13.1.2. Социально-психологический ( технологический) институционализм Т. Веблена
Основателем американского институционализма, который оказал определяющее влияние на все течения, был Торстейн Веблен (1857-1929). Как отметил Б. Селигмен, "экономическая теория, скорее всеобъемлющее социальное учение Веблена проникнуто протестом против господствующих канонов мышления, и поэтому она всегда будет привлекать внимание мыслящих людей".Книги Т. Веблена, особенно первого периода его творческой деятельности, имели скрытый, а порой и явный полемический характер с экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Важнейшим принципом, выдвинутым Т. Вебленом, был эволюционный подход к анализу. Он выступил против замыкания неоклассиков в пределах абстрактных схем и "состояния равновесия" как "нормального" положения экономики. Т. Веблен подчеркивал огромное значение теории Дарвина для обоснования принципа эволюционного изменения и развития социально-экономической жизни суспильства.
Экономические явления Т. Веблен выводил из общественной психологии, рассматривая человека как биосоциального существа, которая руководствуется естественными инстинктами.
Родители Т. Веблена, Томас Веблен и его жена Кэрри, эмигрировали из Норвегии в США в конце 40-х pp. XIX в. Некоторое время Томас Веблен был рабочим на фабрике, потом - плотником, а сэкономив определенную сумму денег, купил ферму и обосновался в норвежском поселении Като, графство Ма-нитовок штата Висконсин. Именно здесь родился шестой ребенок в семье Вебленив - Торстейн Бунде Веблен (1857-1929). Образ жизни семьи полностью подчинялся традициям норвежских земледельцев: дом из бревен с достроенным помещением для скота, домашнее изготовление основных продуктов питания (кофе и сахар - недоступная роскошь), простую одежду, тоже изготовлен дома. В 1865 p., Когда Торстейну было восемь лет, семья переехала в городок Упллинг, где отец Веблена первым в округе купил для своей фермы молотилку, посадил фруктовый сад, занялся пчеловодством. В 1874 г., в возрасте семнадцати лет, Торстейн поступает в Карлтонского колледжа в Нортфилд. Колледж был религиозного направления, воспитывал миссионеров. Чтобы не платить за содержание детей, отец Торстейн купил небольшой надел земли, граничил с территорией колледжа, построил на нем домик, куда регулярно доставлялись продукты с фермы. Такое обособление, домотканый одежда и отсутствие городских манер в поведении вызвали презрительное отношение к детям Вебленив со стороны одноклассников. В колледже Т. Веблен провел шесть лет. Преподаватели не любили его через высокомерие и замкнутость. Исключение профессор политэкономии Джон Кларк, который уделял своему ученику больше внимания и советовал ему заниматься научными исследованиями. С рефератов Т. Веблена видно, что ему был чужим мир промышленных и финансовых магнатов Америки конца XIX в. Получив благодаря] выдающимся способностям высшее образование (Йельский университет), он так и не стал своим в академическом мире - официальная наука не признавала Т. Веблена, который обнаружил подавляющее неприязнь к капитализму, его обычаев и культа общест-: шей. Получив степень доктора философии Йельского университета, Т. Веблен большую часть жизни провел в суровой борьбе за хлеб насущный и все время боролся за то, чтобы завоевать полную свободу для выявления собственных позиций в науке. Часто меняя колледжи и университеты, в которых излагал, все же Т. Веблен открывал для себя такие пространства мышления, которые не только йоге пугали, но и захватывали. С 1900 г. Веблен - младший профессор экономик Чикагского университета. Был также профессором Стэнфордского и Миссу-рийской университетов. В начале 20-х p. T. Веблен переходит к Новой школы социальных дослиджень.
Т. Веблен не выдал ни одного учебного курса, но вошел в историю автор ряда фундаментальных трудов, принесших ему мировую славу. Крупнейшими среди них являются: "Теория праздного класса" (1899), "Теория] делового предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития] технологии производства" (1914), "Место науки в современной цивилизации и другие очерки" ( 1919), "Крупные предприниматели и простой человек" (1919), "Инженеры и система ценностей" (1921), "Абсентеистська собственность и предпринимательство в новое время" (1923). Умер Т. Веблен в бедности 3 августа 1929 p., Вблизи Менло-Парка, штат Калифорния за три неполных месяца до начала биржевого краха 24 октября 1929 - "черного четверга", от которого ведет отсчет Великая депрессия, которая во многом подтвердила социальный критицизм его теорий.
стороны человеческой деятельности. Т. Веблен писал, что "предметом экономической науки является изучение поведения человека относительно материальных средств существования и исследования истории материальной цивилизации".
Неоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной машины, которая мгновенно оценивает полезность того или иного блага с целью макси-мизуваты общий эффект от использования имеющихся запасов ресурсов. Однако, по мнению Т. Веблена, экономическое поведение людей имеет сложный, часто иррациональный характер, ибо человек - не "машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания". На поведении людей сказываются, например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса и другие врожденные и приобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанных на принципах утилитаризма и гедонизма. Именно такие рассуждения Т. Веблен использовал, в частности, в полемике против одного из неоклассиков, своего учителя - Джона Бейтса Кларка.
Важное место в теоретической системе Т. Веблена играют природные инстинкты, к которым он как основоположник институционализма относит:
инстинкт мастерства ("склонность к эффективным действиям")
инстинкт самосохранения и сохранения рода ("отцовские чувства")
склонность к соперничеству;
склонность к подражанию;
склонность к пустой цикавости.
Различные комбинации этих инстинктов составляют социальные привычки. При этом первые три инстинкты Т. Веблен рассматривал как положительные, которые совпадают с интересами суспильства.
Так, частная собственность появляется в его трудах как следствие человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и "традиционной основой уважения". Сложнее психологическую подоплеку свойственно категории завистливое сравнение, играет в системе Т. Веблена чрезвычайно важную роль. С помощью этой категории Т. Веблен интерпретирует такие экономические явления, как склонность людей к престижному потреблению, а также к накоплению капитала: на другом капитала испытывает зависть к большему капиталиста и стремится догнать его. После достижения же желаемого уровня проявляется стремление перегнать других, и тем самым превзойти конкурентив.
Одновременно Т. Веблен подчеркивал, что экономическое поведение людей имеет сложный, противоречивый и даже иррациональный характер, а потому поведение нельзя сводить к экономическим моделям, как это делают неокласии ки. Необходимо учитывать психологическую мотивацию всесторонней деятельности человека. Он считал, что "эволюция социальной структуры", а по сути общественно-экономическое развитие реализуется как осуществление прогресса "естественного отбора" различных институтов. "Жизнь людей в обществе, - писал Веблен - так же как и жизнь других видов, является борьбой за существование и, таким образом, представляет собой процесс отбора и приспособления. Эволюция социальной структуры является процессом естественного отбора институтов. Прогресс, происходил и происходит в человеческих институтах и человеческом характере может быть, вообще говоря, сведен к мышлению и к процессу принудительного приспособления к внешней среде, которое постоянно меняется с развитием общества и с изменением институтов, при которых живут люди.
Понятие институт, по Т. Верленом, - это общность сознания, первый способ, присущ соответствующим группам людей, который обусловлен традициями, обычаями, которые формируются в процессе исторического развития, - все то, что приобретает оформление в профессии человека, морально-правовых нормах, государственных учреждениях, а также в самом характере государства . Согласно Т. Вебленом институты, или "принятую в определенное время систему общественной жизни", определяют непосредственные цели, которые подчиняют поведение людей. Но благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институте! находится в гармонии с конечными целями, вытекающих из инстинктив.
Наряду с институтами, другим важнейшим фактором, который тре учитывать при изучении институтов, Т. Веблен считал технику, технологию, влияние которой на эволюцию институтов становится доминирующим на стадии машинного производства. Итак, в методологии Т. Веблена имеющиеся элементы историзма хотя ему свойственно много технократических свойств: институты изменений ются том, что на них влияет человеческая психология - это с одной стороны, сплошной поток технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-то нократична концепция составила основу дальнейшей разработки представитель мы позднего институционализма современных теорий стадий экономического роста, индустриальной, постиндустриальной и технотронной цивилизаций.
Центральное место в произведениях Веблена занимает его учение о "бездействующий (разрешительный) класс", к образованию которого он также подходил исторически.
На ранних стадиях люди жили в условиях сотрудничества, когда, как считал Т. Веблен, не было собственности, обмена, механизма цен. Позже, когда был накоплен избыток материальных благ, вийськовоначальникы и жрецы решили править другими людьми. Так начался процесс формирования "праздного класса", а вместе с ним переход от дикости к варварства.
Согласно тому, как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, в основе которой были насилие и обман.
В последующие же исторические эпохи, как писал Веблен, закоренелые варварские привычки лишь скрывались под маской мирных форм поведения. Общественная иерархия окончательно установилась с "праздным классом" на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками отличия стало выставленное напоказ безделье и потребление, рассчитанное на демонстрацию богатства ("демонстративное расточительство").
Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши. Товары начали цениться не за их полезными свойствами, а по тому, насколько владение ими отличает человека от его ближних (эффект "завистливого сравнения"). Чем марнотратнишою становилась определенное лицо, тем выше поднимался его престиж. Высшие почести предоставлялись тем, кто благодаря контролю над собственностью получил от производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. Таким образом, согласно концепции Т. Веблена, "отношение праздного (т.е. непроизводственного) класса к экономическому процессу является денежным отношением ... Обычаи мирового бизнеса сложились под направляющим и избирательным действием законов или хищничества паразитизма. Это обычаи собственности, производные, более или менее отдаленные от древней хищнической культуры ".
Учение о" бездействует класс "совместно с методологией технократизма лежит в основе вебленивской концепции индустриальной системы. Согласно этой теории, капитализм (по терминологии Т. Веблена" денежное хозяйство ") эволюционирует таким образом, что проходит две стадии развития:
стадию господства предпринимателя, когда власть и собственность принадлежит предпринимателю;
стадию господства финансов, когда господствующей силой становится финансист. Для этой стадии развития особенно характерна дихотомия, то есть противостояние, что проявляется в противоречии между индустрией и бизнесом, интересы которых совершенно ризни.
К индустрии Т. Веблен относил сферу материального производства, основанная на машинном производстве, а также предпринимателей, инженерно-технический персонал, менеджеров и рабочих. Все эти слои Т. Веблен считал носителями общественного прогресса, заинтересованными в повышении эффективности виробництва.
Самой группой общества Т. Веблен считал инженерно-техническую интеллигенцию, которую он противопоставлял бизнесменам, которых относил к "праздного класса". Т. Веблен остро критиковал этот класс крупных финансовых магнатов, паразитический образ жизни рантье, занятых только финансовой деятельностью. Он обличал бизнесменов, стремящихся лишь "как можно большей прибыли", в то время, когда главной целью инженеров является забота о развитии промышленности. Т. Веблен отмечал, что "капитаны финансов, заняты делами бизнеса , далеко ушли от реального производства, они все меньше доверяли техническим специалистам, которых не понимали, но без которых не могли обойтись ". Ал до праздного класса Т. Веблен относил лишь крупнейших финансовых ма Гнатив. Мелких и средних предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже (с известными оговорками) причислял к продуктивному класу.
Важнейшим итогом теоретической деятельности Т. Веблена стало его учение о "абсентеистську собственность" как таковую, что ощутимо и принадлежит бизнесменам. Соответственно этому и "бездействует класс" Т. Веблен расценивал как такой, которому присущи:
во-первых, корыстолюбие на основе особой "абсентеистськои" формы частной собственности, а не производство,
во-вторых, эксплуатация, а не полезность для общества. "Финансовые слои, - отмечает Т. Веблен, - имеют определенную заинтересованность в приспособлении финансовых институтов ... Отсюда более или менее последовательное стремление праздного класса направлять развитие институтов по тому пути, который соответствовал бы денежным целям, которые формируют экономическую жизнь праздного класса ".
Если на стадии господства предпринимателей прибыль была закономерным результатом их производственной деятельности, то в условиях денежного хозяйства начала XX ст. главным средством получения прибыли стал кредит. Именно с помощью кредита бизнесмены (представители "праздного класса") присваивают акции, облигации, другие фиктивные ценности, получая крупные спекулятивные доходы. Как результат - непомерно расширяется рынок ценных бумаг, рост размеров "абсентеистськои собственности" во много раз превышает стоимость материальных активов корпораций. "Абсентеистську собственность" Т. Веблен противопоставлял собственности капиталиста, который принимает непосредственное участие в управлении своим предприятием и общественно обладает полезной нормой собственности. "Абсентеистську собственность" Т. Веблен рассматривал как основу существования "праздного класса" и основу противоречия между индустрией и бизнесом, обостряется и перерастает в глубокий конфликт.
Но, критикуя паразитизм крупного бизнеса, Веблен не воспринял марксистскую теорию классовой борьбы и революционного установления диктатуры пролетариата. Он глубоко уважал К. Маркса, о чем неоднократно говорил, однако не разделял марксистское учение о резервную армию труда как результат накопления капитала, теорию стоимости Маркса.
Дальнейшее развитие общества Т. Веблен видел в осуществлении реформ в ходе его эволюционного развития на основе непрерывного научно-технического прогресса и возрастающей роли инженерно-технической интеллигенции. По мнению Т. Веблена, основную роль в будущих преобразованиях призваны сыграть инженеры-технократы (лица, идущие к власти на основании глубокого знания современной техники). Согласно представлениям Т. Веблена, участие в создании передовых производственных сил, формирование высокоэффективной технологии рождает у технократов стремление к политическому доминування.
Наблюдая противоречие между интересами бизнеса и развитием индустрии, инженеры проникаются ненавистью к финансистам. Правда, "бездействует класс" стремится к подкупу инженеров, предоставляет им материальные блага, повышает их доходы. Часть инженерно-технического персонала, особенно среди лиц старшего поколения, проникается духом стяжательства, корыстолюбия, но большинство молодых инженеров не идет на сделку с бизнесменами, поскольку интересы научно-технического прогресса для них важнее личное збагачення.
Т. Веблен предвидел, что в будущем произойдет забастовка инженеров, приведет к "паралича старого порядка" и установления "нового порядка". Паралич экономики заставит "бездействует класс" отступить, а власть перейдет к инженерно-технической интеллигенции - технократов, которые начнут преобразования индустриальной системы на новых началах. Веблен утверждает, что достаточно объект объединиться незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы "бездействует класс" добровольно отказался от власти. Индустриальная система, по замыслу Т. Веблена, служить не интересам "абсентеистських владельцев", то есть монополистов, а интересам всего общества. Таким
13.1.1. Сущность , идейно-теоретические и методологические принципы институционализма | 13.1.3. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса |