В. Ойкен, в отличие от В. Репке, Ф. фон Хайека и других представителей неолиберализма, непосредственно не связывает тип экономической системы, ее координационный механизм с формами власности.
В системе "централизованокерованого хозяйства" выделяется простое централизованно управляемое хозяйство (собственно натуральное хозяйство) и централизованно-административное хозяйство. Эти две формы реализуются в трех вариантах:
полностью централизованное хозяйство, при котором отсутствует обмен;
централизованокероване хозяйство со свободным обменом предметами потребления;
централизованокероване хозяйство со свободным потребительским вибором.
Централизованокероване хозяйство характеризуется высоким уровнем централизации управления, замещением всех горизонтальных экономических связей между экономическими субъектами административной вертикали связей центра и предприятий. Планирование предусматривает определение объемов, ассортимента и характеристик продуктов, вырабатываемых из единого центра. В. Ойкен считает, что такая форма распределения противоречит принципу свободного выбора, поэтому централизованокерованому хозяйству свойственны постоянное отсутствие равновесия, инфляция и хронический дефицит, а сама централизация противоречит природе экономики и постепенно разрушает ии.
Рыночное (меновое) хозяйство, основанное на принципах индивидуализма, свободы выбора, конкуренции и частной собственности, является естественной основой экономического строя. Система "менового хозяйства" имеет разветвленную структуру и предусматривает, по В.Ойкеном, различные взаемосполучення пяти базовых форм предложения и пяти базовых форм спроса (конкуренция, частичная олигополия, олигополия, частичная монополия и монополия), которые формируют 25 отличных форм рынков. "Так же как с тридцати с лишним букв может быть составлена большое количество слов разного состава и длины, так из ограниченного числа основных чистых хозяйственных форм может образовываться множество хозяйственных порядков" - это справедливо и для сообщения "идеальных типов", и относительно выделения форм менового господарства.
Критериями разграничения идеальных типов экономических систем является механизм координации взаимодействия хозяйственных единиц (рыночный или административный) и процесс принятия экономических решений (добровольный или принудительный). Другим критерием классификации является особенности генезиса экономического строя, согласно которому выделяются "естественно растущий" и "законодательно установленный" лад. Первый образуется эволюционно, в процессе исторического развития без принятия кем-либо осознанного решения. Второй устройство возникает в результате формулировки и включения его основных принципов в законодательства на основании сознательных экономико-политических решений. Большинство известных истории экономических укладов общества относятся к "естественно растущих", тогда как большинство современных экономических укладов, прежде централизованно управляемое хозяйство, относятся к "законодательно установленных". Идею сознательно создаваемого конкурентного рыночного устройства В.Ойкена было практически апробирована в условиях разрушенного хозяйства и отсутствия любого экономического строя в послевоенной Нимеччини.
Неизменность хозяйственного планирования и действий, которые во все времена и у всех народов осуществляются согласно экономическому принципу, делает допустимым и необходимым создание и применение единого теоретического аппарата. Однако многообразие, которая наряду с этим наглядно проявляется в хозяйственной поведении, требует частичного расширения этого теоретического аппарата ... или осторожного его применения ... Когда колоссальная многообразие конкретных экономических форм охватывается с помощью морфологической системы, тогда удается на научном уровне понять многообразие поведения людей ...
Как следствие, становится возможным связать историческое понимание религиозных, духовных, политических, моральных и психических изменений ... с познанием влияния таких изменений на конкретный экономический процес.
Во конкурентным порядком понимают форму менового (рыночного) хозяйства, при которой рамочные условия конкуренции активно создаются государством с целью достижения максимально возможной интенсивности конкуренции и одновременного ограничения действия факторов, которые искажают конкурентные условия. Важнейшая задача государства заключается в предотвращении и ограничении экономической монопольной власти. Для реализации конкурентного устройства рыночного хозяйства необходимы целенаправленные усилия государства в виде экономической политики, которая одновременно жестко регламентирует государственное вмешательство в экономику. В ордолиберализм большое внимание уделялось двум типам экономической политики - политике строя (устройства) и политике процесу.
Политика строя - это комплекс долгосрочных мер, направленных на создание рамочных условий функционирования экономики, их законодательное и правовое оформление, контроль за их соблюдением и своевременное внесение корректив со стороны государства. Основная цель политики строя - становление и поддержание конкурентных условий хозяйствования во всех сферах экономики. Политика процесса - это комплекс мероприятий по непосредственного влияния на хозяйственную деятельность через финансовую стабилизацию, структурные и социальные сдвиги, в том числе корректировки рыночного распределения доходов и решение проблемы благосостояния (последнее нашло воплощение в дальнейшем в разработках теории социального рыночного хозяйства).
Неолиберальная модель В.Ойкена представила три краеугольные принципы теории строя (устройства), которые образуют структурный каркас конкурентной рыночной ладу.
Принцип индивидуальной свободы: экономический строй должен соответствовать идеалам свободы и достоинства человека, реализация которых обеспечивается существованием частной собственности и хозяйственной независимости экономических субъектов.
Принцип сильного государства: государство не вмешивается в хозяйственные процессы, а лишь создает необходимые правовые условия для их беспрепятственного движения. Экономический строй не является раз и навсегда установившимся: это - "законодательно установленный порядок", для возникновения, поддержания и дальнейшего развития которого необходима сильная держава.
Принцип системности в экономической политике: экономическая политика должна соответствовать концепции экономического развития, ориентироваться на иерархию политических целей, чтобы не превратиться в "политику экспериментов" - попытка решать проблемы, причиной которых является постоянное вмешательство держави.
Конституирующим принципы политики конкурентного строя, выступающих предпосылками возникновения системы рыночного хозяйства, представлены на рис. 12.6.
В регулирующие принципов политики конкурентного строя, регламентирующие влияние государственных институтов на условия протекания и результаты хозяйственных процессов и стимулируют конкуренцию, относятся:
антимонопольно политика - контроль за монополиями с целью прекращения антиконкурентных действий, регулирования деятельности монополий в отраслях, где они неизбежны;
политика перераспределения доходов - корректировка рыночного механизма распределения доходов без ограничения стремление предпринимателей к инвестированию;
социальная политика - обеспечение минимальной заработной платы, регулирования рабочего времени, регламентация труда женщин и детей;
экологическая политика - защита природных ресурсов от хищнического использования, борьба с загрязнением окружающей середовища.
В. Ойкен отмечал, что ордолибералы не "изобретают" конкурентный строй, а ищут его элементы в конкретной действительности. Среди ограниченного количества структурных форм устройства они выбирают наиболее жизнеспособные, прежде мощную тенденцию к формированию условий совершенной конкуренции. Установка устройства, таким образом, осуществляется не вопреки историческому процессу, а наоборот, принципы строя формируются на основе учета имеющихся тенденций исторического розвитку.
Представление о модификации функций рынка в современных экономических системах, как отмечалось, объединяют немецкий ордолиберализм с англо-американскими школами неолиберализма. Время между ними есть несколько существенных отличий, вытекающих из особенностей становления идей неолиберализма в Германии и других странах, освещение которых нашло отражение в отечественной научной литератури1. Представители англоязычного неолиберализму далеки от осознания необходимости вмешательства государства в экономику с целью поддержания конкурентного строя и формирования институциональных основ экономического развития. Именно поэтому для определения англоязычного неолиберализму чаще употребляются термины "неоклассический либерализм", "экономический неоконсерватизм", "новая классика" (см. гл. 12.3), а для немецкого - "ордолиберализм". Различия теоретических установок и практических рекомендаций англо-американского и немецкого неолиберализма приведены в табл. 12.3.
XX ст.
12.2.1. Идейно-теоретические истоки и сущность неолиберализма | 12.2.3. Неоавстрийська школа экономического неолиберализма : взгляды Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайека |