2. Экономическая мысль античного мира
В античной литературе экономическую мысль древнего мира выражено в развитом виде. Источниками, которые дают представление об экономической мнению античности, законодательство государств, публичные выступления и произведения философов, историков, политических деятелей, поэтов и др.. Высказывания античных авторов по экономическим проблемам, хотя и не является еще целостной системой взглядов, но это уже серьезная попытка теоретически осмыслить и научно обобщить характерные для этой эпохи экономические процессы и явища.Основные идеи мыслителей Древней Греции по экономическим вопросам не только удивляют своей необычайной глубиной и оригинальностью. Они легли в основу всей экономической науки. Экономическая мысль периода раннего рабовладения (Х - VI вв. До н.э.), нашедшая отражение в греческом эпосе (поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», Гесиода «Труды и дни»), законах городов-государств (так называемые законы Ликурга), экономической политике (реформы Солона, Писистрата), свидетельствует о переходном характере общественных отношений от родового строя к рабовладельческому. Если первые проявления экономической мысли древних греков связаны с идеализацией общинного строя, натурального хозяйства, возвеличиванием земледелия, то со временем все большее внимание уделяется вопросам землевладения, частной собственности, рабства, положения крестьянства, развития ремесла, торговли, денежного обращения.
Представление об экономической мысль Древней Греции классического рабовладельческого периода (V в. До н.э.) дает экономическая программа Перикла (ок. 490 - 429 до н.э.), который был первым стратегом и руководителем афинского государства в 444 - 429 гг до н.э. Перикл практически ликвидировал имущественный ценз, ввел плату за государственную и военную службу, ввел общественные работы, дававшие заработок бедным, создавал клерухии (военно-земледельческие поселения) и колонии, поощрял торговлю и ремесло. Идеи экономического характера были высказаны философами Демокритом (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) и Сократом (ок. 470 - 399 до н.э.). Так, Демокрит говорил о призрачности богатства, поскольку и тот является богатым, кто довольствуется малым («нельзя назвать бедным того, кто доволен своей судьбой» и «нельзя назвать богатым того, кто не доволен тем, что имеет»). Он защищал частную собственность, оправдывал рабство, но был против чрезмерного роста землевладения и неограниченного накопления денег. Сократ всю экономическую деятельность связывал с моральными качествами, поскольку для того, чтобы разбогатеть, нужны энергия, настойчивость, благочестия, а для того, чтобы сохранить богатство, - сдержанность. Он также говорил об относительности богатства, осуждал стремление к наживе, советовал быть бережливым и довольствоваться малим.
В эпоху обострения противоречий и начала кризиса рабовладельческого общества (IV в. До н.э.) экономическая мысль Древней Греции достигает расцвета. Основные идеи древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля вошли в сокровищницу экономической наследия человечества.
Свои экономические взгляды Ксенофонт (ок. 430 - 355/354 до н.э.) изложил во многих произведениях, главным из которых является «Домострой». У них дана характеристика рабовладельческого хозяйства. Основной проблемой для Ксенофонта был поиск путей преодоления присущих такому хозяйству недостатков. Признавая рабство естественным и правомерным, Ксенофонт выступал за коллективные формы рабовладения как, нейтрализующие некоторые противоречия рабовладельческого строя. Он давал советы по улучшению организации хозяйства и повышения производительности рабского труда. Для этого, как он думал, надо использовать материальные стимулы и разнообразные средства «морального» влияния на рабов, что заставило бы их работать лучше. Ксенофонт уже понимал противоположность между умственным и физическим трудом, а потому считал, что физическим трудом должны заниматься рабы (исполнители), а людям свободным (руководителям) принадлежат функции надзора и управлиння.
Ксенофонт был сторонником натурального хозяйства, как более устойчивого и надежного. Сельское хозяйство - это, по его мнению, важнейшая отрасль экономики («земледелие - мать и кормилица всех профессий»), а к ремеслу он относился довольно пренебрежительно. Он не оставил без внимания и проблемы товарно-денежных отношений, учитывая возможность их использования для укрепления натурального хозяйства. Так, Ксенофонт одним из первых понял важность разделения труда, признав потребность в специализации производителей на изготовлении определенных предметов. «Конечно, - писал он, - кто проводит время за такой ограниченной работой, тот сможет выполнять ее наилучшим». Ксенофонт видел связь между разделением труда и размерами рынка, противопоставляя слаборазвитых разделения труда в малых городах относительно высокий уровень его в больших городах.
Заслугой Ксенофонта является постановка вопроса о двойном использования блага - как потребительской ценности и как меновой. Понятие «ценность» он употребляет в двух значениях. Как потребительная стоимость «ценность является чем-то хорошим», зависит от полезности вещей, умение ими пользоваться. Вместе ценность рассматривается как способность вещи виминюватися на другую вещь, то есть как меновая ценность (для «того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он ее продаст, она - ценность; если не продаст, а обладать ею, - не ценность»). Итак, по сути, речь идет о двух свойствах товара. Не отрицая значения денег, Ксенофонт признавал функционирование их лишь как сокровища и средства обращения, осуждая лихварство.
Платон (428/427 - 348/347 до н.э.) написал много произведений философского, социально-политического и иного содержания. Основные произведения, в которых изложены его экономические взгляды («Государство» и «Законы»), посвященный проблемам государства. В работе «Государство» Платон изложил свою концепцию идеального государства. Исходной в его теоретическом построении была мысль о том, что государство, состоящая из богатых и бедных, - это, по сути, два государства: государство богатых и государство бедных. Неравенство, по мнению Платона, вытекает из самой природы людей, из-за чего является непреодолимым. Но каждый человек должен получать свою долю соответствии со своими способностями, что и является справедливым. Способности отдельного человека ограничены, а ее потребности - разнообразны и даже безграничными. Поэтому возникает противоречие между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Решение этого противоречия Платон видит в образовании города (слово «город» у греков было фактическим синонимом слов «государство» и «общество»), то есть объединение людей, в котором существует разделение труда. Именно разделение труда у Платона является основным принципом построения государства и его естественной основой.
Исходя из того, что люди заметно отличаются по своим способностям, одни из них рождены для управления, другие - для военного дела, а остальные - для земледелия и ремесла, Платон разделял все свободное население в идеальном государстве на три сословия: философов, которые руководят государством ; воинов, призванных воевать, защищать государство и порядок в ней; и земледельцев, ремесленников и торговцев, то есть всех тех, кто занимается хозяйственной деятельностью. Рабы не входят ни состояния: они являются только орудием труда, которое способно говорить. Следовательно, разделение труда у Платона является также основанием для социального деления общества. Философы и воины, по мнению Платона, не должны иметь частной собственности, у них все должно быть общим. Чтобы эти состояния могли наилучшим управлять государством и защищать ее, они должны быть полностью свободными от производительного труда и материальных забот. Средства существования для высших сословий должны поставлять члены третьего сословия, а также рабы.
Из тезиса, что человек от природы наделен неодинаковыми способностями, вытекала необходимость закрепить их разделение по занятиями. Каждый человек, считал Платон, должен заниматься той деятельностью, которая наиболее соответствует его способностям, не совмещая ее с другими видами деятельности. На это должно быть прямая государственная запрет. Но занимаясь только одним видом труда, человек другие свои потребности может удовлетворить через обмен продуктами. Вследствие этого появляются рынок, торговля и деньги.
Признавая необходимость торговли, Платон, однако, относился к ней как к делу, не достойной афинского гражданина. Поэтому торговлю надо оставить только варварам-иностранцам. Касаясь вопроса торговли и товарно-денежных отношений, Платон высказал чрезвычайно важную (и не только для своего времени) мнение о том, что в процессе обмена происходит уравнивание всех товаров и они становятся сопоставимыми, несмотря на то, что они являются разными потребительскими стоимостями. Время Платон считал, что товары сравниваются с помощью денег. Категория стоимости в его теории отсутствует. Деньги, по мнению мыслителя, необходимые для обмена, а потому должны выполнять функции средства обращения и меры стоимости. К функции денег как сокровища, средства накопления Платон относился крайне негативно, был противником продажи товаров в кредит, остро осуждал ростовщичество. Такой взгляд Платона на торговлю и деньги обусловлен его приверженностью к натуральному хозяйству и пониманием того, что развитие торгового и ростовщического капитала способствовал бы распространению товарно-денежных отношений и разложения натурального господарства.
В «Законах» Платон предлагает еще один проект государства, экономическая организация которого была более реалистичной, лучше соответствовала тогдашней эпохе. Но этот проект, по мнению самого Платона, занимал лишь второе место по сравнению с его первым проектом идеального государства. Будущее государство Платона должна была быть хозяйственно отдельной и самостоятельной. Поскольку чрезмерная концентрация земли в руках владельцев привела к обострению социальных противоречий, Платон предлагал нейтрализовать ее через равномерное распределение земли.
Натурально-хозяйственный характер взглядов Платона нашел отражение в его отношении к земледелию как важнейшей отрасли экономики, экономической основы государства, хотя он признавал и важность ремесла в экономической жизни государства. Торговля по-прежнему, объявлялась занятием непочесним.
Следовательно, в своих произведениях Платон изложил много исторически правильных наблюдений за социально-экономической действительностью античного мира и высказал важные научные идеи относительно разделения труда, обмена, денег и их функций, экономической роли государства. При этом он оставался защитником натурального аграрного хозяйства, использующий преимущественно труд рабов, пренебрежительно относился к представителям торгово-ростовщического капитала, накопителей денежного богатства, разлагающих общества и душу людей.
Экономическая мысль Древней Греции достигла своей вершины в произведениях Аристотеля (384 - 322 до н.э.) - выдающегося мыслителя древности. Из его многочисленных трудов, охватывающих самые различные отрасли знаний (философию, логику, психологию, этику, политику, физику, экономику и др.)., Следует назвать «Политику» и «Никомахова этика», в которых содержатся рассуждения по экономическим вопросам. Аристотель исследовал более широкий круг теоретико-экономических проблем, чем Ксенофонт и Платон, и обнаружил большую глубину и оригинальность. Исходя из того, что естественное влечение людей к совместной жизни приводит к образованию семьи, поселков, а затем и государства, Аристотель, как и Платон, создал проект «наилучшей государства». Социальной основой такого государства должны быть граждане, обладающие «собственностью средней, но достаточной», поскольку «средний достаток из всех благ наилучшим». Населением государства является земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы, воины, наемные работники и рабы. Наиболее привилегированными и уважаемыми гражданами являются политические деятели, а также философы. Вся земля государства делится на две части, одна из которых находится в государственном владении, а другая - в частном. Ведущей отраслью экономики Аристотель также считал земледелие.
Основой производства, по мнению Аристотеля, должно быть рабский труд. Такое утверждение следовало из убеждения философа, рабство является естественным явлением. По Аристотелю, господства и подчинения - это универсальный закон природы, необходимое для «взаимного самосохранения» («некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них вроде подлежащих подчиненности, а другие - к властвования»). Относительно общества это означало, что одни люди от природы свободны, а другим уготована участь рабов, и таким быть рабами не только справедливо, но и полезно. Рабами, по Аристотелю, должны быть только варвары, потому варвар и раб по природе своей понятия тождественные. Рабство Аристотель связывал с разделением труда на умственную и физическую: рабы - это те люди, которые от природы могут выполнять только физическую работу, а свободные - те, которым предназначено судьбой заниматься умственным трудом. Даже «ремесленник, который возится возле низкого ремесла, находится в состоянии несколько ограниченного рабства». Свободные потому и свободны, что они не знают физического труда. Основные непосредственные производители - это рабы. Поэтому существование рабства является экономической необходимостью. Раба Аристотель рассматривал как «наделенное душой орудия». А из-за того, что рабы является первым предметом собственности, то именно они становятся основой богатства и главным источником его увеличения.
Аристотель различал два вида богатства: богатство как совокупность потребительских стоимостей (естественное, истинное богатство) и богатство как накопление денег. Богатство первого вида имеет предел, которой является потребление. Богатство, выраженное в денежной форме, не знает границ. Согласно этому Аристотель различал экономику и хрематистику. Во экономикой он понимал искусство достижения благ, необходимых для жизни или полезных для дома, а также для государства, то есть естественную хозяйственную деятельность, связанную с производством продуктов (потребительных стоимостей). Она включала и обмен (мелкую торговлю) в пределах, необходимых для удовлетворения потребностей. Хрематистика Аристотель называл искусство наживать богатство, делать деньги. Это деятельность исключительно в сфере обращения, направленная на накопление богатства в форме денег (большая торговля и ростовщичество), которая является, по мнению Аристотеля, неестественной. Осуждая хрематистику, он, однако, понимал, что экономика неизбежно переходит в хрематистику.
Разграничение двух видов богатства, а также противопоставление природного неестественном привели Аристотеля к пониманию двойного значения блага. Каждое благо, писал он, может быть использовано по назначению или, наоборот, не должным образом. Так, сандалию можно обуть или воспользоваться ею для обмена. И то, и то, по Аристотелю, является потребительскими ценностями сандалии. Однако использование сандалии для обмена является неестественным способом ее употребления, потому естественным Аристотель считал только непосредственное потребление, «присуще вещи» как таковой (именно как потребительской стоимости). Вместе потребительной стоимостью блага для его владельца будет и способность блага обмениваться на другое благо, есть его меновая стоимость. Итак, Аристотель, собственно, открыл две стороны товару.
Считая природными лишь те экономические отношения, которые отвечают натуральному хозяйству, и рассматривая товарно-денежные отношения как неестественные, древнегреческий мыслитель, однако, гораздо глубже, чем его предшественники, исследовал эти последние. Он отметил, что потребности связывают людей в единое целое и обусловливают обмен и «как без обмена не было бы ... взаимоотношений, так без приравнивания - обмена, а без сопоставимости - приравнивание ». Выразив чрезвычайно важную мысль о приравнивании и сопоставимость обмениваемых вещей, Аристотель, однако, не определил, что делает их такими. Он думал, что разные вещи есть в принципе несравнимы, но становятся с помощью денег, поскольку это диктуется практической потребою.
Несомненной заслугой Аристотеля является анализ зарождения и развития торговли, исторического процесса перехода одной формы торговли в другую. Исходным пунктом, по Аристотелю, была меновая торговля, то есть непосредственный обмен продукта на продукт, когда меновые отношения сначала возникли между родовыми семьями (общинами), а затем стали развиваться внутри них. Распространение меновой торговли постепенно привело к появлению денег, и меновая торговля превратилась в товарную (товарный оборот), которая является, собственно, обменом с помощью денег. По мнению Аристотеля, возникновения денег - необходимость, обусловленная развитием торговли. Деньги существуют для удобства обмена. «Как будто замена потребности, по совместной договоренности появилась монета, - писал он. - ... Монета, словно мера, делая вещи соизмеримыми, приравнивает ». Естественными функциями денег Аристотель считал функции средства обращения и меры стоимости. По мере накопления денег товарная торговля, в свою очередь, превращается в большую торговлю, которая относится к хрематистики. Таким образом, в своем исследовании этапов развития торговли Аристотель показал переход от формы Т-Т к форме Т-Д-Т, а от нее к Г-Т-Г. Последнюю форму торговли, где деньги функционируют как капитал, он остро осуждал, как ростовщичество.
В целом экономическая мысль Древней Греции развивалась сначала в условиях разложения общины, возникновение рабства, позже - его развития и кризиса. Поэтому в центре внимания древнегреческих мыслителей неизменно находились проблемы рабовладения, которые они рассматривали, исходя из социальной, политической и экономической ситуации того времени. Те же обстоятельства обусловили и преобладание в них натурально-хозяйственного подхода к экономическим вопросам. до н.э. до н.э. н.э.
В I в. н.
1. Экономическая мысль древнего Востока | 3. Экономическая мысль средневековья |