1. Экономическая мысль древнего Востока

Письменные источники, на основании которых можно исследовать экономическую мысль древнего Востока, - это, как правило, свод законов, юридические акты, документы хозяйственной отчетности и произведения об управлении государством и государственным хозяйством. Поэтому многие из них имеют нормативный характер и отражают позицию прежде правящих слоев - фараонов, царей, знатных придворных и чиновников. Экономическом знанию присущи догматизм, априорность и в значительной мере символизм. Несмотря на это, древнегреческие мыслители впоследствии пытались понять и использовать эти знания. Важнейшие экономические идеи народов древних цивилизаций неоднократно комментировали и развивали последующие поколения, именно они были положены в основу экономических взглядов ученых средневекового Востока. Тогда же (начиная с IV тысячелетия до н.э.) были начаты конкретные экономические науки (статистика, учет и анализ хозяйственной деятельности, управления и т.д..), Которые получили дальнейшее развитие в античном периоде (I тысячелетие до н.э. - IV века н.э.).
Одни из первых известных нам памятников экономической мысли принадлежат к эпохе Древнего Египта. В них нашли отражение многочисленные вопросы организации и управления государственным хозяйством, а также представления древних египтян о собственности, рабство, товарно-денежные отношения. Об экономической мысль Древнего Египта можно узнать прежде из произведений государственных чиновников (писцов). До нашей эры пришли «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», «Проречення Ипусера», «Пророчество Неферти», «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», различные административно-хозяйственные и юридические документи.
В Древнем Египте осуществлялся тщательный учет трудовых и материальных ресурсов. Поэтому периодически проводились переписи населения с учетом возрастных и профессиональных особенностей, складывались земельные кадастры, учитывавшейся скот и другие материальные ресурсы. Административно-хозяйственные документы характеризуют организацию и управление государственным (царско-храмовым) хозяйством, организации труда царских ремесленников (мастеров) и земледельцев - непосредственных производителей материальных благ в древнеегипетском суспильстви.
Важное место в древнеегипетской литературе принадлежит наставлениям - произведениям дидактического характера, в которых рассматриваются вопросы управления государственным хозяйством на самых разных его уровнях. Так, например, «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (ХХII в. До н.э.) дает представление о политических и экономических функции фараона - главы государства, о классовом характере древнеегипетской власти. Автор говорит о необходимости враждебного отношения к неимущим и подавления толпы, с одной стороны, и восхваление, награждение царем своих вельмож, жрецов - с другой. Тогда они будут работать для царя как один отряд и не будет среди них бунтарей. В «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (XXI - XVIII вв. До н.э.) не только обобщается жизненный опыт, но и описывается социальная структура Древнего Египта. При этом воспевается и прославляется профессия писца (чиновника), которая позволяла занять высокое место в иерархической государственной системе. Речь идет о привилегиях, независимость, общее уважение должности писаря, которую можно было получить только после подготовки в специальной школе писання.
Заслуживают внимания такие достопримечательности экономической мысли Древнего Египта, как «Проречення Ипусера» (известная копия начале XVIII в. До н.э.) и «Пророчество Неферти». Они рассказывают о социальный переворот, который произошел в XXIII-XXI вв. до н.э., описывают распад централизованной системы управления, хищения налоговых деклараций, уничтожение свитков законов судебной палаты и др.. Беда для государства - нарушение строгой регламентации хозяйства, отсутствие контроля за деятельностью производителей и бездействие чиновников. В этих произведениях всячески отстаивается идея централизма, единства древнеегипетской государства - надежной залога порядка в стране и стабильных доходов чиновников государственного апарату.
Одним из древнейших центров человеческой цивилизации была Месопотамия (Двуречье). В отличие от Древнего Египта, в государствах этого региона сравнительно быстро развивались частная собственность и товарно-денежные отношения, усиливалось социальное расслоение общества. Государство пыталось посредством законодательства регулировать экономическую деятельность населения и регламентировать частноправовые видносини.
Известной достопримечательностью экономической мысли XVIII в. до н.э. есть законы вавилонского царя Хаммурапи. Текст законов состоит из введения, 282 статей и итоге. Основная цель законов - всестороннее укрепление экономической власти государства. Наиболее интересные (с экономической точки зрения) статьи, посвященные вопросам охраны собственности вавилонских граждан, вопросам аренды, найма, ростовщичества. Развитие товарно-денежных отношений допускается в той мере, которая не вызовет массового обнищания свободных граждан. Законы Хаммурапи защищают частную собственность, особенно собственность царя, храма, государственных служащих и воинов. Посягательство на нее карается смертью или, в лучшем случае, продажей виновника в пожизненное рабство. В целом законы царя Хаммурапи является системой правовых норм, направленных на регулирование социально-экономических отношений в Вавилоне XVIII в. к н.е.
Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой. Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. В основе древнеиндийских представлений об обществе лежала концепция сословной (варновой) иерархии и кастовой определенности профессиональных занятий. Письменными источниками середины I тысячелетия до н.э. являются преимущественно религиозные трактаты буддийские и брахманистского (индуистские). Они дают представление о социальной структуре общества и содержат интересный материал, характеризующий специфику восприятия отдельных экономических категорий, в частности собственности, майна.
Буддийское учение проповедует отказ от собственности как необходимое условие достижения конечного спасения - нирваны. И хотя оно не отрицает хозяйственной деятельности мирян, подаянием которых должны жить буддийские монахи, но специального внимания ей не уделяет. Рабство рассматривается как препятствие к достижению нирваны, а долговая кабала признается страшная беда. Поэтому исповедуется необходимость всячески избегать задолженности и своевременно уплачивать борги.
Большое количество брахманистского произведений основывается на концепции трех целей жизни человека - религиозного долга, материальной выгоды и чувственной любви. Каждой из этих целей посвящен соответствующую литературу. Самыми известными книгами об обязанности (дхарму) являются «Законы Ману», о выгоде (артха) - «Артхашастра», о любви (каму) - «Камасутра». «Законы Ману» (около II в. До н.э. - I в. Н. Н.э.) - это сборник религиозных, моральных, политических и правовых указаний, которые приписывались мифическому родоначальнику людей Ману.
В «Законах Ману» экономика рассматривалась как сфера деятельности варны вайшя. Она объединяла животноводство, земледелие, торговлю и ростовщичество. Богатство давало право на особое уважение только в среде самих вайшя. Ремесло как разновидность обслуживающего труда было уделом варны шудра. Такой же считалась и труд арендаторов половинников, наемных работников в сельском хозяйстве. Общественным идеалом был экономически независимый хозяин. Можно сказать, что хозяйственная самостоятельность рассматривалась как одно из главных условий свободы и полноправия человека. Хотя «Законы Ману» ставят на первое место религиозный долг (дхарму), но истинным счастьем считают достижение всех трех целей жизни человека. Поэтому, польза, материальная выгода и благосостояние санкционируются брахманизмом.
«Артхашастру» (между IV и III вв. До н.э.) посвящено пользы, материальной выгоде - артхи. Это трактат об искусстве политики и управления государством. «Артхашастра» - это свод правил, адресованных царям и правителям, которыми они должны руководствоваться в своей государственной деятельности. За полнотой и разнообразием содержания это произведение относится к наиболее глубоких древнеиндийских источников. В нем представлены обстоятельные сведения об экономике, администрацию, социальные и юридические институты, внешнюю и внутреннюю политику индийского государства.
«Артхашастра» показывает огромную роль государства в хозяйственной жизни страны. В трактате говорится, в основном, о государственных делах и царское хозяйство. Главной целью экономической политики государства является пополнение казны. Соответственно этому в «Артхашастра» излагается учение об управлении и государственные доходи.
Основными источниками доходов древнеиндийской государства были доходы от государственных (царских) предприятий, а также различные налоги, пошлины и штрафы, взимались с населения. В «Артхашастра» налоги рассматриваются как содержание, должное царю в вознаграждение за то, что он охраняет страну от внешней опасности и внутренних заколотив.
«Артхашастра» касается также вопросов торговли как одного из способов обогащения государственной казны. Важной составляющей регламентации торговли был надзор за ценами и получаемым доходом. Рыночные надзиратели могли устанавливать «справедливые цены» на товар, а на аукционах взыскивать разницу между рыночной и объявленной цене в казну. Прибыль включался в цену товаров как часть затрат, i его норма предварительно фиксировалась - для местных товаров в размере 5% установленной цены, а для иностранных товаров - 10%.
Итак, в древнеиндийской литературе уже имеющиеся сведения об экономическом строй государства, а также отражены практические знания в области ведения хозяйства, даны рекомендации по управлению им, в частности по организации налогообложения и другим вопросам экономической политики.
Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках тогдашних философских и политических учений. Основными направлениями древнекитайской общественной мысли были конфуцианство, легизм, даосизм и моизм, которые сформировались в IV - III вв. до н. н.э. В течение веков между этими направлениями велась острая полемика относительно экономического строя общества, общины, ее исторической судьбы, степени вмешательства государства в экономическую жизнь страны и методов управления им. Ведущим направлением было конфуцианство, которое, превратившись в государственную идеологию, оказывало большое влияние на социально-экономическое и политическое развитие Китая в течение почти двух тысячелетий. Название этого направления происходит от имени его основателя - Конфуция (Кун-цзы) (ок. 551 - 479 до н.э.). Основные постулаты учения Конфуция изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и рассуждения»), записанной его учениками. Его учение защищало архаичные отношения, вечный и неизменный порядок, установленный еще легендарными правителями глубокой древности, строгую социальную иерархию, управление на принципе неукоснительного соблюдения ритуалов, обрядов, определенных норм этики и морали; рассматривало регламентацию патриархально-семейных отношений как залог стабильности государственного ладу.Module . Конфуцием было предложено своеобразную социально-экономическую программу для правителей. По его мнению, правитель должен придерживаться экономии в расходах и заботиться о людях. Предлагалось богатство распределить «справедливо», чтобы не было слишком большой бедности, уменьшить налоги и привлекать народ к общественным работам, не нарушая сезонности сельскохозяйственного производства. Тогда, как считал Конфуций, будет обеспечено гармонию в государстве, мир в отношениях между верхами и низами, что устранит опасность свержения правителя.
Выдающимся представителем конфуцианства в Древнем Китае был Мэн-цзы (372 - 289 до н.э.). Он выдвинул концепцию разделения китайского общества на управляющих и управляемых, считая, что такое разделение является «всеобщим законом в Поднебесной». Тем самым признавались естественными отношения господства и подчинения. Управляемые имели удерживать тех, кто ими руководит. Чтобы это выполнялось якнайуспишнише, Мэн-цзы предлагал возродить прежние общинные формы производства и ввести систему «колодезных полей» (названная так за порядком размещения полей напоминает иероглиф «колодец»). Согласно ей общественная земля розмежовувалася на девять одинаковых участков. Восемь из них обрабатывались отдельными семьями, а девятая («общественное поле») - всеми этими семьями совместно. Урожай с этого участка было предназначено для государства. Мэн-цзы, как и Конфуций, отстаивал умеренные налоги и выступал за предоставление крестьянину времени, необходимого для обработки собственного поля, за развитие товарного обмена между земледельцами и ремесленниками. Рассматривая вопросы торговли, Мэн-цзы заметил, что те же товары, но разного размера (например ботинки) должны иметь разную цену и одинаковые товары могут отличаться затратами труда на их виробництво.
Выразителем экономических идей древнего конфуцианства был также Сюнь-цзы (313 - 238 до н.э.). В своем учении он, в отличие от Конфуция и Мэн-цзы, исходил из «злой природы» человека. По его мнению, только практическая деятельность порождает добродетель. Не осуждая стремление людей к обогащению, Сюнь-цзы считал признаком добродетели, если бедный разбогател, действуя в рамках закона. Он высказал идею о необходимости разделения труда. Сюнь-цзы отметил, что вещи, которыми пользуется один человек, является результатом труда многих людей, поскольку каждый человек не может одновременно владеть искусством всех [ремесел]. Поэтому, считал Сюнь-цзы, мудрецы и распределили обязанности между людьми, чтобы они не делали только то, что им выгодно. Главным управляющим распределение обязанностей в государстве должен быть ее правитель. После того, как все должности и дела надлежащим распределены между людьми, путь к богатству будет видкрито.
Согласно взглядам Сюнь-цзы основными принципами экономической политики государства должны быть: экономия в расходах, обеспечение изобилия народу, необходимость сохранения излишков. Экономия (а заодно и достаток) обеспечивалась удовольствием только того уровня потребностей, отвечал социальному ранговые человека. Бережливость обеспечит государству излишки общественного продукта. Их надо накапливать и зберигати.
Как видим, учение Конфуция, развитое его многочисленными последователями, эволюционировало и модернизировалось, все более приспосабливаясь к условиям централизованного государства, к задачам обеспечения ее стабильности, надежности функционирования чиновничье-бюрократического аппарата. На первый план выдвигались идеи социального порядка, основанного на беспрекословном подчинении власти, ассоциировалась со старшинством и мудростью. Конфуцианство стремилось крепкого, неизменного социального порядка. Чтобы избежать социальных конфликтов, конфуцианцы призывали правителей не отрывать крестьян от сельскохозяйственных работ во время жатвы, заботиться об улучшении народного благосостояния, уменьшать налоги и ин.
Конфуцианство получило также влияния такого течения древнекитайской общественной мысли, как легизм. В отличие от конфуцианцев, рассматривавшие основном морально-этические вопросы, легисты большое внимание уделяли вопросам организации государственного управления, которое, по их мнению, мало основываться не на традициях и ритуалах, а на совершенном законодавстви.
Школа легистов возникла в VI - V вв. до н.э. Одним из ее основателей был Ли Куй - первый министр правителя царства Вэй (424 - 386 до н.э.). Он составил «Свод» всех имеющихся с ним законов, которое стало основой законодательства в период III ст. до н.э. - III ст. н.э. Есть сведения, что Ли Куй создал учение о наиболее полное использование сил земли, воплотив в нем идеи государственного регулирования хлебного рынка. Государство, как считал Ли Куй, должно регулировать цены на зерно, закупая его в урожайные годы и продавая по твердым ценам из государственных амбаров в годы стихийных бедствий и голода.
Выдающимся представителем школы легистов был Гунсунь Ян (390 - 338 до н.э.), известный еще как Шан Ян. Его экономические взгляды изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IV - первой половине III в. до н.э. Шан Ян считал, что государство достигает процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Правителю необходимо накапливать большие запасы продовольствия для ведения войн и содержания чиновников. А поскольку, по мнению Шан Яна, сельское хозяйство тогдашнего Китая находилось в запущенном состоянии, государство должно активно проводить политику «возвращения к земле». Шан Ян предлагал осуществить общий подворный перепись крестьян и законодательно ввести единый налог с количества собранного зерна, насильно привлекать к земледелию лентяев, бездельников, бродяг, значительно повысить пошлины на заставах и рынках, чтобы предотвратить скупке зерна по дешевым ценам и спекуляции им в неурожайные годы. Шан Ян выступал за сохранение сельской общины. Он был против превращения свободного населения на арендаторов и рабов и предлагал запретить выход из общины малоимущим и малоземельным крестьянам.


до н.э. до н.э.

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ 2. Экономическая мысль античного мира