13.1.3. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса
Методология исследования Дж. Коммонса характеризуется утверждением] о примате права над экономикой. Юридические процедуры он считал единственно эф-| ными для налаживания социального мира и погашения конфликтов в обществе. В работе "Правовые основы капитализма" Дж. Коммонс отметил, что, по его мнению, общество является системой юридических норм и правовых институтов. Он отрицал существование классов и признавал наличие лишь "профессиональных групп, которые могут сотрудничать путем осуществления государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами" коллективных институтов ".Дж. Коммонс считал, что именно через юридическую процедуру, через суды регулируются экономические отношения в обществе. Такой подход ярко проявляется Джон Роджерс Коммонс (1862-1945) - известный американский экономист, один из главных представителей раннего институционализма - был потомком древнего рода из Среднего Запада, сыном квакера. Учился в ряде университетов США, должность профессора получил в университете штата Индиана, работал сначала преподавателем, а затем перешел на практическую работу в промышленной комиссии. Дж. Коммонс вернулся к преподавательской работе в Висконсинском университете и к плодотворной научной дияльности.
Дж. Коммонс представлял социально-правовой разновидность институционализма, и поэтому был тесно вязаный с американскими профсоюзами, служил юридическим и экономическим консультантом Американской федерации труда. Для его взглядов было характерно утверждение о примате права над экономикой. Систему своих экономических взглядов он изложил в работах "Распределение богатства" (1893), "Правовые основы капитализма" (1924 ), "Институциональная экономика, ее место в политической экономии" (1934), "Экономическая теория коллективных действий" (издана посмертно в 1950 p.).
Дж. Коммонса связывала с Т. Вебленом общая основа теоретических взглядов, которая заключалась в том, что они оба предпочитали анализа внеэкономических факторов общественного развития. Однако, в отличие от Т. Веблена, который приоритетным считал психологические и биологические факторы, Дж. Коммонс на первое место вынес анализ юридически-правовых институтов, став лидером социально-правового институционализма .
Еще одна особенность Дж. Коммонса, как экономиста-теоретика заключалась в том, что свою систему теоретических взглядов он тесно связывал с их реализацией в практической деятельности. Наряду с преподавательской и научно-исследовательской работой Дж. Коммонс поддерживал широкие свя Обязанности с профсоюзами, работал экономическим и юридическим консультантом Американской федерации труда. Он активно сотрудничал с администрацией президента Ф.Д. Рузвельта. При осуществлении в США "Нового курса" Дж. Коммонс активно участвовал в разработке ряда законопроектов, в частности принятого в 1935 г . Акта о социальной защищенности, заложивший основы современной системы пенсионного обеспечения в США.
Связь научной работы Дж. Коммонса с развитием американского рабочего движения проявлялся и в том, что по его инициативе и при непосредственном участии была написана четырехтомная "История труда в Соединенных Штатах "(1918 - 1919). Дж. Коммонс совершил глубокий анализ таких коллективных институтов, как семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, государство и др.. Он изучал историю возникновения профсоюзов и объединений предпринимателей, исследовал роль различных коллективных институтов и их влияние на усиление экономической борьбы рабочего класса, на развитие профсоюзного движения в США.
Бесспорно, внимание Дж. Коммонса в важных социально-экономических проблем, к обострению противоречий и социальных конфликтов, а особенно, к путям их решения имела важное научное значение и реальные практические последствия. Отрицая марксистскую теорию классовой борьбы, Дж. Коммонс, по его словам, пытался "сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения", Дж. Коммонс рассматривал договор как исходную экономическую категорию. Она означает принятие обеими сторонами конкретного обязательства.
Соглашения он разделял:
на рыночные (акты купли-продажи и контроль за этим со стороны суда)
административные (отношения между руководителями и их подчиненными)
распределительные (решение корпорации цены, регулирование цен со стороны правительства, госбюджет, налоговой системы).
Каждая сделка содержит три элемента:
конфликт, то есть столкновение интересов участников сделки;
взаимозависимость и взаимосвязь интересов участников конфликта;
процедуру, т.е. порядок разрешения конфликта и заключения угоди.
Дж. Коммонс считал, что с помощью соглашения практически возможно решение любого конфликта мирным путем. Соглашение, есть юридический акт понимания, рассматривалась Дж. Коммонсом как центральный элемент экономических отношений, объективно отражало особенности американского права, которые заключались в наличии в стране только общего права и в отсутствии соответствующих кодексов законов. Такое положение приводило к тому, что часто возникала потребность рассмотрения конкретных дел в судебном порядке, а решения судебных органов, особенно Верховного суда США, приобретали обов ' Обязательным силы для аналогичных дел. Дж. Коммонс, занимаясь по роду практической деятельности юридическими проблемами и решением в судебном порядке разнообразных конфликтов, был свидетелем того, что суды выступали толкователями права, и, таким образом, практически утверждался в мысли о том, что экономические отношения регулируются через суды и юридическую процедуру.
Дж. Коммонс считал, что именно соглашением определяется ценность благ, именно судебные решения устанавливают "разумную стоимость", а политическая экономия - это наука, изучающая процессы, которые ведут к установлению "разумной стоимости" . "Стоимость является оценка будущего дохода, предоставленной сейчас" 1, - определял Дж. Коммонс, учитывая, что с развитием кредита изменяется природа стоимости соответствии с соглашением в будущем выполнить предыдущие обязательства. Кроме того, в случае конфликта при установлении стоимости товара приходится обращаться в суд. Отсюда Дж. Коммонс делает вывод, что установление "разумной стоимости" связано не с экономическими, а с юридическими видносинами.
Идея социального мира, пронизывающей всю научную деятельность Дж. Коммонса, доминирует в предложенной им периодизации капитализма. Дж. Коммонс выделяет четыре стадии развития капитализма:
первоначальная стадия капитализма - торговый капитализм, которая зминюеться
предпринимательской стадией, по которой наступае
финансовый (банковский) капитализм и, наконец,
административный капитализм.
Уже на стадии банковского капитализма возникают крупные ассоциации предпринимателей и профсоюзы, способные отстаивать интересы своих членов. Так зарождаются основы "гармонии интересов". На стадии административного капитализма специальные правительственные комиссии выступают верховными арбитрами при заключении соглашений между "коллективными институтами" (объединениями работодателей и работников). Но вместе с тем Дж. Коммонс не учитывал того, что правительственные комиссии могут оказаться не беспристрастными арбитрами, а активными политическими игроками.
13.1.2. Социально-психологический ( технологический) институционализм Т. Веблена | 13.1.4. Конъюнктурно-статистический , или эмпирический , институционализм В. Митчелла |