2. Формирование теоретических источников современного социал-реформизма в 20-30- х гг.
Попытки теоретически обосновать путь к социализму через реформирование экономических отношений в обществе объединяет программы социал-демократических партий после Октябрьской революции в России. Западноевропейским странам предлагался другой путь - демократический: через завоевание большинства в парламенте на всеобщих парламентских выборах. Это большинство должна была обеспечивать прогрессивные реформы, которые бы гарантировали осуществления социалистических преобразований: становление общественной собственности на средства производства, государственный плановый характер управления экономикой и социальной сферой, справедливое распределение, обеспечение прав и свобод трудящих.Переход к социализму связывался с усилением роли государства и ослаблением действия рыночных механизмов под влиянием монополизации. Ключевыми терминами социал-реформизма становятся: социализм, государственное регулирование, участие трудящихся в управлении, социальная справедливисть.
Английский лейборизм. Социалистический направление рабочего движения в Великобритании базировался не столько на марксистской теоретической платформе, сколько на идеях Фабианского общества, выдающимся идеологом которого был Сидней Вебб (1859-1947). Основная идея заключалась в национализации собственности и государственном регулировании производства. Доходы и их динамика рассматривались как результат деятельности всего общества, а потому предлагалось распределение доходов осуществлять под общественным контролем. Условием становления общественной формы распределения считалась социализированный собственность, которая постепенно в конкурентной борьбе победит частную. Ее формирование было связано с выкупом государством, кооперированием и созданием муниципальных пидприемств.
Лейбористская партия Великобритании, выросла с Фабиански обществ, сформировалась в начале ХХ ст. на базе профсоюзного движения. В 20-е годы лейбористы, основные соперники консерваторов, дважды формировали английское правительство. Их популярность в 20-30-е гг была обусловлена сложным экономическим положением страны и новизной умеренно-реформаторских идей. Концепции лейбористов удовлетворяли рабочий класс (левое крыло), профсоюзы и буржуазию (правое крыло), поскольку они предлагали «улучшить капитализм», а не уничтожить его путем революционных перетворень.
Идеологами лейборизма 20-30-х гг были Дж. Коул, Х. Дальтон, Х. Ласки, Д. Джей, Г. Моррисон, Э. Дурбин. Основой их концепций является признание необходимости вмешательства государства в экономические процессы с целью постепенной трансформации капиталистической экономики в социалистическую. Эти идеи были заимствованы лейбористами у идеологов Фабианского общества, которые еще в конце XVIII в. пропагандировали вмешательство государства как средство перехода к социализму - закономерно высшей стадии развития суспильства.
Лейбористы понимали суть государственно-монополистического капитализма, последствия его господства, но считали, что он готовит почву для социально-экономических трансформаций.
Социализм они понимали как строй, основанный на общественной собственности на определяющие (основные) средства производства, и на общественном контроле распределения. Общественная собственность, по их мнению, образуется акционированием предприятий и только потом принимает форму государственной, коллективной. Государственный сектор экономики надо построить как народную корпорацию, действовать на основе эффективности, самоокупаемости и самофинансирования, но при необходимости может получить государственные субсидии и дотации. Общее управление корпорацией осуществляется государством, в лице парламенту.
Другим способом формирования общественной формы собственности лейбористы считали национализации. Эта концепция также не очень пугала владельцев капиталов, так как предполагала полную компенсацию национализированной собственности. Дело в том, что во время создания программы лейбористской партии (1918) страна переживала структурный кризис, отдача функционирующих капиталов значительно спала, преодоления кризиса требовало значительных объемов инвестиций для создания новых производств и отраслей. Национализация в предложенной лейбористами форме, во-первых, позволяла владельцам избавиться неэффективного производства, получив компенсацию, во-вторых, полученные средства вновь вложить в перспективные отрасли, то есть реструктуризации промышленности (особенно неприбыльных отраслей) фактически предусматривалось провести за государственный счет.
Важной составляющей лейбористской экономической концепции постепенного перехода к социализму было требование национализации английских банков и создание единого Государственного банка, а также контроля за финансовой системой со стороны государства. По мнению лейбористов, это должно было создать условия для эффективного управления обществом. Когда финансовый капитал оказывает негативное влияние на экономические процессы, начинает искажать действие объективных экономических законов, нивелировать рычаги макроэкономического регулирования, контроль государства над ним становится насущной необхиднистю.
Национализация и формирование общественной собственности, общественный контроль создают предпосылки для возможного планирования развития национальной экономики. Лейбористы прорабатывают теоретическую модель планирования общественного производства, в которой сочетаются рыночные методы саморегулирования с плановым управлением: сохраняются свободное рыночное ценообразование, рынки труда, материальных ресурсов и предметов потребления; планируются объемы производства, определяются приоритетные отрасли, размеры государственных расходов, размеры инвестиций и объекты инвестирования, деятельность государственных предприятий.
Препятствием на пути мирной трансформации капитализма в социализм лейбористы считали и неравномерное распределение богатства и доходов в обществе. Поэтому они предлагали государственное вмешательство в экономику сосредоточить на этом направлении, обеспечить выравнивание доходов в обществе реформированием налоговой системи.
В конце 30-х г. английский социал-демократия ставит перед собой задачу создания могущественного государства с развитой социальной сферой, конкретизирует свою экономическую программу, также включает в нее некоторые кейнсианские идеи.
Главной целью вмешательства государства в экономику на этом этапе лейбористы считают стимулирования эффективного спроса, от которого зависит интенсивность инвестирования, а следовательно, динамика развития. Для этого государству надо проводить политику регулирования, используя методы: дополнительных государственных расходов, дефицита государственного бюджета, денежной эмиссии для его покрытия. Денежная политика по этой схеме предусматривала наращивание инфляционных процессов, что создавало у инвесторов иллюзию роста нормы прибыли, стимулировало инвестування.
Умеренное наращивание инфляции методом денежных шоков, также способствовало плановом снижению (обесценению) нормы процента, то есть его регулированию, обеспечивало изъятие денег из запасов и их инвестирования (становилось невыгодным хранить деньги и выгодным - получать кредиты). Такой же цели должно было служить искусственное снижение и фиксация процентной ставки на государственные кредитные средства, введение стимулирующей отношении инвесторов системы оподаткування.
Одновременно предлагалось увеличить государственные расходы для инвестиций в приоритетные отрасли, провести государственное субсидирование корпораций с целью стимулирования роста объемов инвестиций, усовершенствовать систему государственного займа, создать системы госзаказов и держзакупок с целью стимулирования виробництва.
Лейбористы высказывались также за поддержание системы общественных работ (даже относительно паразитирующих производств, в частности вооруженного).
Прямой задачей государства было стимулирование потребительского спроса методом планового регулирования доходов в условиях умеренной инфляции, воспитания новых потребностей, особенно в зажиточных слоев населення.
Эта программа одобрена правительством, но в ней мало что осталось от идеи постепенного перехода к социализму. Государственное регулирование экономики уступало свободному функционированию рыночного механизма, что обеспечивало прогресс капитализма, укрепления его экономических пидвалин.
Австро-марксизм. Выдающимися теоретиками австро-марксизма межвоенного периода были Отто Бауэр (1881-1938) и Карл Реннер (1870-1950). Лидерами и теоретиками социал-демократической партии Австрии (СДПА) были А. Поллак, Б. Каутский, Ф. Адлер и М. Адлер, А. Лейхтер и К. Лейхтер.
Большинство идеологов партии положительно оценивали социалистическую революцию в России, но все они говорили чисто русском ее значении, на особых обстоятельствах ее обусловили. Теоретики австрийской социал-демократии предостерегали от подражания методов и практики большевизма, особенно политики диктатуры, которая противоречит процесса демократизации.
Социальную революцию они считали необходимой, но путь ее осуществления должен быть только эволюционным: социализация производства происходит в недрах капитализма, формами его проявления является развитие местного самоуправления, создание кооперативных хозяйств, рабочих комитетов в производстве. Поэтому нет необходимости в революционных переворотах.
Особенно не соглашались австрийские социал-демократы с экспроприацией, которая, по марксистской теории, должна обеспечить социальную справедливость распределения и уничтожить эксплуатацию. Они указывали, что производство развивается по собственным законам и несоблюдение этих законов приведет к хаосу, разрушению производительных сил, безграничного волюнтаризма. Становление социальной справедливости реформисты связывали с перераспределением созданных богатств (в частности через систему налогообложения) державою.
По мнению О. Бауэра и К. Реннера, капитализм сам создает условия, при которых государство получает возможность контролировать движение капиталов, направлять его в нужном направлении. Это происходит, поскольку в экономике общества через монополизацию, формирование акционерных обществ, усиление кредитной деятельности банков возникает новая, определяющая относительно макроэкономических процессов, сфера - финансовая. Движение финансовых средств легко поставить под общественный контроль и регулирование, а значит, нет необходимости разрушать экономические взаимосвязи, взрывать эффективную экономику ради того же перераспределения богатств. Стоит только взять под контроль банковскую сферу и проблему социализации процесса перераспределения доходов будет решен эволюционным путем. Правда, реформисты признают возможность возникновения революционной ситуации, вызванной изменением структуры общественного производства, но считают это проблемой более экономичного, чем социального порядка.
Социал-демократическая партия Австрии, опираясь на теоретические разработки своих идеологов, настаивала на необходимости контроля государства за производственной сферой в пределах, не мешать свободному функционированию рыночных механизмов, но направлять развитие в желательном направлении:
- Планирование (на базе научных данных, полученных в результате конъюнктурных исследований) основных показателей производства (в том числе обновление основных производственных фондов) и поддержки национально-приоритетных отраслей, инновационной и инвестиционной деятельности с целью предотвратить циклическом характера воспроизводства, обеспечить равномерность развития;
- Вмешательство в отношения между капиталистами и наемными работниками: контроль за сохранностью надлежащего уровня заработной платы в периоды спадов производства, социальные выплаты из государственного бюджета с целью содержания платежеспособного спроса - основы производства;
- Контроль за уровнем занятости, формирование с этой целью государственной программы и создание государственного фонда занятости;
- Контроль за продолжительностью рабочего времени;
- Предоставление социальных гарантий всем слоям населения;
- Регулирование потоков капиталов и инвестиционной деятельности через организацию государственных внутренних и внешних займов.
Основные положения социал-реформистской теории были одобрены правительством и выполнялись вплоть до захвата Австрии Германией (1938). Австрийских социал-демократов фашистская диктатура немедленно отстранила от власти. Многие из них закончили жизнь в концтаборах.
Германская социал-демократия и национал-социализм. Особенности исторического развития Германии, ее поражение в первой мировой войне, зарождения фашизма обусловили своеобразие экономической идеологии немецкой социал-демократии межвоенного периоду.
Теоретиками германской социал-демократии в этот период были Карл Каутский и Рудольф Гильфердинг, которые отрицали революционное насилие, противопоставляя диктатуру пролетариата демократии (парламентаризм, многопартийность и др..). Оценивая октябрьский переворот в России, они указывали на тот вред, который нанес мировом социал-демократическому движению российский бильшовизм.
Следуя Каутского и Гильфердинга, немецкие социал-демократы считали, что переход к социализму должен быть постепенным, ненасильственным, поскольку предпосылки перерастания капитализма в социализм создаются в ходе концентрации и централизации капиталов: именно тогда, благодаря возникновению разнообразных форм участия рабочих в управлении производством, формируются принципы демократизации виробництва.
Это положение было обосновано Каутским и Гильфердинг ранее (накануне первой мировой войны) и отражено в концепции «хозяйственной демократии». Считалось, что обобществление производства, связанное с возникновением акционерного капитала, приводит к установлению новых, партнерских отношений между рабочими и капиталистами, поскольку делает их совладельцами. Поэтому естественным является установление рабочего контроля над производством, усиления организационной деятельности фабричных комитетов, вмешательство профсоюзов в производственную политику с целью полного установления «хозяйственной демократии».
Эти идеи развивали также Ф. Тарнов, Ф. Нафтали, которые считали, что монополизация капиталов, структурная перестройка производства и внедрения достижений научно-технического прогресса способствовать устранению противоречий свободного рынка и свободной конкуренции, капитализм выступать в организованной и демократической форме, руководство государством станет делом самих производителей, начнется эпоха государственного планового регулирования производства. На страже интересов всего общества и каждого его члена, в частности, стоять держава.
В целом теоретико-экономическое обоснование путей перехода к социализму, предложенное немецкими социал-демократами, мало чем отличалось от идей австро-марксистов.
Однако в отличие от других течений социал-демократии, в идеологии немецких ее представителей в начале 30-х гг произошли радикальные изменения, обусловленные длительным экономическим кризисом (Германия вышла из первой мировой войны слишком ослабленной, чтобы быстро преодолеть разруху, восстановить свой экономический потенциал) .
1931 г. на Лейпцигской съезде СДПГ Фрицем Тарнов (1880-1951), лидером немецких профсоюзов, было предложено доктрину временной сотрудничества предпринимателей и наемных работников, идею социального согласия и объединения усилий нации для восстановления экономики. Уже раз экономическая теория в Германии приобретала институциональных черт, опиралась на особый менталитет немецкой нации.
Немецкие социал-демократы поддержали профсоюзных лидеров и разработали программу выхода из кризиса, основными составляющими которой были:
- Помощь государства обанкротившимся частным предприятиям через приобретение их акций;
- Национализация неперспективных предприятий и отраслей;
- Привлечение иностранных инвестиций под государственные гарантии;
- Развитие системы государственных субсидий и заказов;
- Организация государством системы общественных работ;
- Сокращение продолжительности рабочего дня с целью повышения уровня занятости;
- Значительное (почти на четверть) снижение заработной платы
- Временное приостановление профсоюзами контроля за соблюдением заключенных ранее экономических соглашений между предпринимателями и наемными робитниками.
В некоторых чертах эта программа совпадала с экономической программой Дж. М. Кейнса, которую тогда использовали правительства многих стран для преодоления кризисного состояния. Однако существенным ее отличием был отказ от решения проблемы эффективного спроса, регулирование ставки процента (поскольку ссудный капитал в Германии не играл значительной роли в экономике из-за существования ряда ограничений, характерных только для этой страны).
Особого внимания заслуживает то, что все общество сознательно соглашалось перейти к режиму общей экономии ради возрождения производства и его последующей социализации.
Кризис 1929-1930-х гг была в Германии особенно острой из-за больших долговые обязательства страны по репарационному соглашениями, брак колоний и из других причин. Опасность составляло и безграничное усиление управленческой функции государства, постепенно, под лозунгом «социализации общества» превратилась в диктаторскую. Институционализм германской социал-демократии выродился в национал-социализм, фашизм.
1. ревизионизм | 3. Социал- реформистские модели экономического развития |