3. Экономическая мысль средневековья
После падения Римской империи (V в.) Начинается так называемая эпоха средневековья, продолжается вплоть до XVII в. Экономика этого периода была преимущественно аграрной, господствовало натуральное хозяйство. Мышление средневекового человека мало теологический характер. Экономическая мысль еще не отделилась в самостоятельную область знаний. Этот процесс начался лишь в период позднего средневековья (XVI - XVII вв.). То, что можно рассматривать как проявления экономической мысли, пропитано духом практицизма. Средневековые трактаты содержат многочисленные конкретные хозяйственные советы, разнообразные практические рекомендации, но слишком мало теоретических обобщений и попыток осмысления экономических процессов и явлений. В эпоху не только раннего (V - X вв.), Но даже классического средневековья (XI - XV вв.) Так и не появилось никаких теоретических произведений по экономическим вопросам. Основными источниками экономической мысли средневекового общества являются юридические кодексы и церковные памятники. Экономические представления народных масс отразились в различных «ересях» и экономических требованиях крестьянских повстань.Отличительная черта экономической мысли Востока в средние века заключалась в том, что она уделяла внимание собственно тем самым проблемам, что и в древние времена, прежде всего вопросом управления страной, организации сельского хозяйства как главной отрасли экономики, ремесла и торговли как вспомогательных. Большое влияние на развитие экономической мысли Ближнего Востока произвел ислам. В произведениях мусульманских авторов, в частности в работах Ибн Хальдуна, выдающегося арабского мыслителя средневековья, часто высказываются такие мысли и рассуждения, намного опережают свое время.
В литературе стран Западной Европы в эпоху раннего средневековья под влиянием христианства высказываются идеи о равенстве людей перед Богом, о труде как единственный источник существования, о необходимости делиться имуществом с бедными, стремление богатства признается пороком, не подобает настоящему христианину. Проблемы общины нашли отражение в «Салической правде» (Салическая законе) - записи давнего обычного права племени салических франков. Запись была сделана по распоряжению короля Хлодвига (481 - 511), а впоследствии дополнено и переработано его преемниками. В нем были отражены экономический строй франков в период разложения родовых отношений и возникновения имущественного неравенства. Имущественное расслоение несколько сдерживалось преобладанием общей собственности общины над правом владения и пользования отдельных домохозяйств. «Салическая правда» свидетельствует о постепенном возникновении индивидуально-семейной собственности, превращение владения в собственность. Франки уже разграничивали понятия движимого и недвижимого имущества. Движимое имущество можно было отдавать в залог и передавать по наследству ближайшему из родственников. Кражи его наказывались штрафами. Рабы считались имуществом господина, и потому за убийство раба посторонним человеком надо было уплатить хозяину соответствующую компенсацию. Относительно недвижимого имущества, то существовали многочисленные разновидности индивидуальных прав на владение разнообразными видами его, хотя верховенство всегда признавалось правом общины на все земельные угодья. После упадка Франкского государства (IX в.) «Салическая правда» потеряла свое практическое значення.
Другая достопримечательность западноевропейской экономической мысли раннего средневековья «Капитулярий о виллах» (начало IX в.) Карла Великого (или его сына - Людовика Благочестивого) дает представление об организации и управлении вотчиной. Согласно «Капитулярием» вся земля вотчины была в собственности ее властителя (вотчинника), а большинство населения составляли закрепощены крестьяне. В имении были также жить «добрые мастера», которые производили какую-то ремесленную продукцию. Хозяйство имело натуральный характер, король приписывал продавать только излишки, а покупать то, что не производилось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запаси.
Развитие экономической мысли классического средневековья, как и в предыдущий период, происходил под огромным влиянием христианской церкви. Самым тогдашним авторитетом, который высказал много важных экономических идей, был Фома Аквинский (Аквинат) (1225/26 - 1274), которого уже 1323 был канонизирован, а его учение 1879 г. был провозглашен единственно истинной философией католицизма. Основными произведениями Фомы Аквинского является «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». В своих взглядах на политическое и социальное устройство общества он выступал за централизацию власти и признавал социальную иерархию, поскольку разделение на сословия «происходит от Бога». Естественное основание сословной иерархии Аквинат видел в разделении труда. По его словам, «одни должны обрабатывать пашню, другие - строить дома, а часть людей, будучи свободной от человеческих забот, должен посвятить себя духовной работе ради спасения остальных». Хотя согласно христианской доктрины Фома Аквинский считал работу неотъемлемой обязанностью верующего, сугубо физическая, тяжелая работа, по его мнению, была «рабским занятием». Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческого життя.
Будучи сторонником натурального хозяйства, которое могло обеспечить всех необходимыми продуктами, Аквинат, однако, признавал, что во многих случаях просто невозможно обойтись без обмена. Поэтому он высказал свои соображения по проблемам обмена, цены, торговли, торговой прибыли, денег и др.. Так, он дал свое толкование «справедливой цены». Обмен, по мнению Фомы Аквинского, должно происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должно быть «установлены договоренность относительно равенства вещей». Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство. «Продавать дороже покупать вещь дешевле, чем она стоит, само по себе непозволительно и несправедливо». Но, с другой стороны, завышение цены оправдано, если такая цена не является обычным обманом и если покупатель тоже будет иметь пользу. Т.е. справедливая цена, как считал Аквинат, должна согласовываться не только с вещью, товары, но и с убытком, которого мог бы понести продавец от продажи. В таком случае «разрешено по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе, хотя она не должна продаваться дороже, чем стоит ее владельцу». Наряду с этим понятие «справедливой цены» у Фомы Аквинского мало и социальную окраску, поскольку каждый должен получать за свой продукт столько, сколько необходимо, чтобы он мог жить в месте, которое занимает в становой иерархии.
В своих взглядах на торговлю и торговую прибыль Фома Аквинский оправдывал торговлю с целью получения продавцом торговой прибыли для обеспечения себя и своей семьи средствами существования и использования его для благотворительных дел. Правомерным считался прибыль и как плата за труд, когда продавец улучшил какую-то вещь, и как возмещение расходов на транспортировку товаров. Если же прибыль была целью торговца и, стремясь его получить, торговец не гнушался любыми средствами, то такая торговля провозглашалась занятием ганебним.
Рассуждая о происхождении денег, Фома Аквинский придерживался мнения, что они возникли вследствие договоренности между людьми. Их назначение - облегчить справедливый обмен. При этом понятие денег и монеты он не различал. Признавая необходимость денег как средства обращения, он рассматривал их и как меру стоимости. «Монета, - писал Аквинат, - самый надежный мера для материальной жизни в торговле и обороте», а одновременно и «мерило в работе». Фома Аквинский выделял «внутреннюю ценность» и «номинальную ценность» денег (монеты). Он считал, что последнюю может определять государство и допускал возможность ее незначительного отклонения от «внутренней ценности», выступая против порчи монети.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. По его мнению, взимать проценты, предоставляя деньги взаймы, означало бы продавать то, чего в действительности не существует. Здесь нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их употреблении или расходе». Поэтому несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. Вместе Аквинат соглашался с тем, что процент можно рассматривать как вознаграждение за риск потерять одолженные деньги и как своеобразное возмещение утраченных доходов, которые заимодавец мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только по вопросу торговой прибыли, но и процента.
Проблеме денег было посвящено «Трактат о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег», написанный французским ученым Николой пашем (Оресмом) (ок. 1323 - 1382). В нем высказано мнение, что деньги являются искусственным инструментом, который люди изобрели для облегчения товарообмена. Золото и серебро стали деньгами благодаря своим природным свойствам. Сначала они были обычными товарами и лишь постепенно приобрели роли денежных металлов. Никола Орем был противником порчи монеты, поскольку она не является собственностью короля, хотя и чеканится с его портретом. Он отмечал, что изменение веса и ценности монет наносит ущерб торговли и кредита, обесценивает разные денежные доходы. Итак, заслугой Орема является попытка раскрыть происхождение и сущность денег, закономерности денежного обигу.
На экономическую мысль средневековой Западной Европы заметно повлияли также разнообразные религиозные ереси. Ереси, как правило, были средством проявления оппозиционных настроений определенных социальных слоев. Несмотря на большое разнообразие ересей (вальденсов, апостоликив, катаров, альбигойцев, лоллардов и др..) И значительные различия между ними все они так или иначе всегда имели антифеодальную направленность, проповедовали идеи равенства всех людей, возвращение к принципам «евангельской бедности» раннехристианского строя, осуждали богатство и неограниченную собственность церкви и т.п.. Некоторые ереси стали идеологией восстаний крестьян и городских низов, которыми наполнены всю историю средневековья. Основными экономическими требованиями восставших всегда были возвращение к общине, уничтожение социальной и имущественного неравенства, частной собственности, возвращение захваченных общинных земель, отмена барщины, оброков, десятины тощо.
История экономической мысли Украины времен раннего и классического средневековья связана с эпохой Киевской Руси - первого государства на украинской этнической территории. Литературными источниками, из них можно узнать экономические взгляды того времени, являются летописи, соглашения, грамоты князей, кодексы и записи норм светского и церковного права и т.п.. Достопримечательностью социально-экономической и политической литературы эпохи Киевской Руси является «Русская правда» - свод законов древнерусского права XI-XII ст. Известные 106 списков «Русской правды», которые составлены в XIII-XVIII ст. Статьи «Русской правды» отражают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественные отношения, защищают право собственности князей и феодальной знати на землю и крепостных, право взимать налоги, получать ренту; определяют ограничения имущественных и личных прав разных категорий феодально зависимого населения и др.. В них нашла отражение организация княжеской и боярской вотчины в XI в., Основанной на крепостном и рабском труде. Кстати, последняя постепенно уступала продуктивной работы людей зависимых и крепостных. При замкнутости натурального хозяйства и неразвитости товарообмена товарно-денежные отношения в Киевской Руси были очень ограниченными, хотя в текстах «Русской правды» случаются такие понятия, как «ис», «рез», «отариця» и «куча», означающие одолженные под процент деньги; сам процент; участок земли и ссуду, которые закуп (смерд, что обеднел и попал в долговую кабалу к господину) получает от хозяина-землевладельца. Встречаются также слова «товар», «торг» (рынок), «гостьба» (внешняя торговля) и другие экономические термины. В целом в «Русской правде» в определенной степени отражены все основные процессы экономической и общественной жизни Древнерусского держави.
Одним из главных письменных источников для исследования экономической мысли эпохи Киевской Руси является летописный свод «Повесть временных лет» - монументальный историографический и литературный документ начала XII в., Принадлежащая перу монаха Печерского монастыря Нестора. Хотя центральными в произведении есть вопросы политической истории Руси, экономическим и социальным процессам и явлениям придается важное значение для объяснения исторических событий. В «Повести временных лет» рассматриваются источники доходов Киевского государства: поступления из хозяйства, дань и сборы с населения, штрафы (судебная пошлина), торговая пошлина и военная добыча. Дань собиралась продуктами, мехом или деньгами. Выплата дани деньгами способствовала развитию товарного производства и товарно-денежных отношений. В летописи говорится также активных внешнеторговые связи Киевской Руси с другими государствами, наличие общественного разделения труда: полное обособление ремесленничества от земледелия и развитие различных ремесел. Летописец обнаруживает уважительное отношение не только к умственной, но и к физическому труду, поскольку оба эти вида труда считаются одинаково важными для общества, для обеспечения его богатства и добробуту.
Из памятников древнерусской литературы, из них можно дознать-ся об экономической составляющей общественной жизни, можно назвать также «Поучение детям» Владимира Мономаха (начало XII в.). Это произведение содержит немало важных хозяйственных наблюдений и обобщений, показывает отношения между землевладельцами и зависимыми крестьянами, дает советы по преодолению социальных противоречий, ярко свидетельствует о понимании уже в те времена значения земледелия, скотоводства, промыслов, торговли для укрепления могущества держави.
Галицко-Волынская летопись XIII в. рассказывает об экономической политике галицких и волынских князей, которые поощряли развитие ремесел, торговли, городов, приглашая для этого умелых ремесленников, торговых людей.
Начиная с XIII в. Киевская, Чернигово-Северская, Переяславская, Волынская, Галицкая, Подольская земли, а также Буковина и Закарпатье стали той территориальной основой, на которой сложилась и развивалась украинская народность. По Средней Приднепровьем, Киевской землей ранее, чем за другими землями Южной Руси, закрепилось название «Украина», которой позже, с XVII в., Стали обозначать этническую территорию украинского народа. На рубеже XIII - XIV вв. по древнерусской языковой основы выделяется украинский язык. В различных документах XIV - XV вв. (Жалованных и ссудных грамотах, инвентарях, люстрациях т.д.) отражены отношения вотчинной формы собственности, тогдашняя система повинностей, некоторые аспекты торговли, денежного обращения, развития сельского хозяйства и ремесел, предоставление ссуд под залог имущества, в том числе земельных володинь.
С XIV в. на украинских землях начинает действовать Магдебургское право - городское право, возникшее в XIII в. в городе Магдебурге (отсюда и название). За ним города освобождались от управления и суда великих князей или королей, то есть получали права самоуправления. Магдебургское право устанавливало порядок и функции органов городского самоуправления, суда, купеческих объединений, цехов, регулировало вопросы торговли, опеки и наследования, определяло наказание за разные виды преступлений и т.п.. 1339 такое право получил город Сянок Галицко-Волынского княжества, 1356 г. - Львов, 1432 г. - Луцк, 1494 г. - Киев. На протяжении XV - XVI вв. Магдебургское право распространилось на большинство городов на украинских землях. Города, которые находились под непосредственной юрисдикцией польского короля или великого князя литовского, не платили за городские земли, а мещан было освобождено от повинностей в пользу феодалов. Мещане платили лишь государственный налог на торговлю и занятия ремеслом. Они имели право использовать на нужды города денежные сборы, установленные городским правлением (магистратом), налог от пивоварен, солодилен, воскобоень, мельниц, земельных угодий, имели значительные привилегии в области организации и регламентации стационарной торговли, ярмарок и ремесел. Однако с увеличением влияния польских феодалов и католической церкви на украинских землях усиливается национально-религиозная дискриминация украинского мещанства. Это порождало его борьбу за ликвидацию ограничений и за увеличение участия в городском самоврядуванни.
В 80-е годы XVI в. в ходе борьбы против унии и католицизма возникает так называемая полемическая литература, которая во многих аспектах касается и экономических проблем. С этой точки зрения важны произведения Ивана Вышенского (1545/50 - 20-е годы XVII в.), Который отмечал проблемах социального равенства. Он говорил, что любое богатство, которым владеют господа и духовенство и которое они «пожирают», созданное «трудом и потом» крепостных. И. Вышенский показал основные формы, с помощью которых осуществлялось присвоение результатов труда крестьян и ремесленников: барщину, оброк, подати, торговый и ростовщический прибыль и т.д.. По его мнению, вместе с ростом богатства и роскоши господ, шляхты, торговцев усиливаются лишения крестьян, бедняков.
2. Экономическая мысль античного мира | 4. меркантилизм |