2. Экономическая концепция П. Ж. Прудона
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) - родился во французском городе Безансоне в семье бедного пивовара. Учился в колледже, работал рабочим в типографии, занимался самообразованием. 1840 издает в Париже книгу «Что такое собственность», в которой остро критикует капитализм и бросает вызов буржуазии, провозгласив свое знаменитое лозунг «собственность - это кража». 1846 г. он издал книгу «Система экономических противоречий или Философия нищеты», на которую К. Маркс ответил своим трудом «Нищета философии».В произведении Прудона изложены систему его экономических взглядов, в основу которых взяты было идеи мелкобуржуазного социализма. В последующих трудах он разрабатывает проекты «реформирования» капитализма. Это реформирование Прудон надеется осуществить через выкуп рабочими средств производства у буржуазии, создание мастерских и предприятий на акционерной основе, в них рабочие-акционеры будут работать и получать продукты по собивартистю.
1848 Прудона избран членом Национального собрания парижских рабочих. На рассмотрение собрания он вносит проект налоговой реформы и создания «Народного банка», но проект не был принят. 1849 Прудон сам сделал попытку воплотить идею создания «Народного банка» в жизнь через организацию акционерного общества, но она оказалась безрезультатной (банк просуществовал два месяца). Неудачной была и его деятельность как издателя газет. За довольно острую критику капитализма Прудона дважды заарештовували.
Методологии Прудона присущ идеализм и субъективизм. Экономические категории он рассматривает как воплощение «абсолютного разума», как вечные идеи, оторванные от реальной действительности. Пытаясь применить в исследовании гегелевский диалектический метод, Прудон ограничивает его, по сути, попыткой обнаружить в категориях и экономических процессах «хорошие» и «плохие» стороны. Следовательно, экономические категории и экономические явления он рассматривает не как единство противоречий, а как механическое сочетание противоположных свойств. Руководствуясь таким подходом, Прудон считал, что всегда можно сохранить хорошие стороны и избавиться плохих. Это касается как экономических категорий, так и капиталистического производства в цилому.
Теория ценности. Ценность Прудон рассматривает как вечную абстрактную категорию, является носителем двух абстрактных противоположных идей: идеи потребительской ценности и идеи меновой ценности. Между потребительной ценностью и меновой ценностью существует «антиномия» - противоположность. Потребляемая ценность выступает как воплощение изобилия, богатства, а меновая - как отражение винятковости.
Примирением этих противоречивых сторон синтезом потребительской и меновой ценностей у Прудона выступает конституирована или синтетическая ценность. Она устанавливается в обмене. Обмен, писал Прудон, объединяет элементы богатства, созданные различными отраслями производства, в одно целое. Именно обмен делает ценность конституйованою.
В процессе обмена, на рынке, происходит своеобразный отбор продуктов. Одни из них общество признает ценности и включает в состав общественного богатства. Другие - нет. Создает и комбинирует элементы богатства согласно «закону пропорциональности ценностей» только труд. Исходя из этого закона Прудон называет конституированную синтетическую ценность пропорцийною.
Итак, конституирована ценность, по мнению Прудона, возникает в обмене и обязательно реализуется на рынке. Она является конституированную том, что предполагает слияние, комбинирования отдельных элементов богатства в одно целое, синтетической том, что снимает противоположность потребительной и меновой ценностей, пропорциональной, поскольку возникает в результате установления трудом пропорций, что в них происходит комбинирование элементов багатства.
Для преодоления трудностей товарного производства (затоваривание, диспропорции т.д.) нужно, по мнению Прудона, каждый товар наделить конституированную ценностью, гарантировать его реализацию. Своей теорией конституированной ценности Прудон пытается устранить противоречия капиталистического товарного производства, противоречие между товаром и деньгами, предоставив самому товару свойств, присущих грошам.
В теории ценности Прудона важно, что она объединяет меновую концепцию ценности с трудовой концепции и признает два источника ценности - обмен и труд.
Экономическая программа Прудона. Как мелкобуржуазный идеолог Прудон связывал причины трудностей мелкого производителя с недостатками обмена, с проблемой сбыта. Основной причиной обнищания и несправедливости он объявляет обмен и деньги. И именно с этих позиций прорабатывает экономическую программу реформирования капитализма через реформирование обмину.
Прудон хочет сохранить товарное производство, в котором видит вершину человеческой свободы и личной независимости. Он отстаивает мелкую собственность и передачу крупных производств в собственность их коллективов. Господство мелких товаропроизводителей, по его мнению, приведет обмен продуктами труда по трудовому эквивалентом. Для содействия мелким производителям в реализации продукции Прудон предлагал и, как уже отмечалось, сделал попытку создать обменный банк - «Народный банк». Банк принимал бы от товаропроизводителей товары и выдавал бы им трудовые талоны, «рабочие деньги», которые свидетельствовали бы количество труда, затраченного на изготовление товара. За эти «рабочие деньги» товаропроизводитель и получал бы в банку нужны ему другие товары. Введением «рабочих денег» вместо реальных Прудон надеялся установить в обществе равенство и справедливость, избавиться эксплуатации, поскольку каждый получал бы столько, сколько произвел сам, оставить «хорошие» стороны товарного производства и ликвидировать «плохие».
Эти мелкобуржуазные иллюзии было порождено недостаточным пониманием Прудоном таких категорий, как деньги, товар, прибыль, капитал и самой сути капиталистического производства, с идеей реформирования которого через обмен он виступав.
Капитал Прудон преимущественно трактует как деньги, считая ведущей его формой только капитал ссудный. Процент, по мнению Прудона, - это та единственная форма, в которой воплощено неоплаченную труд рабочего. Прибыль Прудон рассматривает как разновидность заработной плати.
Поскольку экономической основой эксплуатации Прудона является процент, то снижение ставки процента «принудительными законами» и сведения ее к нулю - это путь к получению рабочими полного продукта своего труда. Руководствуясь такой логикой, он развивает идею «дарового кредита». Выступая против денег, Прудон одновременно предлагал предоставлять через банк рабочим и товаропроизводителям беспроцентный кредит в денежной форме. Предоставление «дарового кредита» устраняет возможность занимать деньги под проценты и тем самым, по мнению Прудона, ликвидирует експлуатацию.
Вследствие такой реформы (предоставление всем и каждому «дарового кредита») осуществится не только «слияние классов», потому оставаться только трудящиеся, обмениваться продуктами в соответствии с их цены, правительство тоже станет ненужным, поскольку будет гарантировано справедливость в процессе обмена, все будут равны , и исчезнут источники конфликтив.
Прудон является противником как буржуазной демократии и монархии, так и коммунизма. Движущей силой общества он считает класс мелких производителей, экономическую основу которого составляет мелкая собственность и которому присуща определенная обособленность, изолированность. Его члены не должны объединяться в какие государственно-общественные организации. Прудон вообще выступает против государства. Связь между отдельными хозяйствами должно осуществляться через обмен и взаемодопомогу.
Мелкобуржуазный социализм Прудона имел значительное распространение во второй половине XIX в. во многих европейских странах. Его идеи восприняли бакунисты, а впоследствии анархо-синдикалисты.
1. Экономические взгляды С. Сисмонди | 3. Экономические взгляды К. Родбертуса |