1.8. Учение о «Справедливую цену»
Бог дал людям для общего пользования блага природы, характерными качествами которой являются простота и сходство, а также то, что все люди от природы равны, из этого можно сделать вывод, что частная собственность отрицает природи.Новые отношения появляются в торговле. Нужна ли она? «Дело» (бизнес) отвращает людей от служения Богу, но она и «добро» и «зло». Христианство должно в том, что в течение VI-X веков Европа оказалась в «темноте веков». Однако термин «тьма веков» закрывает кардинально важны для Европейской цивилизации события. Часть институтов Римской империи, развалилась, послужила строительным материалом в формировании экономических, политических, нравственных во вновь римской империи Карла Великого, императора франков, которая включала в себя как в прошлом римские провинции, которые во многом не изменили своему строю, так и значительных регионов «варваров», тех же германцев, вандалов, разрушивших в свое время Рим. Появление термина «феод» относится к этой же эпохе. Его содержание видно из письма Одон королю Франции: «Удивляет ты меня очень, мой государь, как столь быстро, не разобрав дела присудил ты меня недостойным феода твоего, ибо родовитость у меня есть. Если дело касается несения службы ... служил тебе и при дворе, и в армии и на чужбине ... Бога и душу свою ставлю в свидетели, что лучше выберу умереть на своем феод чем без своего феода ».
Эта империя многополюсная по уровню развития. Очевидно, что это обусловило ее стремительный распад после смерти Карла Великого. Но развал уже регионов реформированных определенной общностью. Главный критерий это сельское хозяйство. А оно в значительной части империи вышло на более высокий уровень. Вместо лог, двуколки перешла на триполку, изменился набор сельскохозяйственных злаков. Вместо полбы внедрена пшеница, овощи, виноградарство, животноводство, птицеводство, пчеловодство. Поднялась врожайнисть.
Однако произошли и изменения в землевладении. Для германцев - соседская община-марка, где приусадебный участок его собственность, луга, пастбища, озера, леса - собственность общины. Но пашня - в общинном пользовании. А значит на участках, а они черезполосни, нужно сеять всем одну культуру, а это делает землю неплодородной, она выбывает из рационального использования (должна отдыхать). Такое землепользования открывало возможностей поиска новых путей и средств роста плодородия почв и роста эффективности труда. Неизбежно появление собственности господствующей части, прежде всего военачальникив.
Один из королей Франков при дележе добычи решил забрать ее, но один из воинов напомнил ему, что всем по равной части и разрубил чашу. Хлодвиг это не понравилось и он разрубил его голову как чашу. «Нет равенства - я вождь». Этот пример показывает, что неизбежно должно произойти увеличение земли в родовой знати за счет обезземеливания инших.
Судьба рядового воина в захваченных областях - аллод. Его участие также была решена - он должен сменить владельца. Крестьянский надел, уменьшался, мог увеличиться только за счет земли крупных землевладельцев, в том числе и монастирив.
Появляется арендатор - вчерашний общинник, владелец аллоду, остается со времен Рима пекарий в различных проявлениях (он беден, ему «дали держать» земельный участок на основе ренты - или отработочной, или натуральной, или денежной).
Вот перечень ежегодного оброка с одного крепостного надела, который установил Сен-Жерменский монастырь: пол быка или 4 барана - на военные дела (это на первом месте), по 4 динария (примерно 1/10 г золота) поголовной подати, 1250 литров зерна на конский корм, 100 теснину - 100 драной не с барского леса, 6 кур с яйцами, через два года на третий - годовалую овцу. А также пахать на монастырские поля под озимые и яровые три дня в неделю и выполнять другие поручения монастыря. (Всемирная история. Т. ИИИ с. 156).
В перечне повинностей незначительным есть доля денег. В хозяйстве крестьянин на правах индивидуальной собственности: приусадебный участок, орудия труда, включая ткацкий станок и гончарный круг, лошади, волы, продуктивные животные, птицы, пчелы, его нельзя убить, и нужно проявлять к нему заботу (Рим это делал путем института пекариив , этот институт остается и у франков). Судебная власть находится в сеньоров. Хозяйство натуральное, только некоторая часть уходит на рынок (деньги для уплаты аренды, налогов).
Хозяйство феодала замкнутый в своем воспроизведении, отсутствуют экономические связи с другими крупными землевласниками.
Вот что рассказывает официальный документ «Капитулярий об имениях» Карла Великого: «Пусть управленцы наши ежегодно до Рождества Христова ясно и по порядку нам сообщают о всех доходах, чтобы мы могли знать, что и сколько есть. Сколько сена, сколько дров и факелов, сколько тьосу ... сколько овощей, сколько пшена и проса, сколько шерсти, льна и конопли, сколько плодов с деревьев, сколько орехов и орешков ... сколько из садов, сколько с грядок репы, сколько из рыбных садов, сколько кожи и мехов, и рогов, сколько меда и воска, сколько сала, жиров и мыла, сколько вина ягодного, вина вареного, меда напитков и уксуса, сколько пива и вина виноградного, зерна нового и старого, сколько кур, яиц и гусей, сколько от рыболовов, кузнецов, оружейников и сапожников ... сколько от токарей и Седельников, сколько от слесарей, сколько от рудников железных и свинцовых, сколько тягловых людей, жеребятами и кобылок »(т. 3, с. 156).
Какой широкий, разнообразный перечень натуральных взяток, но в нем один раз упоминаются деньги. Но уже очевидно, что, при хорошей урожайности, которой тяжелой ценой все это производится. Цена - жестокая эксплуатация, бесправие, безысходность, а поэтому христианство пугает людей апокалипсисом, «тьмой веков».
Однако именно в это время VIII-IX вв. происходит историческое событие - переворот в аграрных отношениях. Образование крупного землевладения с массой малоземельных земледельцев-крестьян с определенным уровнем агрикультуры и ремесла, лишенных собственности на пашню и землю, но имеющих право пользования и лично зависимых, лишенных прав и свобод. В отличие от римских аграрных отношений, франкский крестьянин был лично заинтересован в результатах труда, он мог и должен был развивать предприимчивость. Рабские отношения потеряли аграрную технологическую революцию в Риме. Феодализм покончил с общинным пользованием пашни - основы родоплеменной организации земледелия, убила поиски новых путей и средств подъема плодородия почвы и эффективность производства. Очевидно были потеряны нравственные стороны, характерные для сельской жизни: взаимопомощь, благотворительность, равенство. Происходят изменения внутри господствующего класса. Бенефиций сочетался с отношениями вассалитета в отличие от отношений крестьянина и феодала. Это закреплявшее иерархические отношения внутри класса, подчиняло мелких крупными, а крупных крупными, что создавало усиление централизации и легло в основу абсолютистских монархий.
Монархия Карла Великого была тем центром, из которого развились Европейские государства: Франция, Германия, Италия. Из нее непосредственно выделились три национальности, каждая из которых стремилась к внутреннему объединения. Позже, когда мореплавание стало играть важную роль, к ним присоединилась островная Англия. Они играли главную роль в средние века и стали локомотивом становления и успешного функционирования индустриальной цивилизации.
Необходимо также указать, что католичество, благодаря Карлу Великому, утвердилось как всемирная. Он вывел на папский престол римского епископа, правда он не дал ему тех прав, которые он мог иметь в средние века. Кризис христианства в XI в. - Отражение той политики, которую оно проводило в VI-X веках, когда земная жизнь была только экзаменом перед загробным, что не способствовало поиску путей улучшения життя.
С XI века начинают развиваться города, создаются торговые корпорации, появляются остатки продуктов у крестьян и сеньоров-землевладельцев, которые им нужно продать городском покупателю - новому классу, классу ремесленников, которые могут существовать, только продавая свою продукцию. Строятся храмы, организуются Христовы походы - база развития денежного обращения. Возникают новые формы отношения продавца и покупателя, кредитора и должника. И они получают важное значение. Возрождается Римское право, в основе которого лежала теория частной собственности, свобода договора. Рыночные отношения возрождаются и в Европе. Разрешения противоречий сложившихся церковники нашли в учении о справедливости цены и греховность взыскания процента.
Отрицание греховности процента нашло свое решение в канонистов, в их учении о ренте и обществах. Необходимо указать, что учение канонистов представляет собой скоординированную систему взглядов на экономические процессы того времени, но они вплетены в богословие, заземлюючись в исповедальной и кафедрах. Это учение выявило серьезное влияние на законодательство средних викив.
Учение о «справедливой цене» появляется с возрождением рыночных отношений в средневековой Европе, относится прежде всего к раннему Середньовиччя.
Христианство на протяжении веков осуждало богатство в форме частной собственности. Учение Евангелия неоднократно предупреждает людей воздержаться от погони за богатством, которое может отвлечь от служения Богу, заглушить скрытые в людях добрые зерна. Его эгоистическом присвоению оно противопоставило милосердия, щедро подается тому, кто просить.
«Разве Бог такой несправедливый, что распределяет между нами средства к жизни не поровну, и ты должен жить в достатке в то время как другие нуждаются» (Эшли, с. 142).
Это религиозное чувство порождение нравственности - закрепилось в «естественном праве», которое опиралось на два принципа: а) все люди от природы равны б) отличительный признак природы - простота и сходство. «В кодексе церковного права позднего средневековья, который появился с указанием разницы между естественным и гражданским правом в истинных выражениях Юстиниановых Институций, к двум примерам основания естественного права - брака и воспитанию детей, добавлены общность имущества и свобода личности. «Люди должны пользоваться сегодня всем, что существует на свете», - говорит Климент (Эшли, с. 143). Но если стремление к личному обогащению греховное, то можно оправдать торговлю? Торговля, очевидно, несет благодеяния обществу, не всякий торговец корыстолюбив. Он обязан содержать семью, источником чего выступает торгивля.
«Если устранить корыстолюбие, - рассуждает Тертуллиан, - исчезнет основание для поиска прибыли, но если никто не будет заинтересован в получении прибыли, исчезнет побуждение к тому, чтобы заниматься торговлей». Но торговля опасна для души, «поскольку вряд ли невозможно купцу хоть раз не обмануть». (С.144). А спасение души очень важен для людей - один из важнейших постулатов християнства.
Улучшение условий в сельском хозяйстве происходило очень медленно и не везде к появлению известного избытка произведенного продукта над мизерным потреблением крестьянина и не мизерным - феодала-помещика. Это поставило людей в отношение продавцов и покупателей, создало поле расширения рыночно-денежных отношений, как на селе, так и в городах. Ремесленник начал отказываться от работы на огороде и в поли.
Так, возвращаясь на историческую арену, экономическая проблема - отношение продавца и покупателя, кредитора и должника получает первоочередное значення.
Церковь должна была ответить на этот вопрос. В основу римского права, как известно, возложена неограниченная свобода договора (это видно как из Дигест - кодекса Юстиниана, сборника законов римских императоров, так и сжатого руководства по римскому праву - институтов, выданных императором Римской империи Юстинианом (534-565 гг н. е.)).
С точки зрения свободного договора, отношения продавца и покупателя не имеют общественной оценки, в том числе этической, моральной. Это договор двух индивидов, двух граждан. Это область гражданского права. Юрист начале III века Павел говорит (его положение цитируется в Дигестах Юстиниана): «При осуществлении покупки и продажи покупатель имеет естественное право купить дешево то, что на самом деле стоит дороже, а продавец продать дорого вещь, которая стоит дешевле, значит оба они имеют право обмануть друг друга ».
И с позиции христианства торговля - дело греховное (за некоторыми исключениями). Поскольку покупатель и продавец ищут выгоды, т.е. поступают несправедливо, они не беспокоятся о своей душе, они забывают Бога. А это греховный поступок. Принцип христианства: «Во всем с людьми поступайте так, как бы вы хотели, чтобы так поступали с вами». Это дает основания для функционирования «справедливой цены» в теологив.
В наиболее полном учение о «справедливой цене» изложены Фомой Аквинским. Размышляя об умственных и моральных качествах, он приходит понятие справедливости, которую определяет как «постоянное и твердое желание давать каждому то, что он имеет право». (С. 150). Схема доказывания: во-первых, справедливое все то, что согласуется с Римским правом, во-вторых, что естественно для всех, то не является греховным, в-третьих, операция - это один из вариантов подарка, где выгода больше, чем цена подарка . Но потом он опровергает установки Римского права. Во-первых, законы божеские не могут быть опровергнуты законами человеческими, которые поощряют нечестные поступки (обман), во-вторых, порок не становится меньше из-за того, что он естественен для всех, в-третьих, справедливость торговли не равна справедливости в дружбе.
Таким образом доказательства существования справедливой цены вещей. Он утверждает, что каждая вещь имеет свою определенную «справедливую цену», установить которую можно точно. Это утверждение вызывает удивление, поскольку дальнейшее изучение этого экономического феномена не завершено и сегодня. Но «справедливая цена» является историческим фактом. Европейская цивилизация долгое время развивалась низкими темпами. В ХIV-ХVIII веках происходит их рост, и это связано с рыночными отношениями, которые их обумовили.
Прогресс в сельском хозяйстве выступает здесь материальной первоосновой. Значительная численность населения, испытывала политических, социальных, биологических испытаний, была занята в сельском хозяйстве, где царили примитивные орудия труда, когда потребности семьи удовлетворялись за натурализации хозяйственных связей. Крестьянин в своем хозяйстве производил одежду и обувь, предметы быта, хорошо зная, какие расходы на производство были необходимы для их изготовления. С появлением новой социальной единицы - ремесленников, которые долгое время занимались и сельским хозяйством, и с возникновением гильдий были осведомлены о расходах своих коллег по ремеслу в городе, справедливая цена за изделия была очевидной, рассчитанная за каждый вибир.
«А поскольку опыт показал, что на отдельных лиц нельзя рассчитывать, чтобы они добросовестно назначали цены вещам, согласно их действительной стоимости, то отсюда следовало, что государственная власть, город или гильдия обязаны были взяться за это и определить справедливую и умеренную цену »(с. 157).
Учение о «справедливой цене» выступает как дальнейшее развитие догматов грехов отношении человека благотворительной, этого продукта разложения родоплеменного строя и социальной дифференциации. В новых условиях, когда социальная дифференциация усилилась, идеология христианства, как главная духовная власть, должна была найти новые формы оправдания дифференциации. При сохранении естественного права появляются гражданское и церковне.
Гражданское право сформулировано в римском, но оно исторически не работало в условиях феодальных рыночных отношений в Европе после крушения Римской империи. Светская и духовная власть типичные для средневековой Европы. Борьба между ними, приобретала различные формы в национальных образованиях, против новых отношений, разрушали феодальные, должна была породить учение о «справедливой цене». Оно повлияло на формирование национальной экономической политики стран Западной Европы.
1.7. Рим | 1.9. Христианство и предпринимательство |