1. Экономические взгляды С. Сисмонди
Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) - занимает своеобразное место в истории политической экономии. По словам К. Маркса, он завершает классическую политическую экономию и открывает мелкобуржуазный направление. Западные экономисты, оценивая мировоззрение Сисмонди, подчеркивают то, что он первым выступил против канонов классической политической экономии, которую назвал «экономической ортодоксией». Родился Сисмонди в семье протестантского пастора в окрестностях Женевы. Служебную деятельность начал в лионском банка. Впоследствии оставляет Францию и возвращается в Женеву, некоторое время живет в Англии и Италии. 1880 вновь возвращается в Женеву, где работает секретарем торговой палаты. Оставив эту должность, Сисмонди целиком посвящает себя научной деятельности. Он был не только экономистом, но и историком, который оставил и в этой области большую научную спадщину.Как экономист Сисмонди сначала был последователем А. Смита. В работе «О коммерческом богатстве, или О принципах политической экономии в их применении к торговому законодательству» (1803) он пропагандирует идеи Смита, выступает сторонником свободной конкуренции, фритредерства. 1819 Сисмонди опубликовал свой главный труд «Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению». Уже само название свидетельствует о попытке Сисмонди построить политическую экономию на новых принципах. Он убежден, что это ему удалось. В предисловии ко второму изданию труда (1827) он пишет, что «расшатал основы науки».
Какие же новые идеи провозглашает Сисмонди? Прежде он отрицает классическое определение предмета и метода политической экономии. У классиков, писал он, политическая экономия является наукой о богатстве, которое они отделяют от человека. Классическая политическая экономия будто не замечает человека, «которому принадлежит богатство и имеющая им пользоваться». Он дает новое, сравнительно со Смитом и Рикардо, толкование политической экономии. Предметом политической экономии Сисмонди считает «материальное благосостояние людей, поскольку он зависит от государства».
Смит и Рикардо изучают экономические процессы как естественные, такие, происходящие стихийно, Сисмонди пытается исследовать их как регулируемых государством. Если классики анализировали реальные процессы создания богатства, его обращения и распределения, то Сисмонди интересует, как правительство должно способствовать производству и распределению. Следовательно, политическая экономия превращается у него науки, изучающая причинные связи явлений, на науку, определяет этические нормы хозяйственной деятельности людей. Сисмонди применяет и другие методы исследования. Он критикует абстрактный метод классиков, игнорирование ими конкретно-исторических обстоятельств. Сам Сисмонди, ставя в центр своих исследований положение человека, подчеркивает необходимость всестороннего изучения исторического развития страны, где этот человек живет. Поэтому его можно считать предшественником исторической школи.
Сисмонди выступает с бескомпромиссной критикой капитализма. Он был одним из первых, кто обратил внимание на тяжелое и бесправное жизни рабочих. Наблюдая поляризацию капиталистического общества, он видит формирование двух абсолютно противоположных классов - тружеников и собственников - или, по его словам, богачей и бедняков. Свобода конкуренции усиливает этот процесс. Именно она приводит к разрушению мелкого производства, т.е. к отделению собственности от труда. В таком отделении Сисмонди видит главную опасность, поскольку этот процесс не только в промышленности, а охватывает и сельское хозяйство, где формируется крупная земельная собственность и крестьяне превращаются в сельскохозяйственных робитникив.
Итак, Сисмонди впервые поставил вопросы, которых политическая экономия ранее не рассматривала. Он провозгласил противоположность интересов богатых и бедных, что, по его мнению, будет усиливаться с развитием виробництва.
Сисмонди не только критикует капитализм, он разрабатывает проект его реформирования. Если развитие в условиях конкурентной борьбы усиливает неравенство в обществе, приводит к обострению противоречий, то нет смысла придерживаться идеи экономического либерализма, ее пропагандировали класики.
Государство должно вмешиваться в экономическую жизнь. Прежде всего нужно (насколько это возможно) восстановить сочетание труда и собственности. Для этого Сисмонди предлагает разделить производство между мелкими собственниками, вернуться к мелкого производства и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Однако путей реального осуществления этой программы он не только не предложил, но и не видел. Сисмонди против радикальных реформ, он объявляет себя противником коммунизма, а его социальные требования ограничиваются необходимостью введения рабочего законодавства.
Теория стоимости, капитала и доходов. Сисмонди, как уже было сказано, завершающий этап классической политической экономии во Франции. К. Маркс относил Сисмонди к классикам на том основании, что последний был сторонником трудовой теории стоимости. Сисмонди действительно писал, что «труд является единственным источником богатства ...». Однако у него, как и у классиков, нет определения субстанции стоимости. У него меновая стоимость товара определяется затратами труда на его виробництво.
Теория стоимости не играет в Сисмонди той роли, у классиков. Он использует ее в основном для того, чтобы провести четкое разграничение между трудовыми и нетрудовыми доходами, подчеркнуть эксплуататорский характер останних.
Капитал Сисмонди трактует как производственные запасы, преимущественно как средства производства. Он выделяет основной и оборотный капитал. Накопления капитала, как и Смит, он связывает с ощадливистю.
Прибыль Сисмонди определяет как отчисления от продукта труда рабочего, подчеркивая его эксплуататорскую природу. «Прибыль предпринимателя, - писал он, - составляет часто не что иное, как ограбление рабочих, которых он использует». Заработной платы и факторов, которые ее определяют, он специально не исследовал, но, наравне со Смитом, ставил ее в зависимость от накопления капитала и роста народонаселення.
Ренту он рассматривает в физиократической духе - как вознаграждение природы за производственную деятельность. Заслугой Сисмонди, однако, было его критическое отношение к тезису Рикардо о том, что худшие земли ренты не дають.
Воспроизводство и кризисов. Эта теория является краеугольным камнем экономического учения Сисмонди. Он целью капиталистического производства называет потребления, а противоречие между производством и потреблением является основным противоречием капитализма. Такого противоречия не существует, по его мнению, в изолированном хозяйстве Робинзона, не существует ее в мелком товарном господарстви.
Противоречие между производством и потреблением в условиях капитализма проявляется в трудностях сбыта товаров, в кризисах. Вопреки утверждениям классиков (особенно Сея), что товары обмениваются на товары, Сисмонди считает, что товары покупаются на доходы. Сведя, как и Смит, стоимость к сумме доходов, он делает вывод, что для реализации всех произведенных товаров необходимо, чтобы производство соответствовало доходам общества. Уменьшение доходов соответственно уменьшит спрос на товары, и часть их останется нереализованою.
«Производство, - писал Сисмонди, - имеет соотноситься с общественным доходом, и те, кто поощряет к безграничному производства, не беспокоясь о том, чтобы определить этот доход, толкают нацию к гибели, надеясь открыть ей путь к богатству».
С развитием капитализма, утверждал он, сужается внутренний рынок. Уменьшается доход рабочих, потому что часть выдавливается по производству машинами, а занятым в производстве капиталисты пытаются платить как можно меньше. Не растет рынок и за счет спроса со стороны капиталистов, часть своего дохода, которую должны использовать на потребление, накапливают (производственное накопление Сисмонди игнорирует). В этих обстоятельствах все большую и большую часть общественного продукта становится невозможно реализовать на внутреннем рынке. Внешние рынки в связи с развитием капитализма в других странах также звужуються.
К капитализму такой проблемы не существовало, потому что была большая масса потребителей - мелких товаропроизводителей. Но капитализм разрушает мелкое производство, сужая тем самым внутренний рынок. Он порождает всеобщее перепроизводство, а затем и кризиса. Итак, кризиса в Сисмонди - это результат внутренних противоречий капитализма, результат общего перепроизводства и соответственно недопотребления, а не диспропорций в отдельных отраслях. Кроме того, он трактует кризиса капитализма как перманентные, что вообще невозможным его развитие. Как мелкобуржуазный идеолог Сисмонди обращается к правительствам капиталистических стран, чтобы они своей властью «прекратили развитие капитализма» и способствовали тем самым установлению «всеобщего благосостояния и достатка» в условиях мелкого виробництва.
Воспроизводство Сисмонди имеет название теории «третьих лиц», поскольку капиталистическое производство для реализации продукта не может ограничиться рабочими и капиталистами, требует еще и наличия мелких производителей. Модифицированный вариант этой теории развивает Мальтус.
Идеи Сисмонди хотя и не имели большого влияния на современников, однако способствовали определенной степени развитию трех направлений экономической мысли. Его симпатии к рабочему классу, критику капитализма восприняли представители социалистических учений, а идеи относительно предмета и метода политической экономии - представители исторической школы. И наконец, его призыв к вмешательству государства в экономическую жизнь, критика роли личного интереса как единой побудительной силы экономического развития начали критическое отношение к экономическому либерализму.
Раздел V. КРИТИЧЕСКИЙ направление политической экономии. Формирования социалистических идей | 2. Экономическая концепция П. Ж. Прудона |