ТЕМА 7. Хозяйство ведущих стран мира после Второй мировой войны

Экономические последствия Второй мировой войны. План Маршала. Основные тенденции послевоенного экономического развития США, Японии, ФРГ, Франции и Англии. Экономическая интеграция и «Общий рынок». Второй этап современной НТР и структурные сдвиги в мировой економици
К новой мировой войне привели ряд причин, среди них главными следует считать забвения условий Версальского договора, всесторонняя поддержка со стороны Запада германского реваншизма и милитаризма, а также острые противоречия и соперничество между странами-лидерами. Вторая мировая война стала крупнейшей экономической катастрофой XX века. В нее были вовлечены более 70 государств и более 4/5 населения планеты. Человеческие жертвы превысили 50 млн чел.; Было уничтожено национальное богатство на 316 млрд долл.. Почти все страны-участницы вышли из войны экономически обессиленными. Разрушение затронули не только Европу, но и Северную Африку, Дальний Восток и Юго-Восточную Азию. Чрезвычайно сильно пострадал мировой транспорт: разрушены мосты, железнодорожные пути, многочисленные порты (по свидетельству историка-экономиста Ван-дер-Вее способными к эксплуатации оставались в Европе лишь Бордо и Антверпен). Не хватало и подвижного состава железных дорог, существенно сократился торговый флот.
Многочисленные жертвы, моральное и физическое истощение населения, разрушенная инфраструктура создавали чрезвычайные препятствия в деле восстановления мирового хозяйства и прежде всего Европы, жертвы которой были наибольшими. К тому же чрезвычайное упадок сельского хозяйства, обусловленный нехваткой орудий труда, сокращением поголовья скота, недостатком удобрений, уничтожением большого количества хозяйств в ходе военных действий еще более обострял ситуацию. Возрождению промышленности препятствовала также отсутствие сырья, полуфабрикатов, уничтожены транспортные связи. Оборудование большинства предприятий за годы войны устарело, некоторые заводы были разрушены или демонтированы. Промышленное производство сократилось более чем на треть по сравнению с довоенным ривнем.
За годы войны значительно упал жизненный уровень, что привело к высокой смертности населения от недоедания. Безусловно, завершение войны принесло определенные позитивные изменения, однако из-за падения уровня производительности труда и других негативных явлений (недогрузка оборудования, неэффективное использование земельных ресурсов и т.п.) бедность оставалась чрезвычайно распространенной в послевоенном свити.
Чрезвычайно негативным фактором стал подрыв национальных валют. Страны, которые воевали, финансировали свои расходы за счет увеличения количества бумажных денег и эмиссии государственных займов. Сразу после войны ситуация еще более ухудшилась, ведь страны, которые освободились от оккупации, финансировали восстановление собственного хозяйства также за счет выпуска новых денег и дополнительных займов. Все это приводило к растущим инфляционных явлений. В побежденных странах ситуация была еще хуже. Для покрытия расходов оккупации и ущерба, нанесенного войной, они применяли еще большую эмиссию, в то время как недостаток материальных благ здесь была еще более видчутною.
Только США, занимая более выгодную позицию в годы войны, сумели получить определенные выгоды. Промышленное производство здесь за эти годы удвоилось, ряд стратегических отраслей резко увеличил объемы своего производства: алюминиевая промышленность - в 6 раз, самолетостроения - в 16, производство искусственного каучука - в 400 раз и т.д.. США производили 2/3 мирового промышленного производства, обладали почти 2/3 мирового золотого запасу.
Довольно сложная ситуация в Европе, чрезвычайно медленное движение по восстановлению ее экономического потенциала делал вполне необходимым предоставление определенной помощи. Такую помощь могли оказать только США. Специально созданная при президенте комиссия, деятельность которой была направлена на анализ помощи иностранным государствам, подтвердила катастрофическое состояние западноевропейской экономики, отметила значительное снижение ее довоенного производства и высокую потребность в импорте и потерю Европой практически всех источников получения иностранной валюты. Комиссия также подтвердила существование «ножниц цен» между промышленностью и сельским хозяйством, разрушение единой системы внутренней и внешней торговли. Было очевидно, что без соответствующей помощи, которую могли оказать только США, Европа не сможет выйти из послевоенной кризи.
Но ни западноевропейским, ни американским интересам не отвечала роль США как поставщика сырья и товаров первой необходимости на благотворительных началах. Поэтому на первый план выходит программа сотрудничества, которая должна была базироваться на следующих критериях: большая самоокупаемость экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие очередного обновления технологической базы, которое началось в конце 40-х годов в США. В таких условиях США выступили своеобразным «спонсором» послевоенного восстановления Европи.
5 июня 1947 госсекретарь США Дж. Маршалл, выступив в Гарварде, представил содержание программы, направленной на восстановление и развитие Европы. Программа рассчитана на четыре года и предусматривала решение следующих задач: модернизация инфраструктуры, увеличение объемов производства (в частности в энергетике и металлургии); более равномерное размещение тяжелой индустрии (сконцентрирована традиционно в зоне Рура) рационализация производства сельского хозяйства и легкой промышленности и, наконец, обеспечение денежной и финансовой стабилизации. К услугам европейских стран предоставлялся американский экономический опыт и профессиональные експерти.
Основной принцип плана предусматривал, что Европа должна сама взять на себя инициативу его претворения в жизнь: странам, заинтересованным в объединении усилий, направленных на восстановление экономики, необходимо было выработать согласованную программу, которая бы опиралась на процесс многосторонней координации и кооперации зусиль.
С целью реализации плана в апреле 1948 г. была создана Европейская организация экономического сотрудничества, в состав которой вошло 16 стран, и координировала мероприятия по реализации плана. За четыре года действия плана Маршалла (1948-1951 гг) США оказали помощь европейским странам на сумму около 17 млрд дол. из которой около 2/3 пришлось на долю четырех ведущих европейских стран: Великобритании, Франции, Италии и ФРГ, большая часть из которых досталась именно ФРН.
Довольно интересным аспектом реализации плана Маршалла было решение вопроса об источниках финансирования отдельных элементов плану.
Все поставки были разделены на три составляющих:
предметы важнейшей жизненной необходимости - продукты питания, топливо, одежду, с условием, что ежегодный прирост ресурсов европейских стран сопровождался соответствующим сокращением американских ассигнований. В связи с тем, что большинство европейских стран была не в состоянии оплатить соответствующие поставки, большинство из них шла в виде дотаций, а собственная валюта, полученная за реализацию американских продуктов, использовалась правительствами европейских стран для сокращения дефицита бюджета (а значит, и темпов инфляции), для наращивания производства таких важных продуктов, как сталь, цемент, шахтное, энергетическое, текстильное оборудование, калийные удобрения, нефтепродукты и т.п.;
промышленное оборудование, в финансировании поставок которого преобладали международные займы;
сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части финансировались под гарантии американского правительства через специальное отделение экспортно-импортного банка США.
Таким образом, план Маршалла был прежде всего ориентирован на обеспечение «узких мест» в поставках западноевропейского производства, импорт сырья и материалов, необходимых для европейской экономики, на восстановление и обновление основного капиталу.
Но надо помнить, что условия для стран-участниц этого плана были достаточно жесткими: отказ от национализации промышленности и предоставление полной свободы частному предпринимательству, что сопровождалось заметным торможением тех отраслей западноевропейской индустрии, которые были конкурентами США, снижение тарифов на импорт американских товаров, ограничения торговли с социалистическими странами тощо.
Достаточно высокая результативность плана Маршалла вместе с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения проявилась в существенном росте выпуска продукции в базовых отраслях стран-участниц за 1948-1951 гг более чем вполовину, а по отдельным видам продукции еще больше: калийных удобрений - на 65% , стали - на 70%, цемента - на 75%, транспортных средств - на 150%, нефтепродуктов - на 200%. Прогрессивные изменения затронули и экспорт, в целом вырос на 49 пунктив.
В 40 - середине 60-х годов одним из ведущих факторов экономического подъема стал первый этап третьей научно-технической революции, связанный с развитием химии и нефтехимии (синтетические волокна и пластмассы), реактивной авиации, атомной энергетики, телевидения, производства транзисторов и ЭВМ . Утверждаются «жесткие варианты» автоматизации, полуавтоматические технологии, интенсивное расширение НИДДКР.
Целью послевоенного возрождения служила широкая система мероприятий, которая определяла содержание многих национальных экономических программ. Так, в ряде стран прошла национализация промышленности, банков, финансовых учреждений, транспорта, введен административный, а с середины 50-х годов и экономический контроль за ценами и заработной платой. Широко применялись самые разнообразные методы государственного регулирования, которое к концу 60-х достигло наивысшего уровня, государственное предпринимательство, прямое и косвенное регулирование, програмування.
Чрезвычайно важно рассмотреть национальные программы и модели экономического возрождения и послевоенного развития ведущих государств, выяснить основные тенденции и его напрямки.
США вышли из Второй мировой войны самым могущественным государством. Хотя они и понесли весьма существенные людские потери (до 500 тыс. чел.), Но материальные потери были минимальными. Промышленность в годы войны понесла чрезвычайного подъема, обусловленного переводом экономики на военные рельсы, что обеспечило не только рост инвестиций, но и повышение занятости и производительности труда. Благодаря этому национальный доход США за годы войны вырос более чем вдвое; в 1945 г. в США производилось половину мирового национального продукта. В то же время война значительно ослабила основных экономических соперников США: Германия и Япония потерпели поражение и не могли соперничать с США за рынки сбыта и сырья, их промышленный потенциал был обескровлен и почти уничтожен, а союзники - Франция и Англия, хотя и победили в войне , но попали в финансово-экономическую зависимость от США.
Сразу после войны США сумели быстро и эффективно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции: к середине 1947 г. переход был фактически завершен, чему способствовали ряд государственных мероприятий, среди которых следует отметить программы реконструкции для солдат, вернувшихся с фронта, рост частного потребления, ускоренное развитие, обусловлен правительственной политикой, направленной на расширение экспорта. Вообще политика правительства в этот период была направлена на обеспечение большей занятости населения. В 1948 г. были увеличены минимальная заработная плата, принята программа строительства дешевого житла.
В политике правительства США в 40-е годы важную роль сыграли начало холодной войны (что позволило обосновать необходимость роста военных расходов в государственном бюджете, а следовательно, и крупных государственных заказов) и план Маршала. Именно за счет прибыли от военных заказов были переоборудованы предприятия, увеличено занятость, поднят заработную плату. Война в Корее, которая началась в 1950 г., позволила еще увеличить военные расходы, что также обеспечивало рост занятости населения. Но война оказалась неудачной для США, в ней погибло 54 тыс. американцев, и победы не было. Следующая администрация (президент Д. Эйзенхауэр) вынуждена была ее прекратить. А подъем экономики, обусловленное этой войной, оказалось нетривалим.
После окончания войны в 1953 г. экономика США оказалась в кризисном положении, которая повторилась в 1957 г. Эти кризисы объясняются снижением покупательной способности населения, хотя правительство и предпринимал определенные шаги для ее поддержки. Но дальнейший рост военных расходов, направленных в промышленный комплекс, хотя и давало некоторые возможности увеличения занятости, привело к негативным последствиям. Правительство вынуждено было идти на сокращение золотых и валютных резервов, увеличения внутреннего долга, сокращение социальных расходов и т.д.. В результате экономика США теряет динамизм, на некоторых направлениях в начале 60-х годов стало заметным видставання.
Немаловажным фактором, который обусловил замедление темпов экономического роста в экономике США, стал распад колониальной системы, сопровождавшийся образованием новых независимых стран, некоторые из которых стали достаточно вместительным рынком для американских капиталов. Но отток капиталов из страны, как известно, негативно отражается на состоянии ее економики.
Еще один фактор, негативно влиял на экономику США в послевоенный период - это образование двух новых промышленных центров в мировой экономике. Хорошо известно, что в 50-60-е годы на мировую арену вновь выходят и усиливают свои позиции ведущие страны Европы и Япония, в то время как удельный вес США в мировом промышленном производстве существенно снижается. Образование Европейского экономического сообщества (1957 г.) способствовало поддержанию более высоких темпов роста производства в Западной Европе и укреплению ее позиций на мировом рынке, прежде всего за счет США. Уже в конце 60-х годов западноевропейские страны успешно проникли на внутренний рынок США.
Что касается Японии, то ее послевоенное развитие был теснейшим образом связан с новыми мировыми реалиями. Япония вынуждена была приспосабливаться к новой структуры мирового хозяйства, развивать совершенно новые для себя отрасли. Быстрая торговая экспансия Японии довольно быстро набрала глобального характера, японская продукция начала успешно преодолевать таможенные барьеры США. Все это весьма положительно повлияло на экономическую ситуацию в краини.
Экономическая ситуация в Японии в послевоенный период была чрезвычайно сложной. Страна проиграла Вторую мировую войну (капитуляции подписан 2 сентября 1945 г.) и была оккупирована американскими вийськами.
Экономика страны находилась в состоянии разрухи. Промышленное производство достигало в 1945 г. только 28,5% от уровня 1935-1937 гг; легкая промышленность перестала существовать. Война унесла 2 млн жизней, на 1/4 уничтожено житло.
Программу, аналогичную плана Маршалла, был разработан для Японии Дж. Доджем - советником командующего оккупационными войсками генерала Д. Макартура.
В отличие от европейского плана, эта программа не предусматривала предоставление Японии мощной материальной помощи, но предполагала разработку и реализацию ряда мероприятий, направленных на возвращение от милитаризма к либерализации хозяйственной системы и запуска механизма свободной конкуренции, за которые получила название «обратной курса». С целью реализации этой программы были проведены важнейшие реформы, которые обеспечивали развитие предпринимательских структур, необходимых для успешного функционирования рыночного господарства.
Среди главных реформ следует, прежде всего, вспомнить роспуске дзайбацу - компаний, которые удерживали акции вертикальных концернов (холдингов), за счет чего происходила демонополизация экономики. Акции пущено в свободную продажу, из-под контроля холдингов, таким образом, вышло много фирм, на месте «надмонополий» образовались новые фирмы. Благодаря принятому в 1947 г. антимонопольному закону получили правовую защиту свобода торговых сделок и доступ к источникам финансування.
Очень важную роль в послевоенном восстановлении японской экономики имела аграрная реформа (1947-1950 гг), которая предусматривала выкуп помещичьих земель государством и последующая перепродажа их крестьянам. В условиях гиперинфляции земельные участки (не более 1 га) достались крестьянам почти даром; типичным стало частное крестьянское хозяйство на собственной земле, что в свою очередь способствовало расширению емкости внутреннего рынка, звильнювало значительные трудовые ресурси.
По рекомендации управляющего Детройтского банком Дж. Доджа в 1950 г. было осуществлено радикальное бюджетную реформу, согласно которой было введено принципы строгого сбалансирования статей бюджета и его бездефицитности, что позволило остановить инфляцию и снять контроль над цинами.
Преобразование предусматривали структурную перестройку экономики. Поскольку Япония не имела собственного сырьевого потенциала, но имела значительный трудовой, здесь создается многоотраслевой комплекс современных перерабатывающих отраслей, которые бы учитывали обеспечению экспорта и замещения импорта. Было также обеспечено сочетание механизмов рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления, исходя из принципа приоритетов, менялись с развитием структурной перестройки.
ТЕМА 6. Хозяйство ведущих стран мира в межвоенный период ТЕМА 8. Развитие феодальной системы хозяйства В УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ (VI- XVI вв.)