12.3.3. Экономика предложения : теоретическое и практическое значение
Теория экономики предложения, основана после кризиса 1974-1975 pp., Которая дополнила собой монетаристскую теорию и методы регулирования экономики, является важным элементом современного экономического консерватизма. Идеи, которые в дальнейшем определили сущностное содержание концепции, были высказаны во второй половине 70-х pp. XX ст. некоторыми американскими конгрессменами и сенаторами при обсуждении состояния и перспектив бюджетной политики. Характерно, что у истоков этой концепции стояли политики, экономисты, практики с умеренно консервативными взглядами, а не ученые и экономисты-теоретики. Разрабатывали и популяризировали концепцию журналисты Дж. Гилдер и Дж. Ванниски, конгрессмен Дж. Кемп, ее сторонниками было много представителей администрации Р. Рейгана, а университетскую науку представлял малоизвестный профессор из Южной Каролины А. Лаффер (автор одноименной кривой), его поддерживали также М . Фелдстайн, П. Роберте, Р. Манделл.Термин "экономическая теория предложения", или "сепплайсайд экономико" (supply-side economics) был впервые использован американским специалистом по вопросам бюджетно-налоговой политики Г. Стейном в 1976 г. Г. Стейн обозначил ним возрождение интереса к классической экономической теории, которая большую внимание уделяла изучению условий и издержек производства товаров и классической теории государственных финансов, которая была раскритикована и забыта в ходе кейнсианской революции 30-х pp. XX ст. Тогда как кейнсианская теория финансов представила краткосрочный анализ проблемы влияния бюджетных рычагов на совокупный спрос, докейнсианского теория анализировала влияние государственного бюджета на долгосрочные факторы экономического роста - накопление, инвестирование капитала и привлечения трудовых ресурсов в производственный процесс. Новое учение подчеркнул необходимость изучения влияния предложения отдельных факторов на производство и механизмов формирования необходимых объемов капитала и рабочей сили.
Так, сепплай-Сайдер широко пропагандируют классическую доктрину Ж.Б. Сея, где товарное предложение автоматически и беспрепятственно порождает адекватный спрос на производимую продукцию. Так же, как и в Ж.Б. Сея, в модели сепплай-Сайдер рынки постоянно находятся в равновесном состоянии, поэтому перепроизводство товаров невозможно. Причиной периодически повторяющихся кризисных явлений и повышения уровня безработицы в рамках этой теории признается главным образом несовершенна или неправильная политика государства. Ухудшение экономического положения в 70-80-е pp., Которое сопровождалось падением эффективности производства и усилением инфляции, сепплай-Сайдер объясняют в первую очередь подрывом инициативы и предприимчивости экономических субъектов. Реализация частного интереса и ценностных индивидуалистических ориентиров была осложнена политикой по увеличению доли государственного сектора, рост федерального бюджета, расширение масштабов бюрократического контроля, ограничение свободы предпринимательства через установление жестких условий лицензирования, антитрестовского законодательства, экологических норм тощо.
Сепплай-Сайдер подчеркивают ключевую роль товарного предложения и анализируют влияние бюджетно-налоговых рычагов на предпринимательскую активность и эффективность хозяйственной деятельности. Тщательно изучаются вопросы о факторах влияния на запас капитала и уровень занятости и особенно на решения о сбережениях и инвестирования. Сепплай-Сайдер утверждают, что кейнсианская политика поощрения спроса посредством кредитно-денежных и финансовых рычагов не приводит к увеличению совокупного спроса, а только "раздувает" цены. В отличие от кейнсианской теории, которая считала сбережения "злом", представители экономики предложения отводят им центральное место, считая их недостаток непосредственной причиной торможения экономического развития. Реальное ускорение экономического роста, по их мнению, может быть достигнуто только за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов через систему поощрительных стимулов, рассчитанных на соответствующую реакцию субъектов господарювання.
Теория экономики предложения предложила своеобразную концепцию экономической политики, составляющие которой представлены на рис. 12.16.
Подобно другим неоконсервативных концепций, теория экономики предложения воспроизводит на уровне макроэкономики принципы функционирования экономических субъектов на микроуровне. Согласно традиционной неоклассической теории уровень производства признается зависимым от предложения труда и капитала. Предметом рассмотрения является вопрос о влиянии государственной политики, в первую очередь налоговой, на предложение основных факторов производства. По мнению сепплай-Бостон, чрезмерные налоги искажают относительную привлекательность труда по сравнению с досугом и относительную привлекательность сбережения и инвестирования по сравнению с потреблением, деструктивно влияя на объемы предложения производственных факторов и долгосрочный экономический зростання.
Предложение труда определяется выбором индивидов между трудом и досугом. Известно, что рост налогов на заработную плату означает ее фактическое уменьшение и приводит к сокращению предложения труда. Система государственных социальных пособий, в частности по безработице, также снижает привлекательность труда, сокращая количество желающих работать. Поэтому уменьшение предельного налогообложения трудовых доходов способствует расширению предложения рабочей силы уже работающих и стимулирует привлечение дополнительных работников, для которых предельная полезность получаемой заработной платы будет превышать предельную полезность досуга. Таким образом, прирост трудовых ресурсов будет обеспечивать дальнейший процесс накопления капитала, а в итоге - повышение нормы накопления и ускорения экономического роста в целом по економици.
Предложение капитала (объем инвестиций), согласно неоклассическими представлениями, является функцией сбережений, решение о которых зависят от выбора индивидов между потреблением сегодня или в будущем. Стимулировать принятие решений о сбережениях могут такие поощрительные меры экономической политики, как снижение налогов на прибыль корпораций и введение по ним налоговых и амортизационных льгот. При этом четко определяются два пути ускорения инвестиционного процесса:
формирования дополнительных источников внутренних ресурсов накопления через увеличение амортизационных отчислений;
привлечение внешних инвестиционных ресурсов путем увеличения рыночной стоимости активов корпораций - рост уровня выплачиваемых дивидендов и привлекательности корпоративных ценных паперив.
Снижение ставок налогообложения доходов от собственности (процентов и дивидендов), в свою очередь, повышает склонность населения к сбережению, увеличивает предложение ссудного капитала и снижает ставку процента, способствуя оживлению инвестиционного процесу.
Один из представителей теории экономики предложения А. Лаффер выдвинул теорию "налогового клина" (tax wedge), который государство "убивает" между экономическими субъектами и процессом производства. Предельные ставки налогообложения, по сравнением А. Лаффера, - это "клин между тем, что работодатель платит факторам производства, и тем, что они в конечном счете получают в виде дохода после вычета налогов ... Чтобы увеличить производство продукта, необходимо осуществить следующие мероприятия политики, одновременно повышали бы и спрос компаний на факторы производства, и желание этих факторов быть занятыми. С этой целью необходимо снизить все виды налогов. Но эти сокращения будут эффективными, если наибольшей степени снижаются предельные ставки налогов "1. Ученый считает, что снижение налоговых ставок не вызовет сокращение общей суммы бюджетных поступлений, а приведет к увеличению производства и рост доходов, существенно расширит общую базу и поэтому доходы бюджета не сократятся. Но для полного сбалансирования государственного бюджета необходимо сократить количество и стоимость "неэффективных" социальных программ составляют значительную часть государственных расходов. Следует отметить, что современные теории налогообложения подчеркивают наличие еще одной проблемы - временного лага от принятия решения по снижению налоговых ставок до стабилизации бюджетных поступлений вследствие расширения налоговой бази.
Жизнеспособность рыночной системы связывается с инициативной деятельностью частного сектора, поэтому экономический рост планируется стимулировать за счет перераспределения национального дохода в пользу средних и крупных собственников путем уменьшения налогового бремени и трансформации системы налогообложения. Представление об оптимальном уровне налогообложения и стимулирующее влияние снижения налогов на инвестиционную деятельность обосновываются известной кривой Лаффера (рис. 12.17).
По мнению автора, кривая должна показать, что в виде налогов нельзя взыскивать в бюджет более ЗО-35% доходов - определенный фискальный оптимум. В запрещенной зоне доходы бюджета с повышением налоговой ставки снижаются. В условиях превышения оптимального уровня налогообложения наблюдаются такие негативные экономические процессы:
сокращение деловой активности;
снижение заинтересованности в сбережении и инвестировании;
банкротство субъектов предпринимательской деятельности;
уклонение от уплаты налогов;
значительная доля экономических субъектов начинает функционировать в "теневом" секторе економики.
Теория экономики предложения является наиболее практически ориентированной концепцией из тех, которые предложил экономический консерватизм 80-х pp. XX ст. Ключевое утверждение экономики предложения - размещение и эффективное использование ресурсов имеет решающее значение для экономического роста как в краткосрочной, так и в долгосрочном периоде. Основным препятствием на пути расширения предложения и эффективного использования факторов производства считается негативное влияние уровня и структуры налогообложения на стимулы к труду и инвестирования, а также институциональных ограничений, прежде всего связанных с деятельностью профсоюзов, на эффективное размещение ресурсив.
Сепплай-Сайдер утверждали, что функционирующие в США в послевоенный период налоговая и социальная системы негативно влияли на процессы накопления капитала и роста производства. Высокие налоги производили существенное влияние на рост издержек производства, а потому рассматривались как одна из главных причин инфляции издержек. С другой стороны, чрезмерное налогообложение провоцировало искусственное правительственное повышение цен на некоторые товары и услуги, что приводило к неэффективному использованию ресурсов. Представители теории экономики предложения считали, что нет противоречия между целями антиинфляционной политики и стимулирования экономического роста, более того, достижения указанных целей предполагает использование одного и того же метода - полно масштабного снижения податкив.
Подоходный налог с граждан в США начал взиматься на постоянной основе с 1913 г., причем сумма необлагаемого годового дохода составила С тыс. долларов, а ставка налога составляет от 1 до 7% (последняя действовала по доходам, превышающим 500 тыс. долларов). Поэтому уплата подоходного налога касалась около 1% населения. Во время Первой мировой войны произошел "взлет" налогов, максимальная ставка составляла 77%. В 1928 г. ее уровень был снижен до 25%, а в 1938 г. она составляла 78%. Рекордно высокая предельная ставка налогообложения доходов - 94% - пришлась на последние годы Второй мировой войны и была сохранена на таком уровне на протяжении 50-х pp.
В ходе налоговых реформ 1962-1964 pp. максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 91 до 70%, а налога на прибыль корпораций - с 52 до 48%. Реформы Кеннеди - Джонсона осуществлялись согласно кейнсианской концепции наращивания спроса: снижение налогов на доходы корпораций было стимулировать инвестиционный спрос, а снижение налогообложения личных доходов - потребительский. Интересно, что реформирование не выявило устойчивой зависимости между уменьшением налогов и расширением налоговых поступлений в бюджет, признал и сам А. Лаффер.
Теории монетаризма и экономики предложения, которые дополняют друг друга, однако имеют существенные отличия, приведены в табл. 12.6.
В рамках сепплай-сайд экономико инфляция рассматривалась как результат роста расходов. Причиной последнего считалось снижение темпов накопления в частном секторе из-за высоких налогов. Впоследствии представители экономики предложения признали, что рост денежной массы также дает импульс инфляционному процесса, превращается в перманентный "благодаря" системе налогов, которая искажает относительные цены. Постепенно в работах сепплай-Сайдер стали звучать монетаристские мотивы, а снижение налогов с основной меры антиинфляционной политики превратилось в способ "нейтрализовать" негативные последствия кредитно-денежной рестрикции. Сторонники экономики предложения идейно сблизились с монетаристами и признали, что долгосрочная инфляция может быть преодолена только посредством ограничения предложения денежной массы, а бюджетные и налоговые меры, направленные на стимулирование роста производства, будут умеренным вкладом в ослабление инфляции. Однако большинство сепплайсайдерив не верит в возможность жесткого контроля за денежной массой через наличие многих альтернативных форм финансовых активов, выполняющие функции денег; финансовых нововведений, позволяющих повышать эффективность денежного обращения; нестабильность спроса на различные компоненты денежной маси.
Идея о том, что снижение налоговых ставок приводит к росту государственных доходов, играет решающую роль в теории пропозиции.
Теория и практическая реализация экономики предложения определила экономическую политику и идеологию правительства Р. Рейгана в США и содержание так называемой "рейганомики" 80-х pp. XX ст. Взгляды на приоритетное значение рыночных механизмов, стимулирования частной инициативы, либерализацию налогообложения, признание неэффективности социальных программ, ограничение вмешательства государства в экономические процессы сыграли значительную роль в экономике и политике. В середине 80-х pp. в экономике США произошли позитивные сдвиги: стабилизировался уровень безработицы, снизились инфляция и процентные ставки, продолжалась структурная перестройка экономики, более устойчивыми стали темпы экономического роста. Результаты реализации установок экономики предложения и монетаризма, выразившиеся в концепции "рейганомики", выглядели более положительными, чем; отрицательными. Однако были эти изменения следствием внедрения рекомендаций исключительно теории предложения, или совокупности неоконсервативных концепций, или даже продолжение регулирования спроса - вопрос остается видкритим.
Основой экономического реформирования в США во времена правления Р. Рейгана - "рейганомики" - стало проведение налоговой реформы, направленной на ослабление налогового бремени корпораций: снижение ставок налогов на прибыль, проведение политики ускоренной амортизации и введение налоговых льгот по реинвестирования капитала. Также одним из ее задач было увеличение сбережений и инвестирования категорий населения со средними и высокими доходами и, следовательно, повышения национальной нормы накопления. В 1981-1986 pp. осуществлялись мероприятия, которые предусматривали снижение максимальных значений налоговых ставок и повышение минимального уровня необлагаемого дохода, что привело к ослаблению прогрессивного характера налоговой системы. В 1986 p., Например, был снижен предельную ставку налога на прибыль корпораций до 34% и отменен часть налоговых льгот. Реформирование налогообложения доходов физических лиц выглядело так: вместо 14 ставок, прогрессивно повышались от 11 до 50% было установлено две - 15 и 28% (отметим, что уже в 1993 г. прогрессивность налогов на доходы физических лиц повысилась - было введено пять новых ставок налогов от 15 до 39,6%). Вместе с тем правления президента Р. Рейгана ознаменовалось ростом дефицита госбюджета в несколько раз, необходимость борьбы с которым снижала возможности соблюдения принципов экономики предложения. Именно значительный бюджетный дефицит стал причиной пересмотра позиций сторонников экономики предложения. Сначала они считали, что дефицит бюджета, даже если он возник в результате уменьшения налогообложения, является побочным и временным явлением. Руководство сепплай-Сайдер по снижению налогов определялись задачей стимулирования активности экономических субъектов, а не достижение сбалансированного бюджета. Ситуация, когда вместе со снижением налогов дефицит государственного бюджета растет, не укладывалась в схему представителей экономики предложения. Поэтому возникла необходимость сокращения расходов госбюджета, а впоследствии повышение ставок косвенных налогов уже не с целью стимулирования активности экономических субъектов, а чтобы уменьшить бюджетный дефицит. С другой стороны, динамика нормы сбережений является важнейшим показателем для сепплай-Бостон, показывает, что норма частных чистых сбережений повысилась незначительно, а норма сбережений населения практически не зминилася.
12.3.2. Монетаризм М. Фридмена как господствующая теория неоконсерватизма | 12.3.4. Теория рациональных ожиданий и " новая классическая макроэкономика" |