12.3.1. Новое классическое возрождение : причины и сущность экономического неоконсерватизма

Возврат к теоретических школ и взглядов, которые отстаивают рыночные механизмы регулирования экономики, было обусловлено комплексом социально-экономических и политических факторов. Доминирование кейнсианской теории было подорвано постепенным возрождением и обогащением консервативных и либеральных идей, воплощением которого стали выступления Ф. фон Хайека против ведущего интеллектуального течения еще в начале 30-х pp. XX в., Практическая реализация немецкого неолиберализма В.Ойкена - Л. Эрхарда в послевоенный период и, наконец, радикальная монетаристска "контрреволюция" М. Фридмена. Идейные "выпады" против кейнсианской теории стали интенсивнее в условиях кризиса кейнсианских и неокейнсианских моделей регулирования 70-х pp. XX ст. Становилось все очевиднее, что стратегия государственного регулирования экономики и его методы, направленные на управление спросом, не соответствуют объективным реалиям экономической жизни, которое на первый план выдвинула проблемы производства, экономической несбалансированности инфляции.
Основные факторы, которые определили несостоятельность кейнсианской модели экономической политики, представлены на рис. 12.9.
Кризисные явления капиталистической экономики, ухудшения условий общественного воспроизводства требовали решения проблем предложения, а не стимулирование условий реализации (спроса). Приобрело остроту ресурсный вопрос, что в теоретическом плане означало актуализацию неоклассической предпосылки об ограниченности производственных ресурсов. Начало 70-х pp. XX ст. ознаменовался сочетанием сырьевой, энергетической, структурной, валютной кризисов и циклического падения производства. Так, осенью 1969 г. в США началось падение промышленного производства (8% годовых), охватившее как традиционные, так и новые, порожденные НТР, области промисловости.
Мировой энергетический кризис конца 1973 p., Спровоцирована политическими событиями (вторая арабо-израильская война) и последующими экономическими санкциями, характеризовалась повышением мировых цен на нефть почти в 4 раза (с 3 до 11,65 долларов за баррель). Нефтяной кризис повлек циклический кризис капиталистического хозяйства 1973-1975 pp. его признаком стала структурный кризис хозяйства - падение в новых отраслях - электронной, аэрокосмической, а также банкротство крупных коммерческих банков, железнодорожных компаний, балансирование на грани банкротства корпораций в авиационной, авиатранспортной и других галузях.
Особенностями циклического кризиса 1973-1975 pp. было сочетание сокращения производства и безработицы и неконтролируемой хронической инфляции, для определения которого был использован новый термин - стагфляция. В 1969 г. уровень безработицы в СЕЛА превысил 6%, что составило около 5 млн экономически активного населения, а во время кризиса 1973-1975 pp. число полностью безработных составляла 8 млн человек, превысив 9% рабочей силы. Характерно, что рост безработицы не привело к снижению уровня заработной платы. Правительство прибегло к "замораживанию" цен и заработной платы на 3 месяца в 1971 p., В дальнейшем - к контролю за ценами. Однако вместо прогнозируемых 2,5% уровень инфляции достиг 8,2% весной 1973 г., в 1977 г. составлял 6,5%, в | 1979 г. уже 13%, а на начало 1980 г. достиг невиданной отметки - 18% .
Денежно-кредитное регулирование кейнсианского образца, политика "дешевых денег", порождало инфляционные процессы в сочетании с ростом расходов госбюджета. В середине 70-х pp. дефицит федерального бюджета США составил более 66 млрд долларов, наблюдался также дефицит внешнеторгового баланса. В 1979 г. Федеральная резервная система США с целью ограничения денежной массы повысила учетные ставки. Это мероприятие имело исключительно краткосрочный эффект, потому что жесткая денежно-кредитная политика привела очередной спад, прежде всего в автомобилестроении и жилищном строительстве, а дефицит бюджета составил почти 60 млрд доларив.
Осенью 1971 г. президентом США Р. Никсоном было объявлено о прекращении обмена долларов на золото, что фактически означало завершение функционирования Бреттон-Вудской валютной системы и создание плавающего валютного курса. Это вызвало падение покупательной способности доллара, усиление инфляции, хотя девальвация доллара в декабре 1971 г. на непродолжительное время повысила конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке. Интернационализация национальных экономик, усиление экономических связей между ними и уровня "открытости" экономик, создания интеграционных объединений "расшатывали" кейнсианскую внешнеэкономическую политику, ориентированную на замкнутую экономическую систему.
В 70-х pp. стали очевидными трудности, связанные с увеличением численности государственного управленческого аппарата и его бюрократизацией. Расширение государственного и смешанного секторов экономики и попытки проводить кейнсианскую политику "точной настройки", то есть учет текущих краткосрочных изменений экономической конъюнктуры, вызвало увеличение количества государственных управленческих структур, расширение их штата и выполняемых функций.
Распространились потребительские настроения в обществе, произошла девальвация личного успеха и частной инициативы - основ рыночного хозяйствования. Причиной этого стал высокую степень социальных гарантий, в том числе социальной защищенности в случае потери работы, и значительный размер социальных пособий. Выплаты в случае потери трудоспособности и пенсий в связи со старостью были увеличены на 45%, право на получение пособия по безработице получили дополнительно 4,8 млн рабочих и служащих, была повышена минимум почасовой заработной платы до 2,2 долларов (Закон 1972 и 1974 pp. в США). В период кризиса 1973-1975 pp. выплаты по социальному страхованию индексировались, то есть с ростом цен увеличивались и выплаты, что, в свою очередь, раскручивало инфляционную спираль.
Эти кризисные процессы нашли теоретическое отражение в формировании новой неоклассической теории (новой неоклассики). Традиционная неоклассическая теория сосредоточивает внимание на поведении экономического человека, который может выступать предпринимателем, продавцом рабочей силы, потребителем. Полагаясь на "невидимую руку" А. Смита, сторонники этого подхода уверены, что в условиях совершенной конкуренции субъекты хозяйствования смогут не только достичь максимизации дохода, но и обеспечить эффективное использование всех ресурсов. Подобное уже не удовлетворяет теоретиков новой неоклассики. Например, американский исследователь Д. Коландер так определяет различия в подходах "старой" и "новой" неоклассики:
"Традиционный неоклассический анализ показывает нам, что каждый раз, когда предложение превышает спрос, цены падают, а когда спрос превышает предложение - цены растут. В этом заключается работа невидимой руки. Сторонники новой неоклассической политэкономии считают, что возможен обратная связь, утверждая, что субъекты хозяйствования сами могут влиять на рост или падение цен с целью обеспечения или поддержания определенного уровня доходов. В этом заключается работа невидимой ноги. Понять, как реально функционирует экономика, можно лишь при условии учета действия обоих этих тенденций ".
Важнейшими элементами новой парадигмы неоклассики являются:
рассмотрение рыночной экономики как устойчивой, стабильной системы, которая функционирует в оптимальном режиме;
отклонения от состояния равновесия, нежелательные процессы, возникающие в системе, трактуются как закономерное и неизбежное порождение эффективного хозяйственного механизма (в отличие от традиционного подхода, где негативные явления представляются результатом действия "внешних факторов")
роль государства, которая рассматривается как естественная реакция на ухудшение условий общественного воспроизводства, конкурентных основ хозяйствования, экономический спад, воздействие внешних факторов;
критика вмешательства государства в экономику: речь идет не о принципиальное отрицание государственного регулирования, а о неприятии конкретной экономической политики, основанной на кейнсианских методах регулирования (управления спросом, приоритет фискальной политики, регулирование нормы процента, активная социальная политика и регулирование рынка труда и т.п.);
поведение субъектов хозяйствования на рынке, которая является объектом анализа, их адаптация к изменению условий несовершенной конкуренции.
Неоконсервативный подход к модификации механизмов регулирования экономики предполагает, что рыночно-конкурентные силы вместе с корпоративными элементами планирования приобретают приоритетное значение, а непосредственное вмешательство государства в процесс производства, распределения и перераспределения должна уменьшаться. Однако в его пределах обосновывается необходимость усиления роли государства в обеспечении стабильности экономической системы и стратегических предпосылок развития и повышения конкурентоспособности страны, что особенно важно в динамичных условиях научно-технической революции.
Господствующий с начала 80-х годов XX в. в развитых рыночных странах неоконсерватизм основывается на трех основных теориях (рис. 12.10) новой неоклассики:
монетаризм, связанный с регулированием экономики через сферу денежно-кредитного обращения. Только последовательная политика обеспечения хозяйства деньгами, по мнению монетаристов, может создать уверенность экономических агентов в неинфляционного развития экономики и способствовать равномерному инвестированию с минимальным риском;
теория экономики предложения, согласно которой чрезмерное повышение налогов лишает предпринимателей стимулов к инвестированию, приводит к падению производства и подрыву финансовой базы, а снижение налоговых ставок является достаточным условием для стимулирования предпринимательской активности и инициативы;
теория рациональных ожиданий, согласно которой экономические агенты способны действовать рационально, предвидеть и заранее учитывать намерения власти и нейтрализовать своими действиями политику уряду.
Стратегия государственного регулирования, сформированная в концепциях новой неоклассики (неоконсерватизма) имеет следующие основные направления:
расширение функций денежно-кредитного регулирования, последовательное управление неинфляционным ростом денежной массы как основной инструмент регулирования экономики;
реабилитация закона Сэя, признание приоритетности предложения, а частного предпринимательства - ведущей движущей силой экономического развития;
высвобождение частной инициативы путем дерегулирования определенных сфер хозяйства, ослабление юридической регламентации хозяйственной деятельности, либерализации антимонопольного законодательства, а также приватизации отдельных секторов и сфер экономики;
либерализация налоговой системы и перестройка бюджетного механизма, отказ от бюджетного влияния на производственные процессы, уменьшение бюджетных расходов;
сокращение социальной инфраструктуры и социальных программ, снижение уровня социальных выплат.
12.3. СОВРЕМЕННЫЕ неоконсервативной ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 12.3.2. Монетаризм М. Фридмена как господствующая теория неоконсерватизма