3. Социал- реформистские модели экономического развития

1951 года на Международном конгрессе социалистов во Франкфурте-на-Майне представителями 33 партий был создан Социалистический Интернационал. Первый конгресс Интернационала принял Декларацию «Цели и задачи демократического социализма», которая определяла экономическую стратегию и тактику социал-демократии. Было провозглашено идею построения «демократического социализма» как «третьего пути» развития суспильства.
В программной декларации подчеркивалось, что социализм является международным движением, не требующий строгой единства взглядов на формы демократического общества, каждая социал-демократическая партия может иметь собственную концепцию «демократического социализма», но все они имеют целью построить систему социальной справедливости и всеобщего благосостояния. Главным условием построения социализма является соблюдение принципов демократии и утверждению ее в трех сферах: экономике, политике, социальной сфери.
Политическая демократия утверждается через парламентскую форму правления при условии, что социал-демократы составят большинство в парламенти.
Социальная демократия осуществляется через создание и развитие социальной инфраструктуры, демократизацию системы образования, здравоохранения, реализацию различных форм социального обеспечения, предполагает свободу выбора рабочего места, миграции внутри страны и ин.
Экономическая демократия обеспечивается формированием «смешанной экономики», сочетания и равноправного сосуществования различных форм собственности, участия трудящихся в управлении производством через рабочие советы, рабочие представительства в акционерных обществах. В Декларации также было зафиксировано принцип социалистического планування.
«Смешанная экономика» в понимании социал-реформистов является экономической основой демократического социализма, общественного порядка, сочетающий эффективное производство со справедливым распределением. Это экономический строй, в рамках которого сосуществуют две экономические системы: капитализм и социализм. Основными функциями государства «смешанной экономики» является перераспределение доходов с целью обеспечения общественного благосостояния («государство благосостояния») и плановое регулирование общественного производства. Такая система по своей сути является распределительной в отличие от социально-рыночной, когда государство обеспечивает рациональное функционирование производства на основании усиления его конкурентности.
Собственной теоретико-экономической концепции (как национальной, так и международной) социал-демократия не имеет. Она приспосабливает современные экономические теории, ведущие доктрины (кейнсианские, неоклассические, институциональные), их инструментарий и рецепты для решения конкретных социально-экономических проблем.
Так, кейнсианские способы регулирования экономики использовали почти все социал-демократические правительства, несколько трансформируя экономическую роль государства в «социальную», закрепляя за государством функцию социального гаранта защиты интересов граждан.
Но существует ряд общих проблем, которые решаются в рамках всех национальных моделей «смешанной экономики»:
- Создание условий для сосуществования различных форм собственности на средства производства и типов предприятий (частной, государственной и общественной форм собственности, рыночного и монополистического сектора, частных, государственных и общественных предприятий)
- Определение форм экономической демократии и решения связанных с ними вопросов самоуправления и участия трудящихся в управлении;
- Определение границ вмешательства государства в экономику и форм участия государства в производстве;
- Определение границ общественного контроля за производством и распределением;
- Определение методов управления «смешанной экономикой», степени сочетания планового и рыночного механизмов регулирования экономики;
- Принципы политики социального реформирования, управления социальной сферой и формирования ее инфраструктуры, и решение, связанного с этим вопрос о главной цели экономической политики и способы ее досягнення.
Различные способы решения этих проблем определяют национальную специфику социального реформирования в отдельных странах, предоставляют особенных черт моделям «смешанного экономического строя» как «третьего пути» экономического розвитку.
В рамках национальных социал-демократий было создано несколько разновидностей моделей смешанного экономического строя, среди которых условно выделяют немецкий (и близкую к ней австрийскую), скандинавскую, французскую, лейбористскую («Фабиански»).
Немецкая модель «смешанной экономики». Неолиберальной модели «социально-рыночного хозяйства» (синтеза «свободного» и социально направленного общественного строя), которая вмешательства государства в экономику признавала только способом усовершенствования механизмов функционирования капитализма, немецкие социал-демократы противопоставили модель «смешанной экономики» («смешанного экономического строя») , что в ней государственное вмешательство рассматривалось как средство перехода к социализму. Ее авторами были Х. Дайст и Г. Вайссер - идеологи и теоретики СДПГ. В основу модели было положено теорию «экономической демократии» (уточненную концепцию «хозяйственной, индустриальной демократии» Р. Гильфердинга и Ф. Нафтали).
«Социально-рыночная» экономика основана на свободной конкуренции частных фирм, но усиление концентрации производства способствовало развитию государственной, кооперативной и других форм собственности. Это вызвало к жизни новые формы конкурентной борьбы - между предприятиями различных общественных секторов. Назрела необходимость пересмотра неолиберальной модели розвитку.
Основными звеньями немецкой модели «смешанной экономики» стала экономическая власть (а не собственность) и общественный контроль над ней. Именно они были объектом реформирования. Формирование «экономической демократии» трактовалось как:
- Создание альтернативной относительно капитала власти;
- Разделение ответственности между сторонами, участвующими в управлении;
- Обнародование принятых решений как внутри предприятия, так и на государственном уровне
- Создание системы самоконтроля
- Предотвращения злоупотреблений экономической властью.
Новый порядок должен вобрать все лучшее, что дал национальный исторический опыт: по экономической базой, системой собственности - капитализм, по морально-духовными и институциональными принципами - социализм.
За капитализмом закреплялась функция обеспечения эффективного развития экономики, экономического роста. Социализм должен был обеспечивать постоянное повышение уровня благосостояния, социальной справедливости и качества жизни, когда удовлетворение требований социалистического сектора гарантируется и контролируется державою.
Для ФРГ не характерна национализация, «смешанная экономика» строится на сочетании трех форм собственности, трех секторов и трех типов предприятий:
- Частная собственность, частный сектор, частные предприятия;
- Государственная собственность, государственный сектор, государственные предприятия;
- Общественная (общенародная) собственность, общественный сектор, предприятия общественной ориентации (те, что работают на достижение общественно значимой цели).
Все три сектора находятся в зоне рыночных отношений и конкурируют между собой, строят взаимоотношения на рыночных принципах. К конкурентной борьбе привлечены все типы предприятий. Экономическая демократия требует одинакового отношения ко всем секторам со стороны государства, не предусматривает льгот одном из типов пидприемств.
Власти монополий противопоставляется контроль за их деятельностью со стороны всех других предприятий. На принципах рыночной конкуренции они должны подтвердить свое право на существование и обеспечить демократический контроль за деятельностью инших.
Планового сектора непосредственно в экономике немецкая модель не предусматривает. Деятельность экономических субъектов не планируется. Но планируются финансы и программы развития социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, общественный транспорт, области информации и и др.)., Что способствует нормальному развитию економики.
Под планированием понимают расчеты народнохозяйственных балансов, национального бюджета, которые являются директивными для правительства, и определения общих ориентиров автономной деятельности эмиссионного банку.
Построено на принципах экономической демократии общество обеспечивает демократический контроль в следующих формах:
- Создание условий для возникновения экономического контрвласти;
- Участие трудящихся и служащих в управлении (через советы) с целью защиты интересов производителей и потребителей (противопоставляется контроля со стороны профсоюзов)
- «Прозрачность» (гласность) предпринимательской дияльности.
Регулирующая функция государства ограничена ее вмешательством в макроэкономическую и социальную сферы. Управленческая функция государства в экономическом сводится к регулированию конъюнктурных и структурных нарушений экономического цикла, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения стабильности денежного обращения, уровня цен, увеличение общественного продукта как гарантии роста благосостояния, с помощью управления финансами, налогами, использования денежных и кредитных механизмов, проведение рациональной таможенной политики. Иначе говоря, основы государственного регулирования по программе социал-демократов заключаются в формировании макроэкономической среды, которое способствует развитию рыночных отношений.
Социальная политика государства рассматривается как мощный институциональный рычаг развития общества. Государство обеспечивает формирование и поддержание социальной инфраструктуры; справедливое распределение, полное зайнятисть.
Особенно подчеркивалось, что недостатки в организации и финансировании социальной инфраструктуры негативно влияют на экономическое развитие (например, сокращение темпов экономического роста в 60-х годах полностью относились на счет недостаточно развитой системы образования).
Эта модель неоднократно подлежала обновлению, уточнению и дополнению. В частности в программе развития на 1975-1985 гг (Мангеймский съезд) было четко очерчено поле деятельности государства, методы ее вмешательства в экономику. Уточнялось, что методы косвенного воздействия на экономику зависят от конкретного социально-экономического состояния общества. Они будут иметь преимущественно кейнсианскую направленность, но на определенных этапах, с целью сокращения дефицита государственного бюджета, могут применяться и монетарные меры воздействия.
Программа декларировала верность традиционному социал-демократическому курсу, но в ней нашли отражение и новые тенденции: определялось место конкуренции («микроуровень») и место планирования («макроуровень»), признавалась конструктивная роль планирования. «Смешанная экономика» в новом варианте рассматривалась как такая, которая строится на принципе сознательного «глобального регулирования», сочетание микроэкономического саморегулирования и макроэкономического регулирования с целью подчинения производства потребностям социальной сферы (программа называет это «глобальной экономической политикой»).
«Глобальная экономическая политика» по своей сути была кейнсианской и должна была противостоять ерхардивському «социально-рыночному хозяйству», что из экономики свободной конкуренции превратилось в экспансивное капиталистическое господарство.
Теоретики, которые обосновывали новую программу социальных реформ (К. Шиллер, Х. Эренберг, Л. Пашке), отмечали, что построение социально-рыночного хозяйства была ориентирована на создание прочной картелизованои экономики - базы для социального реформирования. Формирование «смешанной экономики» имеет целью создание такой экономики, которая бы объединяла усиления (под контролем государства) конкуренции на микроуровне и планирования макроривни.
В целом немецкая социал-демократическая модель реформирования экономики сводится к построению эффективной экономики свободной конкуренции за усиление институциональных функций государства.
Австрийская модель «смешанной экономики». В отличие от социал-демократического движения в Германии, который в течение длительного времени проблему социального реформирования решал только теоретически, социалистическая партия Австрии, сразу после войны стала у власти, получила возможность апробации на практике модели «смешанной экономики». Идею национализации производства, как необходимое условие построения социально справедливого общества, было реализовано немедленно после вывода оккупационных войск.
В послевоенные годы в Австрии сформировался мощный в Западной Европе государственный сектор, который стал основой австрийской промышленной структуры, определял структурную политику, противостоял проникновению иностранного капитала в государственную экономику и защищал и поддерживал частный сектор. Он был планово-регулируемой, управляемым державою.
Государственный сектор рассматривался как рычаг, с помощью которого устанавливается экономическое равновесие в обществе, обеспечивается стабильный рост благосостояния, перераспределяются ресурсы в пользу частного сектора. С ним связана идея планового индикативного управления частным сектором и косвенного его регулирования.
Коммунистическая партия Австрии неоднократно выдвигала требование демократизации управления национализированным производством через привлечение профсоюзов и представителей трудящихся. Но социалисты рассматривали участие трудящихся в управлении как альтернативу национализации, поэтому считали эту демократизацию ненужной в условиях изъятия национализированного сектора из зоны капиталистического предпринимательства.
Идею демократизации управления в частном секторе было законодательно зафиксировано. Общество стало на путь формирования сильных профсоюзов, которые должны регулировать отношения в частном производстве на основании коллективных договоров. Кроме того, при правительстве было создано совещательные и консультативные комитеты, которые выполняли те же функции. В Австрии была сформирована система «социального партнерства», которая предусматривала согласование интересов труда и капитала на общенациональном ривни.
В 1966-1970 гг социалистическая партия Австрии находилась в оппозиции, поскольку экономическую политику правительства определяла коалиция партий. В этот период осуществлялся курс на ослабление государственного управления и протекционизма, реприватизации национализированной собственности в форме акционирования, создания предприятий с участием иностранного капитала. Следствием экономических трансформаций неолиберальной направленности стал экономический кризис, в результате чего коалиционное правительство принимает решение о возврате к социал-демократической программы. Более того, узаконивается концентрация и централизация (фактически монополизация) капиталов государственных предприятий.
На современном этапе австрийская модель «смешанной экономики» обновляется, ориентируясь на скандинавский вариант, модель «шведского социализма».
Лейбористская (Фабианская) модель «смешанной экономики». Эта модель предусматривала эволюцию собственности от частной к общественной (государственной) путем акционирования, а также прямой национализации. Сосуществование различных форм собственности было осуществляться на основе публичной корпорации, т.е. в национализированном секторе предприятие быть подконтрольным парламенту (а не органам исполнительной власти), на акционерных предприятиях - общему собранию акционеров. Деятельность государственных предприятий, как и частных и кооперативных, разворачивалась на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Но национализированный сектор имел право на льготные займы и субсидии.
После второй мировой войны, когда лидерство в парламенте завоевали лейбористы, происходит интенсивный процесс внедрения этой модели, прежде национализация и корпоратизация предприятий. Предприятия важнейших отраслей промышленности, Английский банк, а также все виды транспорта, связи становятся государственными. В конце 70-х годов доля государственного сектора в ВНП составляла 12%, государственные инвестиции - около 40%, на государственных предприятиях выпускалось 20% продукции, работало 19% общей численности занятых. Это дало основания говорить о переходе к «системы смешанной экономики».
Широкое внедрение плановых начал - еще одна из основных программных звеньев лейбористской модели. Лейбористы связывали углубление планирования экономики с ростом размеров предприятий, картелирование промышленности, расширением государственного сектора в экономике. Модели предполагалось директивное планирование относительно государственных предприятий и индикативное - по корпораций.
Сочетание плана и рынка в модели основывалось на принципе использования рыночных преимуществ, поэтому планирование не касалось чисто рыночных механизмов, в частности ценообразования, и не препятствовало свободному функционированию рынков товаров, рабочей силы, средств производства, переливанию капиталив.
Национализация и государственное влияние на деятельность корпораций делали возможным правительственный контроль за развитием социальной сферы и плановое управление ее инфраструктурой. Расходы на социальную сферу (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилищное строительство и др.). Составляли около половины всех расходов государственного бюджету.
В лейбористской модели «смешанной экономики» как единственной «публичной корпорации» значительное место занимала система контроля над экономической властью, которая осуществлялась третьей силой - профсоюзами.





2. Формирование теоретических источников современного социал-реформизма в 20-30- х гг. 4. Современный социал-реформизм