ТЕМА 6. Хозяйство ведущих стран мира в межвоенный период

Экономические последствия Первой мировой войны для отдельных стран. Версальская система. Планы Дауэса и Юнга. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг Варианты выхода из неи
Особенности исторического развития Германии, поставили ее в конце XIX - начале XX в. в условия борьбы с Англией за лидерство в Европе и мире, были причиной Первой мировой войны, в которой Германия потерпела поражение. За годы войны Германия потеряла погибшими 1,8 млн чел., 1,5 млн - ранеными, 900 тыс. погибли в результате эпидемий и голода. В стране царил экономический хаос, материальные ресурсы были почти исчерпаны, резко упала производительность труда. Сравнению с 1913 г. объем промышленного производства сократился на 43%. Была подорвана и финансовая система, ведь только прямые военные расходы составляли 150 млрд золотых марок. К тому же по решению Парижской конференции Германия должна была, кроме значительных территориальных уступок, еще и оплатить значительные репарации странам-переможницям.
Несколько лучшим было положение стран-победительниц, которые получили возможность частично компенсировать военные расходы за счет побежденных стран. Однако потери каждой из них в войне были также чрезвычайно большими. Так, война довольно болезненно ударил по экономике Англии, которая в годы войны потеряла около 750 тыс. чел. убитыми и 1,7 млн чел. ранеными, а также около трети национального богатства. Была уничтожена большая часть военного флота и 40% торгового, выпуск промышленной продукции упал на 20%. Резко ухудшилось состояние внешней торговли, чрезвычайно возрос дефицит торгового баланса. Общие расходы на войну составили более 10 млрд фунтов стерлингов, налоги за годы войны выросли в 6 раз. Однако налоги покрыли менее трети военных расходов, остальные средства поступила за счет внутренних и внешних займов, что привело к росту государственного долга. Внутренний долг Англии вырос более чем в 10 раз, а внешний - почти в 1,4 раза, из которых более 70% приходилось на США. Таким образом, Англия с кредитора превратилась в должника американских банков и по потере промышленной монополии начинает терять и свою финансовую преимущество, уступая США.
Довольно существенно влияет на экономику Англии и выпадения России из системы капитализма, ведь это лишило Англию одного из крупнейших внешних рынков, а также емкого рынка капиталив.
Чрезвычайно сильно пострадала от войны Франция. Она потеряла погибшими 1300000 чел., 750 тыс. чел. остались инвалидами. На территории Франции в течение войны велись боевые действия, десять департаментов, наиболее промышленно развитых, были опустошены войной. Из строя выведено 6 тыс. км железнодорожных и 52 тыс. шоссейных дорог, разрушено 550 тыс. жилых домов и около 23 тыс. фабрик, заводов и шахт, погибла половина торгового флота. Общие убытки оценивались в 134 млрд зол. франков. Финансы Франции были взорваны, из страны-кредитора она превратилась в страну-должника, государственный долг Франции в 1920 г. составлял 300 млрд франкив.
Что касается США, то Первая мировая война стимулировала их экономическое развитие. Военные действия не велись на их территории, США вступили в войну только в апреле 1917 г., а потому человеческие потери не превышали 50 тыс. убитыми и 230 тыс. пораненими.
США выступили главным поставщиком военных материалов, продовольствия и сырья для воюющих государств, стоимость американского экспорта за годы войны увеличилась более чем втрое. К началу 20-х годов США давали почти половину мировой добычи угля, около 3/5 мирового производства чугуна и стали, 2/3 мировой добычи нефти, 85% мирового выпуска автомобилей. Меняется и финансовый статус США: они превращаются в основного кредитора европейских государств, а Нью-Йорк становится мировым финансовым центром. Война позволила США основные мировые рынки сбыта и источники сырья. Война ускорила процесс концентрации промышленного капитала: к началу 20-х годов более половины индустриальных рабочих и более 2/3 промышленного производства было сконцентрировано в руках крупнейших монополий. Таким образом, важнейшим итогом развития США в 1914-1919 годах было дальнейшее увеличение их экономической мощи, усиление их позиций в мировой экономике, закрепление за ними положения самой могущественной державы свиту.
Межвоенное двадцатилетие (1919-1939 гг) можно назвать самым нестабильным периодом мировой истории как с точки зрения экономического, так и социально-политического положения. Условно этот период можно разделить на этапы: 1919-1921 гг - послевоенный кризисное состояние; 1922-1928 гг - относительно стабильное экономическое развитие; 1929-1933 гг - мировой экономический кризис; 1934-1939 гг - этап постепенной ликвидации последствий экономического кризиса и предвоенной экономической конъюнктуры.
Первый этап определяется крайне нестабильными показателями экономического положения стран, которые еще ухудшились весной 1920 г., в результате послевоенной кризиса продолжалась вплоть до 1922 г. Она охватила все страны, а особенно Великобританию, США и Японию. Причина кризиса заключалась в качественных изменениях, произошедших в экономике стран под влиянием научно-технической революции конца XIX - начала XX в. и длительной войне, в которую были втянуты многие страны мира. Важнейшим результатом НТР и периода военной экономики стало выдвижение на первые позиции отраслей тяжелой промышленности, преобладание в структуре народного хозяйства крупных предприятий, усиление монополизации и государственного вмешательства в економику.
Не менее сложным и нестабильным был этот период и с точки зрения социально-политической. Октябрьская революция в России совершила детонирующий влияние на политическую ситуацию в странах юго-восточной Европы и в Финляндии, странах Азии; революционная ситуация в Германии усугубляла экономические проблемы. А к тому же Версальско-Вашингтонская система послевоенного мира, которая, по мнению ее создателей, должна была определить пути экономического и политического развития европейских стран, не уменьшила противоречия между ними.
По этому поводу следует обратить внимание на взаимоотношения между Германией и Францией и Англией, как побежденной и победителей. Большинство положений Версальского мирного соглашения, подписанного 28 июня 1919 державами-победительницами (США, Британская империя, Франция, Италия, Япония, Бельгия и др.)., С одной стороны, и побежденной Германией, с другой, чрезвычайно уязвимо отразились на экономике последней .
По Версальскому договору территория Германии сократилась по сравнению с 1914 г. на 1/8, а население - на 1/10. Условия соглашения предусматривали возвращение Германией провинций Эльзас и Лотарингия Франции, округов Мальмеди и Эйпен - Бельгии Познань, часть Поморья и Восточной Пруссии передавались Польше, вновь возникла на карте Европы. Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом, Мемель (Клайпеда) передавался под протекторат Лиги Наций (с 1923 г. - Литве). По решению плебисцита часть Шлезвигу перешла к Дании (1920 г.), часть Верхней Силезии - к Польше (1922 г.).
В качестве компенсации за разрушенные угольные копи северной Франции и в счет репараций, Франции передается в пользование Саарский угольный бассейн сроком на 15 лет. К тому же демилитаризации подлежала Рейнская область Нимеччини.
Германия потеряла также все свои колонии общей площадью 3 млн км2 с населением 13 млн чел., Которые были переделен между державами-победительницами. Потеря этих территорий существенно сужала площадь производственных и сырьевых возможностей Нимеччини.
По Версальскому договору Германия лишалась военно-морского флота, армия ограничивалась 100 тыс. чел. с 4-тысячным офицерским корпусом. Существенному сокращению подлежало производство вооружения и военных материалов. Из состава германских вооруженных сил полностью исключались военная авиация и подводный флот. Запрещался также выпуск танков, военных кораблей, ядовитых и других газив.
Согласно Версальского договора Германия должна была также возместить убытки, которые понесли страны-победительницы, в виде репараций. Система репараций (позже определена в размере 132 млрд золотых марок), экономические и финансовые обязательства включали выплаты в золоте и товарах, поставки различного оборудования, угля, скота, строительных и химических материалов, содержание оккупационных войск, установления наиболее благоприятного режима для судоходства и торговли со странами союзных держав.
Итак, условия Версальского соглашения объективно сужали сырьевую базу Германии и ухудшали условия развития отраслей тяжелой индустрии вообще. Ведь положения о демилитаризации не только лишало Германию современной армии, флота, воздушных сил, но и (и это важнее) требовало резкого сокращения объемов производства в отраслях тяжелой индустрии, которая традиционно была направлена на военно-промышленный потенциал и почти полностью зависела от государственных военных заказов . Значительную роль в ухудшении экономической ситуации в послевоенной Германии сыграла также необходимость уплаты репарационных выплат странам-переможницям.
В то же время определенные условия Версальского соглашения чрезвычайно благоприятно повлияли на экономику Франции, на усиление ее экономического потенциала, сырьевой базы и материального потенциала тяжелой индустрии, что позволило Франции, первой среди воюющих, преодолеть последствия войны и выйти на довоенный уровень (1925 г.).
Чрезвычайно тяжелая ситуация в экономике Германии, снижение объемов промышленного производства в послевоенные годы, демилитаризация, растущая безработица сопровождались растущими инфляционными явлениями. Дошло до того, что заработная плата выплачивалась дважды в день: днем и вечером, чтобы люди могли как-то использовать заработанные деньги и успеть хоть что-нибудь купить к новому повышению цен, которое достигало в 1923 г. 50% на день.
Возрождение хозяйства Германии и необходимость выполнения решений Версальского договора требовали серьезного реформирования экономики страны. Комплекс решительных преобразований заключался в применении мероприятий как внутреннего, так и международного порядку.
Среди первых неотложных задач главным становится денежная реформа (1923 г.), в основу которой была положена идея прекращения инфляции и стабилизации валюты. Реформа началась с созданием предпринимательскими слоями автономного Эмиссионного банка. Однако, отражая, прежде всего, интересы аграриев, этот проект натолкнулся на противостояние определенных кругов промышленников. Поэтому проект подвергли корректировке и на его основе в октябре 1923 г. был создан новый Рентный банк. Его капитал состоял не из золота, а по долговым обязательствам учредителей - владельцев сельскохозяйственных земель, промышленников, торговцев и владельцев банков. Долговые обязательства обсчитывались в золотых марках, но обеспечивались закладными листами и облигациями в 4%-й стоимости их пидприемств.
Капитал банка составлял 3,2 млрд марок, из которых 1200000000 кредитовались государству для покрытия его задолженности Рейхсбанка и сбалансированности бюджета. Еще 1,2 млрд передавались Рейхсбанка для кредитования частнохозяйственный оборота и, наконец, 800 млн марок оставались в резерви.
С ноября 1923 г. начала выпускать рентные марки (одна рентная марка равнялась 1 триллиона бумажных марок). Стабилизация валюты позволила довольно быстро упорядочить бюджет и в течение 1924 г. даже достичь определенного превышения поступлений над видатками.
В августе 1924 г. реформа была завершена изъятием из обращения рентных марок. Рентный банк прекратил свое существование, а функции его были переданы реорганизованном Рейхсбанка, который выпустил новые банкноты обеспечивались золотом и золотыми девизами на 40% и должны были обмениваться на золото. Реорганизован Рейхсбанк в отличие от того, который существовал раньше и находился под контролем государства, становился банком незалежним.
Однако важнейшую роль в восстановлении немецкой промышленности и народного хозяйства в целом сыграл так называемый план Дауэса. В августе 1924 г. на Лондонской конференции стран-победительниц была принята программа ослабление условий уплаты репараций, разработанная международным комитетом экспертов во главе с чикагским банкиром Ч.Дауэса. Именно эта программа получила название репарационного плана Дауэса. Согласно плану, который вступил в силу 1 сентября 1924 г., репарационные платежи устанавливались в размере от 1 до 1,75 млрд зол. марок в год в течение первых пяти лет действия плана, и по 2,5 млрд зол. марок в год в последующие годы. Источником выплат должен был стать специальный репарационный фонд, который должен формироваться за счет таможенных пошлин (50%), увеличение косвенных налогов и специального репарационного налога, устанавливаемого на доходы промышленности, торговли и транспорта (6%). Предусматривалась и помощь со стороны стран-победительниц, прежде всего США (правительства Германии было предоставлено 800 млн марок кредита, которые позволили укрепить государственный бюджет), а также открывались широкие возможности для иностранных инвестиций в немецкую промышленность, за время действия плана (1924 - 1928) достигли 21 млрд марок. Над экономикой Германии устанавливался контроль Лиги Наций.
Благодаря плану Дауэса экономика Германии уже в конце 1927 г. вышла на довоенный уровень, а в 1928 г. на 13% превысила его. В конце 1928 г. Германия ставит вопрос о пересмотре условий уплаты репараций и отмену некоторых ограничений, которые предусматривались планом Дауэса. В июне 1929 г. этот план заменено новым - планом Юнга (О. Юнг, президент электротехнического треста Моргана, один из авторов плана Дауэса, был назначен председателем комитета экспертов по репарационной проблемы. Предложенный им проект был принят за основу).
План Юнга определял окончательную сумму репараций - 113,9 млрд марок и предельный срок ее уплаты - 57 лет, по 2 млрд марок в год. Кроме того, изменялся и порядок изъятия репараций: отменялся репарационный налог, единственным источником платежей становились государственный бюджет и прибыли железных дорог; отменялся контроль над немецкой економикою.
Однако развертывания мирового экономического кризиса 1929-1933 гг фактически отменило новый репарационный план. Летом 1931 г. по предложению американского президента Г. Гувера провозглашается мораторий на ежегодную уплату репараций, а в 1932 г. пересматривается и сумма (ее устанавливают в 3 млрд марок и предоставляют отсрочку в выплате - 15 лет).
Второй этап характеризуется достаточно устойчивыми темпами экономического развития в ведущих странах мира, что позволило им не только «вылечить» военные раны, но и сделать значительный шаг на пути структурной модернизации производства. При этом наиболее высокие показатели экономического роста присущи США, в историю экономики страны этот период входит под названием «просперити», т.е. период процветания. И хотя США, как и все страны, которые воевали в Первой мировой войне, переживали послевоенный кризис на предыдущем этапе, вызванную, прежде всего, необходимостью конверсии и переводом экономики страны на «мирные рельсы», но уже в 1923 г. индекс промышленного производства в Соединенных Штатах на 42% превышал довоенный уровень. Особых успехов достигли такие отрасли промышленности, как автомобилестроение, авиационная, химическая, резиновая, производства искусственного шелка и радиоаппаратуры. Этому способствовали развитие серийного и массового производства, его специализация, типизация и стандартизация.
Успешно внедрялись в производство поточная и конвейерная системы, большое внимание уделялось рационализации процесса труда и т.д.. Также значительными, хотя и менее впечатляющими были достижения других стран - Англии, Франции, Италии, Японии и ин.
Большинство экономистов считали, что наступила эпоха «вечного» процветания, но вне их внимания оставалась ряд факторов, как, например, тот, что рядом с процветанием и ускоренным развитием новых отраслей, в некоторых старых - угольной, текстильной, судостроительной, сельском хозяйстве - наблюдался настоящий застой. Не обращалась также внимание на относительную узость внутреннего рынка и недостаточную инвестиционную активность населения, которая была обусловлена крайне неравномерным распределением доходив.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг, известная в истории как «великая депрессия», охватила почти все страны мира и отбросила их экономику на несколько десятилетий назад, иногда до уровня рубеже XIX-XX вв., Хотя влияние ее на отдельные страны был разным . Больше всего пострадали от кризиса США, но и в других странах она носила чрезвычайно жестокий и сокрушительный характер.
Споры о том, что стало причиной кризиса, в экономической литературе ведутся до сих пор. Внешне эта причина - перепроизводство или, как говорят некоторые ученые, - «перегрев» экономики, вызванный тем, что быстрые темпы роста, присущие мировой экономике в предыдущие годы, создавали многочисленные диспропорции, которые должны были быть ликвидированы. Но на вопрос, почему кризис был таким глубоким, предыдущее объяснение ответа не дает. Вполне возможно, что объяснение этого заключается, прежде всего в том, что к концу 20-х годов экономическая система стран Запада достигла такой сложности, что механизм «невидимой руки», т.е. рыночной саморегуляции, перестает действовать в полную силу, и его становится недостаточно
ТЕМА 5. Хозяйство ведущих стран мира в последней трети XIX - В НАЧАЛЕ ХХ СТ. ТЕМА 7. Хозяйство ведущих стран мира после Второй мировой войны