3. Экономические взгляды К. Родбертуса

Карл Иоганн Р.-Ягецов (1805-1875) - немецкий социалист. После окончания в 1827 г. Геттингенского университета К. Р. служил некоторое время в судебном ведомстве.
Родбертуса избирали членом парламента, некоторое время он был министром. Оставив политическую арену, Р. посвятил себя исследованию социально-экономических проблем.
Основные труды Родбертуса: «К познанию нашего государственно-экономического состояния» (1842), «Социальные письма Кирхмана» (1850-1851), а также ряд статей, опубликованных в журналах и посвященных хозяйству древнего Рима. После смерти Родбертуса был опубликован его труд «Капитал» (четвертый социальный письмо) (1884).
Р. занимает своеобразное место в истории экономической мысли. Восприняв идеи Сисмонди, критику им капитализма и нужду рабочего класса, он выступает с проповедью социалистических идей. Однако его социализм, в отличие от марксистского, мирно сосуществует с немецкой монархией. Он сторонник сугубо экономических форм борьбы, выступает против политических действий пролетариата. Р. соглашается с тем, что возможности воплощения идей социализма в то время были слишком ограниченными. Но это, по его мнению, не касается теории. Здесь не должно быть компромиссов. Именно поэтому он остро критикует теоретические основы так называемого катедер-социализма (немецкой социально-этической школы) и вместе с тем становится одним из основоположников теории «государственного социализма». Реформирования общества он надеялся осуществить с помощью уравнительного распределения. Защищая преимущественно интересы мелкой буржуазии, он, однако, выступает за выплату рабочему полного продукта его труда. Эволюция капиталистического производства, по Р., проходить через превращение капиталистической собственности на трудовую. Осуществить социальные реформы должен держава.
Теория стоимости. Р. стоит на позициях трудовой теории стоимости, хотя разработка и формулировка ее у него несколько специфичними.
Первый раздел его основного труда имеет такой заголовок: «Стоимость всех хозяйственных благ определяется трудом и только трудом». Раскрывая содержание этого тезиса, Р. прежде отмечает, что в сферу хозяйства он относит только материальные блага. А из материальных благ лишь те являются хозяйственными, достойные праци.
В своем анализе стоимости он выделяет следующие категории: «уживанисть», «вещи, пригодные для потребления», «потребительские ценности» и «блага».
«Уживанисть» - это способность вещи быть средством достижения цели, удовлетворения потребности. Она имеет объективную основу. «Вещи, пригодные для употребления» - те, которые имеют названную объективную способность. Но не все «вещи, пригодные для потребления» является «потребительскими ценностями». «Потребительской ценности» в Родбертуса приобретают только те вещи, что у них есть потребность. «Ценность, - писал он, - не является качеством вещи, а представляет тот ее статус, которого она приобретает благодаря потребности в ее объективных особенностях». Итак, «потребительная ценность» у него - категория субъективная. «Благая» - это вещи, имеющие потребительскую ценность и является результатом человеческой деятельности. Стоимость благ, подчеркивал Р., определяется только трудом. Анализируя эту проблему, Р. ставит вопрос: включаются в стоимость, кроме труда, непосредственно вложенной в производство блага, также расхода материала и орудия производства? Его ответ является позитивной. Так, включаются, но тоже как предварительные расходы праци.
Материал сам по себе не может быть отнесен к стоимости блага. В стоимость блага включается труд, расходами которой определяется стоимость материала. Труд, определяет стоимость орудий производства, включается в стоимость блага полностью или частично, в зависимости от степени их використання.
Заслугой Родбертуса является то, что он признает сравнения ценностей, т.е. определение меновой ценности и самой ценности, ее величины. Но, писал он: «... Сравнить количество двух благ относительно их ценности - это еще не значит измерить ее». Единственной мерой ценности, подчеркивает Р., является труд. А единицей ее измерения является час.
Исходя из трудовой теории стоимости, Р. признает нетрудовые доходы прибыль и земельную ренту. Их он объединяет в единую категорию «ренты вообще», которую признает равноценной категории прибавочной стоимости. Придавая большое значение этой концепции, Р. даже заявлял, что К. Маркс «украл» у него теорию прибавочной стоимости, которую он (Р.) изложил и короче и понятнее, чем Маркс. Отмечая всю беспочвенность такого заявления, Ф. Энгельс писал, что в Родбертуса «рента вообще» составляет просто сумму земельной ренты и прибутку.
Земельная рента. Р. сделал определенный вклад в разработку теории земельной ренты. В его трудах заложены основы теории абсолютной ренты.
В Родбертуса средние цены всех товаров, как промышленных, так и сельскохозяйственных, совпадают с их трудовыми стоимостями. Количество прибавочной стоимости («ренты») в обеих отраслях пропорциональна созданным в них суммам ценностей. Однако в сельском хозяйстве и сама сумма стоимостей, а следовательно и прибавочной стоимости, создается меньшим капиталом, чем в промышленности, потому что здесь нет сырого материала, сырья. Норма прибыли определяется промышленностью. Поэтому в сельском хозяйстве возникает некоторый избыток над прибылью, который и составляет земельную ренту. Земельную ренту приносят все участки земли. Итак, Р. поставил вопрос о существовании ренты, которую Маркс назвал абсолютной. Что касается дифференциальной ренты, то он ее отрицал, хотя и признавал, что разница в производительности и размещении земельных участков увеличивает ренту.
В трактовке ренты в Родбертуса есть определенные противоречия. Не соответствует действительности его утверждения о том, что сырье отсутствует в сельскохозяйственном производстве, в действительности там тоже используются семена, удобрения. Вместе сырье отсутствует в некоторых отраслях промышленности, например транспорте, но там не возникает земельного ренти.
Основой образования земельной ренты Р. называет частную собственность на землю. Она является нетрудовым доходом собственника земли. А присваивается земельная рента землевладельцами на основе «позитивного права» через постоянный принуждение. Разрабатывая теорию земельной ренты, Р. отрицал закон убывающего плодородия грунту.
Проблема распределения. Рассматривая общество как целостный социальный организм, образованный разделением труда, Р. подчеркивает необходимость выполнения обществом определенных социальных функций. Одна из важнейших - это справедливое распределение общественного продукта. Справедливое распределение он называет основной проблемой, которую должен решать наука. Во справедливым Р. понимает такое распределение, которое обеспечивает получение каждым рабочим полного продукта своего труда. Он подчеркивает, что только рабочий создает все продукты. Владельцы земли и капитала получают часть продукта в виде процента и ренты. Итак, Р. выделяет две стороны в распределении богатства - экономическую и социальную. Экономическая (из-за действия рыночных отношений) позволяет владельцам земли и капитала присваивать часть общественного продукта. А социальная - забирает у рабочих часть созданного ими продукта, что является нарушением справедливого розподилу.
Это четкое разграничение экономической и социальной сторон распределения богатства является огромной заслугой Родбертуса.
Не уделяя особого внимания выяснению пропорций, которые складываются в процессе распределения между факторами (услугами) производства, Р. основной упор делает на проблеме пропорций между трудовыми и нетрудовыми доходами в национальном продукте. Он делает вывод, что доля рабочих в национальном продукте уменьшается в пользу капиталистов и землевласникив.
Исходя из этого, Р. признает необходимость ликвидации частной собственности, что обеспечит, по его мнению, ликвидации нетрудовых доходов. Но это дело далекого будущего. И Р. пытается найти компромисс между современным ему капитализмом и коллективистским обществом будущего. Этот компромисс он видит в усилении роли государства в распределении национального продукта.
2. Экономическая концепция П. Ж. Прудона 4. Экономическая программа Ф. Лассаля