ТЕМА 8. Развитие феодальной системы хозяйства В УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ (VI- XVI вв.)

Восточные славяне. Экономическое развитие Киевской Руси. Причины и последствия феодального раздробления Киевской Руси. Захват украинских земель иностранными государствами. Особенности хозяйственного развития украинских земель в составе Великого Княжества Литовского и Королевства Польського
Восточные славяне - исконные насельники Восточноевропейской равнины. Здесь было много племен. Племена, занимавшие территорию вдоль Среднего Днепра, назывались полянами, в бассейне р Десна - северянами, по Припяти - древлянами, на Волыни - дулибами, или бужанами (Волынью), между Дунаем и Днестром - тиверцами, в низовьях Днепра и вдоль Южного Буга - уличами. Со временем все восточнославянские племена получили название «Русь». Жили они в разных природных условиях, и это отразилось на их социально-экономическом розвитку.
К началу нашей эры восточные славяне прошли долгий путь развития, переняв культуру многих своих предшественников. Эта культура была достаточно высока уже в неолитических трипольских племен, живших около трех-четырех тысячелетий перед нашей эрой. Им были известны разведения домашнего животного и зародыши земледелия. Для обработки земли применяли каменные и роговые мотыги, выращивали пшеницу, ячмень, просо, собирали урожай с помощью серпов, мололи зерно на каменных зернотерках.
Восточные славяне давно уже пользовались железом, которое начало применяться в Восточной Европе примерно за тысячу лет до цього.
В первые века нашей эры они жили патриархально-родовой общиной, где все средства производства были общей собственностью, и существовала коллективная работа. Земледелие было господствующей отраслью хозяйства. Мотижна форма давно уже отжила, и на смену ей пришло пашенное земледелие, в обработке земли применяли рало и плуг. Главной системой земледелия теперь в лесостепных и степных местностях стал перелог. При перелози участок земли обрабатывается и засевается несколько лет (5-6) подряд, вплоть до истощения почвы, после чего ее оставляют и переходят на новую, чтобы вернуться через 20-30 рокив.
На севере, в лесистых местностях долго господствовала вырубная система земледелия. Она заключается в том, что земледельцу впереди надо уничтожить лес и кустарник, сжечь их и на расчищенной участке сияти.
Орна система земледелия позволила увеличить площади посевов, превратить хлеб на главный продукт питания. В связи с этим углублялся общественное разделение труда, начался процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что в свою очередь привело к развитию обмину.
Прогресс в области производительных сил, который сказался прежде всего на развитии главной отрасли хозяйства - земледелии, привел к изменению общественных форм жизни, к упадку старой, патриархально-родовой организации. Патриархально-родовая община начала разлагаться. Распространение новых орудий труда и появление пахотного земледелия облегчили возделывание земли. Теперь не было необходимости в совместной работе большого коллектива. Поэтому от патриархально-родовой общины начали отделяться малые, индивидуальные семьи. Исходя из общины, они обращали на частную собственность свои приусадебные участки, орудия труда, скот и другое имущество. Возникает новая общественная организация - соседская или территориальная община, иначе - сельская община. В соседской общине связи между отдельными семьями основываются уже не на кровных, родственных отношениях, а на хозяйственной основе. В такую общину могли входить семьи разных патриархально-родовых общин, хотя, разумеется, здесь были и близкие по происхождению семьи. Территориальная община была последней ступенью в развитии первобытнообщинного строя. Соседская община называлась на юге «вервь», а на севере и северо-востоке - «мир». Доминирующей она стала около VI-VII вв., Хотя у племен, живших на среднем Приднепровье и Приднестровье, она возникла еще ранише.
Для территориальной общины характерен дуализм, двойственность. С одной стороны, здесь есть общинная собственность, с другой - частная. Общинной собственностью были все земли, за исключением усадеб, поля, леса, пастбища, водоемы. Время от времени, а затем через определенные промежутки происходил передел полевых угодий между отдельными семьями. В неделимой собственности оставались только пастбища, леса, водоймища.
Появление частной собственности на средства производства и связанная с этим экономическая независимость отдельных семей, самостоятельное ведение ими хозяйства привела к имущественное неравенство. Это Совершилось многими причинами: составом семьи, количеством скота и т.д.. Из общей массы семей начали выделяться экономически крепкие семьи. Такими прежде всего были семьи старой родоплеменной знати - родовых старейшин и вождей. Во время войн с другими племенами они забирали себе лучшую часть добычи, в том числе пленных, обращая их в рабов-рабов. Имущественное неравенство усиливал также развитие торговли, что способствовало накопление ценностей в руках отдельных семей. Обладая богатством, рабами, родоплеменная верхушка начала ставить в зависимость от себя общинников. Делалось это разными способами: займы хлеба, скота или инвентаря. А иногда знать силой захватывала землю и имущество обедневшего общинника.
Впоследствии знать, пренебрегая традициями общины, стала обращать свои земли, земельные угодья в полную собственность. Так возникла вотчина - большое земельное владение, что было полной, безусловной собственностью знатной привилегированной семьи. С течением времени знать все больше подчиняла свободных общинников, захватывала их земли и принуждала их отдавать часть доходов от своего хозяйства вотчинникам или отбывать в их пользу разные повинности. Итак, постепенно вотчинники превратились в господ, а свободные ранее общинники - на зависимых от них крестьян. Так, вслед за рабством у восточных славян возникают и развиваются феодальные видносини.
Одной из особенностей в истории восточного славянства было то, что рабство здесь не достигло такой степени развития, как, например, в Древней Греции или в Риме, то есть не превратилось в господствующую систему. Такое рабство называют патриархальным. При патриархальном рабстве рабы играют второстепенную роль в экономической жизни общества. Главным производителем материальных благ были свободные крестьяне-общинники, а с развитием феодализма - феодально зависимое населення.
Эта особенность объясняется условиями исторической жизни восточного славянства, прежде прочностью соседской общины. Это, в свою очередь, объясняется тем, что общины были разобщены, разбросаны на огромной территории Восточноевропейской равнины, которая имела редкую сеть водных путей и в значительной части была покрыта густыми лесами, что обусловило слабую связь между общинами. С одной стороны, это препятствовало как внутреннему, так и внешнему обмена и, таким образом, задерживало экономическое развитие и не способствовало сосредоточению рабов в хозяйствах знати. С другой стороны, это также не давало возможности верхушке общин объединиться для наступления на свободных общинников и облегчало последним борьбу с наступающей на них знаттю.
Надо также иметь в виду и тот факт, что расписание территориальной общины и возникновение классов у восточных славян происходил в период кризиса, а также распада рабовладельческой системы и перехода к феодализму в соседней Римской империи, с которой восточнославянские племена имели достаточно прочные экономические , политические и культурные связи. В других соседних племен - на западе у поляков, чехов, словаков, на юге у болгар, на востоке у хазар и т. д., с которыми восточные славяне были в довольно тесных отношениях, также успешно развивались феодальные видносини.
Расписание соседской общины, сопровождавшийся появлением класса угнетателей и класса угнетенных, неизбежно должен привести к возникновению держави.
Возникновение государственности у восточных славян следует отнести в целом на VI-VIII вв. Арабские историки Масуди и Джайхани (оба Х в.) Говорят о восточнославянские государства: Славию, Куявию и Артанию.
Более подробные сведения о возникновении государств-княжеств подает нам старый летопись «Повесть временных лет». Он создан в XI в., Но отражает события нескольких предыдущих веков. По словам летописца, в 882 p. новгородский князь Олег с женой, спустившись по Днепру до Киева, уничтожил местных князей и объединил Новгородское княжество с Киевским. Киев стал столицей нового государства. Так, по летописи, образовалась Киевская Русь - Древнерусское держава.
Течение Х в. киевские князья, опираясь на феодальную знать, объединили все восточнославянские племена, а также много племен неславянского происхождения. Киевская Русь превратилась в сильную, мощную державу.
Киевская Русь была раннефеодальной государством. Феодальные отношения здесь только начали утверждаться. В Х-ХI вв. интенсивно начало развиваться феодальное землевладение. Кроме княжеского землевладения, появились земельные владения дружинников, местной знати, а с конца Х в. - Христианской церкви. Существовало две формы феодальной земельной собственности: «жизнь» - безусловное, наследственное землевладение князей и бояр, которое можно было передавать по наследству, продавать, закладывать и т.п., и государственная собственность на землю. Она находилась в руках великого князя, однако его собственностью не была. Основной формой феодального землевладения в Киевской Руси была вотчина.
Господствующий класс Киевской Руси в лице великого князя, местных «светлых князей», «великих бояр», «княжеских мужей», а позже, после принятия христианства, христианской церкви беспощадно эксплуатировал народные массы. Сначала формы эксплуатации были совсем примитивными. Князь с женой шел по территории государства и новых земель и собирал дань пушниной, медом, воском, скотом и т. ин.
Часто великие князья позволяли своим дружинникам собирать дань с определенных земель, которые впоследствии становились их собственностью. Сначала ни время, ни размер дани не были определены, но впоследствии наряду с развитием хозяйственной деятельности, ростом крупного землевладения меняются и формы эксплуатации подчиненного населения. Дань стала превращаться в феодальную ренту и государственный податок.
Формировался класс феодалов преимущественно из княжеской дружины. Дружинники создавали свое хозяйство, расширяли его путем захватов свободных земель или земель других феодалов, но связи с князем не разрывали, становились его вассалами, несли всякую службу в пользу великого князя. Вассалами великого князя становились представители местной знати, богатые общинники, купцы, которые приобрели землю, и другие. Они были помогать ему и несением воинской службы, и финансами.
Рост крупного землевладения и одновременно имущественного неравенства в общине, наступление на нее феодалов привели к значительным изменениям в положении населения, которое в то время имело общее название смердов. Смерды были свободными и экономически самостоятельными, они передавали свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями, однако закон рассматривал смердов как низшую, неполноправных группу населения. Смерды не были единственной слоем сельского населения. Из общей массы свободных общинников начали отделяться группы людей, отличающиеся от других своим экономическим и правовым положением. Заметное место занимали такие группы, как рядовичи и закупи.
Рядович - обедневший крестьянин. Он заключал договор (ряд) с феодалом о предоставлении ему какой-либо помощи и брал на себя определенные обязанности по феодала, признавал свою зависимость от феодала. Типичным разновидностью рядовича был закуп. Это название происходит от древнего слова «груда» - заем. Закупами могли быть и обанкротившиеся купцы, ремесленники, обедневшие феодалы. Закуп должен отрабатывать долг в хозяйстве феодала, часто со своим инвентарем, пока не отрабатывал кучи с соответствующими процентами. В настоящее время подпадает под юрисдикцию феодала. Но как лицо, находилась во временной зависимости, он имел определенные права и в определенных случаях мог жаловаться на своего господина. Если же закуп бежал от кредитора, он становился рабом.
Хотя формально, юридически закупки считались зависимыми временно, феодалы имели множество способов закабалить закупа, превратить временную зависимость на постийну.
Кроме рядовичей и закупов в Киевской Руси были и другие группы феодально зависимого населения: характера, прощенникы, представители, душная люди, изгои и т. ин.
Наряду с феодально зависимым и свободным населением существовали рабы или холопы, которых часто называли челядью. Они не были единой массой. Так, в отдельных случаях рабы выполняли всевозможные сельскохозяйственные работы, имели в пользовании участки земли, инвентарь и т.д. и отдавали феодалу часть урожая. Такие холопы постепенно сливались с феодально зависимым крестьянством. Другая часть жила на княжеском или боярском дворе и обрабатывала землю барским инвентарем, получая за это содержание натурой. Однако чаще рабов использовали как домашних слуг, поваров, ключников, дворовых ремесленников. Рабы были также ценным товаром в торговле с восточными краинами.
Однако рабство в Киевской Руси играло второстепенную роль в экономике, уступая более передовым феодальным отношениям, и постепенно исчезло. Рабы превратились в феодально зависимых селян.
Несмотря на наступление феодалов на общину и рост феодальной зависимости, во времена Киевской Руси большая часть населения еще была свободной и зависела только от феодального государства. Эта зависимость определялась оплачивания государственных налогов и выполнением различных повинностей, как то: строительство крепостей, дорог, участие в военных походах тощо.
Во времена Киевской Руси произошли значительные изменения в главной отрасли экономики страны - земледелии. Распространение рала и плуга с железным рабочей частью, а также других орудий труда заметно повысили производительность труда и позволили увеличить площади пахотных земель. Пашенное земледелие начало распространяться на новые районы. Заметно распространилась колонизация свободных просторов в Новгородской земле, между реками Окой и Волгой т.д.. Пашенное земледелие конце концов распространилась на всю страну.
Эволюционировала система земледелия. Перелог, доминировавший ранее, начал уступать двуполье в южных и юго-восточных частях страны. Более того, в центральной части страны, прежде всего на среднем Приднепровье, Черниговщине начало развиваться трехполье. При Триполье пахотные земли делились на 3 части: озимая, яровая поля и пар, то есть теперь каждый засивалася уже половина поля, а две трети, «отдыхала» лишь одна третина.
В северных, северо-западных и северо-восточных районах еще встречалась вырубная система земледелия, но она медленно вытеснялась двопиллям.
Из полевых культур распространены были рожь, пшеница, овес, просо, чечевица, лен. Собирали урожай железными серпами и косами, хранили в овинах, молотили на токах. На севере и лесистых местностях снопы перед молотьбой подсушивали в овинах. Хранили зерно в амбарах и ямах, мололи до XII в. ручными жерновами, ручными мельницами, позже - на водяных мельницах. В крупных феодалов накапливались большие запасы збижжя.
Развивалось огородничество и садоводство. Из огородных культур выращивали репу, которая заменяла картофель, лук, чеснок, бобы; из садовых - яблоки, вишни.
Значительные успехи были в развитии скотоводства, что было связано с развитием земледелия. Развитие земледелия увеличил запасы кормов и нуждался разводить крупный рогатый скот и лошадей как тягловую силу. Скотоводство, особенно коневодство, в большинстве развивалось в хозяйстве феодалов. Известны также были Овчаров, что свидетельствовало о развитии вивчарства.
Важное значение имели промыслы. На первом месте среди них стояло охота. На территории Киевской Руси было много лесов, поэтому было много разного зверя: белки, куницы, лисы, бобры, песцы, соболя, зубры, туры, лоси, олени, кабаны, медведи и т.д.. Что касается белок, то о них позже слагали легенды. Говорили, например, что на севере дождевые крапе падают в виде билок.
Мех этих зверей имело большой спрос на внешних рынках.
Заметную роль играло рыболовство. Особенно развито оно было в хозяйствах монастирив.
Следует подчеркнуть и большое хозяйственное значение бортничества - лесного пчеловодства. Борть - дерево с дуплом, где поселились дикие пчелы. Законодательство Киевской Руси строго охраняло «борту» и бортные участка, с нарушителей взимали высокие штрафы. Мед и воск, как в мех, были важнейшими предметами внешней торгивли.
Центром всей хозяйственной жизни была вотчина княжеская, боярская или монастырская. Это было многоотраслевое хозяйство. Руководил ею управляющий. У князя ним был огнищанин. Под его наблюдением находились: конюший, тиун или ключник, ратайни старости, посельськи.
Основной чертой феодального хозяйства была натуральность. Все потребности феодала удовлетворялись в его собственном хозяйстве или продуктами, приносили смерды как ренту. На рынке феодал покупал только то, что невозможно было изготовить в вотчине: соль, оружие, дорогие ткани, украшения и т.п.. Таким образом, некоторая часть продуктов производилась для рынка, и этот прибавочный продукт в те времена составлял очень небольшую часть по сравнению с необходимым продуктом для удовлетворения потребностей феодала.
ТЕМА 7. Хозяйство ведущих стран мира после Второй мировой войны ТЕМА 9. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В условиях господства феодальных СИСТЕМЫ (XVI -XVIII СТ.)