1.9. Христианство и предпринимательство
Рыночные отношения в Римской империи безобразно специфические. Эллины породили политическую демократию на узкой экономической основе. Это демократия избранных, «не варваров», она опирается на собственность, на рабов, на экономическую мощь олигархов - вчерашнее родоплеменную знать.Рыночные отношения охватывают торговлю и в определенной мере те участки общественной жизни, где есть разделение труда. Сфера обращения денег невелика. Но они уже могут использоваться как общий платежное средство, как специфическая покупательная сила. Она порождена не физической природой, она - продукт новой нарождающейся силы - межличностных экономических отношений. Поскольку для эллинов и римлян природа - источник мудрости, то на новые рождаемые силы они должны смотреть как на нечто неестественное, а значит неразумное. Так появляется хрематистика.
Обмен благами естественный. Обмен требует равенства. Равенство означает соизмеримость. Деньги - инструмент соизмеримости. Можно оправдать торговлю, особенно между странами. А значит, оправдать деньги - средства обмена. Но деньги могут быть и средством роста. Деньги при ростовщичестве порождают деньги. Но ростовщичество - занятие постыдное. Эллин грабит эллина. Но даже в родоплеменной организации, присутствует жадность, стяжательство. И это там, где взаимопомощь и взаимовыручка - дело чести, где отсутствие помощи и содействия признается настолько грязным и застенчивым, что требует изгнания из рода (клана), что равнозначно смертной казни. Ростовщичество одно из самых неблаговидных занятий. Однако осуждение ростовщичества сужает базу развития предпринимательства. Предпринимательству необходим инвестиционное источник - кредит. Но христианство рождается, развивается в конкретном историческом среде. Эта среда - греко-римское, в том числе и хозяйственную жизнь, где ростовщичество приобретает характер национального бедствия, где под тяжестью ростовщических процентов разоряются свободные крестьяне, земельные поместные владельцы, арендаторы, ремесленники. Христианство осудило ростовщичество как один тяжелых из семи грехов - корыстолюбие. Учитывая огромное влияние христианства на европейском пространстве, такая оценка занятий ростовщичеством была равнозначной изгнанию из рая. Поэтому ее носителем стал иудей, а не христианин или мусульманин. Христианство защитило крестьянина, ремесленника от долгового рабства, но не от тяжелого бремени уплаты высокого ростовщического процента. Исторических условий для роста предпринимательской деятельности еще не существовало. Христианство повлияло на такой элемент рыночных отношений, как формирование рыночных цен. Римское право провозгласило свободу договора продавца и покупателя, тем самым предоставляя свободу действий таком регулятору рыночной цены, как взаимодействие предложения и спроса. Цена - стимулятор или быстрого развития или стагнации и банкротства. Здесь предполагается нарушения такой нравственной категории как добродетель, первоначальной заповеди христианства - пожелай другому того, что ты пожелал бы соби.
Каноническое право пытается найти лазейку для оправдания таких экономических межличностных отношений. Свое решение они находят в «справедливой цене». «Справедливая цена» - это не результат свободной игры рынка, она устанавливается либо государством, либо торговыми ремесленными гильдиями, или городами. «Справедливая цена» должна реализовать одно из положений христианства о том, что Бог определил каждому его социальную сословную роль (христианство здесь заимствует индуистское положение о кастах, где реализуется земное предназначение человека). Но «справедливая цена» является цепью на пути прогресу.
Эта сословность находила свое отражение в законах о роскоши, в законах, регламентирующих личностное потребления средневекового человека. Французская пословица гласит: «Духовенство служит государству своими молитвами, дворянство - своей кровью, а народ своим трудом».
Однако в реальной жизни появлялись разные формы меновых операций, отходили от официально узаконених.
- Можно было использовать и денежную массу, что имелась в наличии, на покупку ренты, поскольку доход от ренты не был греховным. Можно было оптовая продажа товаров использовать для получения своеобразного процента на авансированную сумму денег путем накопления суммы между «справедливой цене» и объемом всей продажной суммы, можно было использовать векселя. Возобновлялась такая форма как римские общества. Канонисты утверждали: там где есть риск, там есть общество (акционеров).
Одной из важнейших ошибок средних веков было учение «о непродуктивности капитала», или «аксиом о бесплодии капитала» - отрицание производительности грошей.
Ранняя история термина «капитал» темная. Он не пользовался популярностью. Меркантилисты определяли им сумму денег, отданную в заем или сумму денег, которые имел держатель для отдачи взаймы. И только у физиократов уже имеет свое определение - это накопленная ценность.
1.8. Учение о «Справедливую цену» | 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ гильдейские ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ЕВРОПЕ (ХVI - XVIII СТ.) |